Архитектура Петрозаводска

Несостоявшийся ансамбль

Вариант проекта пристройки к зданию МГБ. 1951. Автор – архитектор Э. Тентюкова
Вариант проекта пристройки к зданию МГБ. 1951. Автор – архитектор Э. Тентюкова
Перелом улицы Андропова у истока улицы Свердлова настолько заметен, что фактически представляет собой перекресток, образованный тремя улицами – Свердлова (Большой Подгорной), Андропова (Повенецкой-Комсомольской) и ее частью, называвшейся когда-то Палатским переулком.

Такие странные углы и непрямые пересечения на плане Петрозаводска нередки, особенно в центральной его части. Появились они в связи с тем что сетка прямоугольных или квадратных кварталов – наследие екатерининского классицизма – вынуждена была вписываться в местный ландшафт: приспосабливаться к начертанию старинного почтового тракта на Петербург, нынешний проспект Карла Маркса, следующий под произвольным, природой заложенным углом по берегу Лососинки.
Этот перелом-перекресток улицы Андропова имеет очень важное градостроительное значение для формирования прежде всего улицы Свердлова, так как замыкает ее перспективу снизу, со стороны улиц Дзержинского и Кирова. Зодчие при застройке таких градостроительно значимых узлов городских планов всегда стараются решать их с помощью архитектуры зданий, становящихся местными акцентами.
С этой точки зрения очень интересны неосуществленные проекты архитектора Эмилии Тентюковой (1925 – 2005), которая разрабатывала их для Министерства госбезопасности в конце 1940-х – начале 1950-х годов.
Улица Комсомольская в начале 1950-х. Справа – жилой дом №9 по ул. Андропова, за ним – административное здание МГБ. Фото из фондов Национального архива РК
Улица Комсомольская в начале 1950-х. Справа – жилой дом №9 по ул. Андропова, за ним – административное здание МГБ. Фото из фондов Национального архива РК
Административное здание наркомата внутренних дел (ныне ФСБ) было построено на улице Комсомольской в 1939 году. Выполненное в характерном для такого рода сооружений 1930-х неоклассицистическом стиле, оно вместе с домом Совнаркома, возведенным перед войной, задало новый масштаб бывшей деревянной Повенецкой улице. Когда уже после войны возник вопрос о строительстве нового здания окружного управления МГБ Карело-Финской ССР, то, по-видимому, сомнений в его месторасположении не было. Соседство двух ведомств позволяло довольно близко расположить новое строение, причем в некоторых вариантах оно трактовалось даже как пристройка.
Эмилия Тентюкова, чрезвычайно плодотворно работавшая в Петрозаводске с 1947 года в течение 35 лет, прожила вместе с советской архитектурой все сменившиеся за это время стили – неоклассицизм и модернизм, поиски национальной компоненты и банальные привязки типовых зданий – и главным в ее творчестве всегда была глубокая градостроительная культура, отличавшая любой ее проект. Здания, сооружаемые по проектам Э.А. Тентюковой, вписывались в существующее окружение, не подавляя ранее возведенные строения, а добавляя к ним то неуловимо-необходимое, что позволяло создавать полноценную городскую среду.
Московский архитектор Галина Невзорова в строительном обзоре Петрозаводска в начале 1950-х так описывает здание НКВД: «Назначение сооружения ясно выражено в его архитектурном облике. Несколько суровый, сильно рустованный цокольный этаж, пилястры верхней части здания, тонко прорисованные детали – все это свидетельствует о творческом освоении автором принципов русского классического наследия и умелом использовании их в создании образа советского административного здания». К слову, пока не найдено имя автора-архитектора, выстроившего это стильное здание в 1939 году.
Э. Тентюкова спустя 10 лет при проектировании его окружения довольно удачно продолжила преемственность в создании советского классицистического образа в архитектуре как нового здания МГБ, так и жилого дома, выходящего на угол с проспектом Ленина. Не повторяясь в деталях, а лишь сохранив в обоих зданиях рустовку первого этажа, архитектор Тентюкова создала в проекте цельный ансамбль застройки улицы Комсомольской от площади Ленина до проспекта Ленина. Перелом-перекресток был акцентирован портиком из четырех пилястр, ориентированным своей осью как раз на ось улицы Свердлова, образуя маленький ансамбль. В разных вариантах здания портик завершался либо фронтоном, либо аттиком с обелисками, продолжающими линии пилястр над карнизом. Но в любом случае такой архитектурный акцент добавлял бы улице Свердлова необходимое логическое градостроительное завершение.
Ансамбль улицы Комсомольской-Андропова не состоялся. В начале 1950-х все силы были сконцентрированы на застройке проспекта Карла Маркса как важнейшей составляющей нового линейного центра столицы Карело-Финской ССР. Два здания Министерства внутренних дел – административное и жилое – были размещены именно здесь. Корпус МГБ получил пристройку в глубь участка, а по линии улицы Комсомольской в 1958 году встал обычный жилой дом, неизвестный автор которого никак не отозвался в своем здании на начало улицы Свердлова. А может быть, это был типовой дом, воткнутый по принципу уплотнительного градостроительства. Этот принцип существовал всегда, в большей или меньшей степени. Дом коротковат по фронту, слишком равнодушен для своего «ударного» расположения, и хорошо, что зарос деревьями.
Жилой дом № 3 по ул. Андропова. Фото Э. Кулдавлетова. 2007 год
Жилой дом № 3 по ул. Андропова. Фото Э. Кулдавлетова. 2007 год
В начале 1970-х последней точкой в застройке нечетной стороны улицы Комсомольской стал маленький объем фотоателье, расположившегося вблизи корпуса бывших присутственных мест и похожего на огромный фотоаппарат своим центрально расположенным витражом на фасаде.
Жилой дом на углу с проспектом Ленина строился в три очереди. Первая, по Комсомольской улице, была возведена в 1947 году и белыми пилястрами главного фасада и карнизом пыталась соответствовать образу, заданному улице еще в 1939-м. До тех пор, пока не была выкрашена так, что эти пилястры зрительно растворились на стенах. Продолжение этого дома по проспекту Ленина совпало с наступлением на архитектурные «излишества» и выглядит вполне в духе 1960-х – просто и невзрачно, лишь магазин «Подарки» всячески пытается привлечь к себе внимание, припухнув набитыми всякой всячиной витринами.
Типичный петрозаводский доходный дом XIX века. Теперь на этом месте стоит дом с «Подарками». Фото Е. Щеглова из фондов Национального архива РК. 1961 год
Типичный петрозаводский доходный дом XIX века. Теперь на этом месте стоит дом с «Подарками». Фото Е. Щеглова из фондов Национального архива РК. 1961 год
Остается только пожалеть о том, что проект архитектора Эмили Тентюковой для улицы Комсомольской не осуществился и город лишился, не обретя, еще одного ансамбля.
«Лицей» № 10 2009 
  • Ася Мунасыпова

    И опять спасибо — за статью о творчестве Эмилии Андриановны.Еще раз , спасибо Вам, Елена!

  • Елена Ициксон

    Доходными называют те дома, которые строили специально для сдачи в наем, а не в качестве собственного жилья. Например, в этом доме в 19 веке традиционно квартировали вице-губернаторы, после того как их «попросили» с Круглой площади.

  • Читатель

    Скажите, а что значит доходный дом?

  • Елена Ициксон

    Необходимо заметить, что этот типичный петрозаводский доходный дом, представленный на фотографии, стоял на том месте, где теперь находится дом с «Подарками»