Такие странные углы и непрямые пересечения на плане Петрозаводска нередки, особенно в центральной его части. Появились они в связи с тем что сетка прямоугольных или квадратных кварталов – наследие екатерининского классицизма – вынуждена была вписываться в местный ландшафт: приспосабливаться к начертанию старинного почтового тракта на Петербург, нынешний проспект Карла Маркса, следующий под произвольным, природой заложенным углом по берегу Лососинки.
Этот перелом-перекресток улицы Андропова имеет очень важное градостроительное значение для формирования прежде всего улицы Свердлова, так как замыкает ее перспективу снизу, со стороны улиц Дзержинского и Кирова. Зодчие при застройке таких градостроительно значимых узлов городских планов всегда стараются решать их с помощью архитектуры зданий, становящихся местными акцентами.
Административное здание наркомата внутренних дел (ныне ФСБ) было построено на улице Комсомольской в 1939 году. Выполненное в характерном для такого рода сооружений 1930-х неоклассицистическом стиле, оно вместе с домом Совнаркома, возведенным перед войной, задало новый масштаб бывшей деревянной Повенецкой улице. Когда уже после войны возник вопрос о строительстве нового здания окружного управления МГБ Карело-Финской ССР, то, по-видимому, сомнений в его месторасположении не было. Соседство двух ведомств позволяло довольно близко расположить новое строение, причем в некоторых вариантах оно трактовалось даже как пристройка.
Эмилия Тентюкова, чрезвычайно плодотворно работавшая в Петрозаводске с 1947 года в течение 35 лет, прожила вместе с советской архитектурой все сменившиеся за это время стили – неоклассицизм и модернизм, поиски национальной компоненты и банальные привязки типовых зданий – и главным в ее творчестве всегда была глубокая градостроительная культура, отличавшая любой ее проект. Здания, сооружаемые по проектам Э.А. Тентюковой, вписывались в существующее окружение, не подавляя ранее возведенные строения, а добавляя к ним то неуловимо-необходимое, что позволяло создавать полноценную городскую среду.
Московский архитектор Галина Невзорова в строительном обзоре Петрозаводска в начале 1950-х так описывает здание НКВД: «Назначение сооружения ясно выражено в его архитектурном облике. Несколько суровый, сильно рустованный цокольный этаж, пилястры верхней части здания, тонко прорисованные детали – все это свидетельствует о творческом освоении автором принципов русского классического наследия и умелом использовании их в создании образа советского административного здания». К слову, пока не найдено имя автора-архитектора, выстроившего это стильное здание в 1939 году.
Э. Тентюкова спустя 10 лет при проектировании его окружения довольно удачно продолжила преемственность в создании советского классицистического образа в архитектуре как нового здания МГБ, так и жилого дома, выходящего на угол с проспектом Ленина. Не повторяясь в деталях, а лишь сохранив в обоих зданиях рустовку первого этажа, архитектор Тентюкова создала в проекте цельный ансамбль застройки улицы Комсомольской от площади Ленина до проспекта Ленина. Перелом-перекресток был акцентирован портиком из четырех пилястр, ориентированным своей осью как раз на ось улицы Свердлова, образуя маленький ансамбль. В разных вариантах здания портик завершался либо фронтоном, либо аттиком с обелисками, продолжающими линии пилястр над карнизом. Но в любом случае такой архитектурный акцент добавлял бы улице Свердлова необходимое логическое градостроительное завершение.
В начале 1970-х последней точкой в застройке нечетной стороны улицы Комсомольской стал маленький объем фотоателье, расположившегося вблизи корпуса бывших присутственных мест и похожего на огромный фотоаппарат своим центрально расположенным витражом на фасаде.