В Городском Выставочном зале открылась «Выставка одиннадцати».
Группа молодых художников под руководством двух маститых карельских авторов Аркадия Морозова и Артема Стародубцева, с энтузиазмом заполонила все выставочное пространство зала. Это Владлена Громова, Артем Парамонов, Наталья Егорова, Илья Инюткин, Антонина Юфа, Игорь Фомин, Ольга Добрякова, Иван Смирнов, Нина Олконен — в основном нынешние и бывшие студенты Международного славянского института.
Все последнее время мэтры карельского искусства отчаивались, потому что с молодыми художническими силами в Карелии был настоящий кризис. И вот не пропали труды наших лучших художников-педагогов втуне: появилась-таки новая поросль.
Молодые показали себя не только в Карелии, но успели поучаствовать в серьезных выставках и получить престижные награды, как например, Владлена Громова, удостоившаяся премии Кандинского. С гордостью говорил на вернисаже о своих учениках Аркадий Морозов.
В Петрозаводске теперь есть очень мощный костяк художников-профессионалов, показавших приличный уровень владения самыми различными техниками. Сейчас многие художники-дизайнеры используют в своем творчестве технику фотографии. К сожалению, ничего необычного здесь я не увидела. Симпатичные образы, созданные Натальей Егоровой, не новы, нет в них своеобразия. Фотографии Нины Олконен – это только милые скромные этюды, да и только. На мой взгляд, первые ее работы были более интересными.
Другое дело – инсталляции Владлены Громовой и Артема Парамонова. С каждым разом они вызывают все больший интерес, чувствуется, что для авторов язык актуального искусства стал своим. Для них творить в этом формате, значит пребывать в родной стихии. В инсталляциях «9 минут 38 секунд» и «Mute» ощущается оригинальное мышление художников.
Если говорить об офортах, то хочется отметить прежде всего замечательное владение техникой – спасибо учителям! Но не хватает экспрессии, энергии, жизни (не в смысле реальности образов). Может, молодым просто нечего сказать? Странные образы, мрачные и потусторонние, рождаются у двадцатилетних. Интересно, что сказал бы психолог, если бы ему предложили проанализировать многие из этих произведений? Когда-то молодой Гоголь в своих ранних произведениях тоже обращался к потустороннему миру, но повести его все же находили мощный отклик у современников, и с мрачными картинами рядом было много юмора, а значит жизни. Мне могут возразить, что сама действительность такова, время перемен и кризисов рождает образы, адекватные происходящему. Многие офорты, представленные на выставке, изначально не трогают, и даже техника не спасает. Проходишь мимо, без желания всмотреться, не говорю уж восхититься хотя бы линией, цветом, формой. Или встревожиться, или задуматься, или ужаснуться вместе с автором. Хочется, чтобы что-то зацепило. Когда-то Вольтер заметил, что все жанры в искусстве хороши, кроме скучных… Правда, один из авторов – Иван Смирнов — все же заставил обратить на себя внимание, многие отметили серию его монотипий.
Самый яркий аккорд на выставке — произведения художника и педагога Аркадия Морозова. В них чувствуется энергия, ощущается яркая и противоречивая личность художника, ищущая, страдающая и созидающая. Интересно, как выглядела бы экспозиция новой выставки, если бы убрать из нее произведения Морозова? Думаю, она изменилась бы кардинально. Так что ученикам есть чему учиться, тем более, как сказал сам Аркадий Морозов, вектор молодым указан.
При всех вопросах,которые вызывает их творчество, молодым художникам в таланте не откажешь. Вот мнение специалиста — искусствоведа, директора Городского выставочного зала Марии Юфа:
— Для художественной жизни Петрозаводска, в котором еще недавно вполне реальной перспективой казалось не только исчезновение жанров и видов изобразительного искусства, но и отмирание самой профессии художника, это событие — качественный шаг вперед.
Нельзя не согласиться.
Фото автора