В январском номере «Лицея» за 2004 год была публикация под названием «Площадь, которой нет». Шесть лет назад этот рассказ можно было рассматривать, скорее, как краеведческий, поднимающий историю одного из многочисленных несложившихся ансамблей Петрозаводска.
География места сегодня накалена до предела. Предполагаемый снос двух из трех сохранившихся деревянных зданий возле гостиницы «Северная» вызвал сильное возмущение горожан, кипящих страстями в Интернете и на митингах. Обратить на это внимание властей помогло также обращение группы деятелей науки и культуры города, направленное в министерства и главе Петрозаводска буквально за день до окончания 2009 года.
Одно из требований общественности – «В целях выработки скоординированной позиции предлагаем обсудить сложившуюся ситуацию на специальном совместном заседании архитектурно-градостроительной секции научно-технического совета при Министерстве строительства РК, научно-экспертного совета по культурному наследию Республики Карелия при Министерстве культуры… с привлечением широкого круга заинтересованных лиц» – было выполнено оперативно. 19 января в зале заседаний Министерства строительства яблоку негде было упасть. Однако результат получился нулевой. Более того, архитекторы изрядно замутили воду, озвучив даже не два, а несколько мнений по этому больному вопросу.
Мне кажется, устроители такого совещания ничего от его проведения и не ожидали, как только поставить галочку о свершившемся мероприятии. Дело в том, что после публичных высказываний Главы РК, что «эти дома должны остаться после нас», предложенное участникам рассмотрение проекта нового строительства с учетом сноса деревянных домов 24 и 24а по пр. Ленина повергло собравшихся в шок. Даже архитекторы, ратующие за их снос по причине плохого состояния и надеющиеся увидеть здесь образец замечательной средовой архитектуры, были поражены. Бальзамом лились слова инвестора о том, что ему претит грубое вторжение агрессивной архитектуры в сложившийся исторический центр Петрозаводска. Но при сопоставлении с демонстрируемыми на экране картинками автора проекта это было похоже на театр абсурда. Или эти два человека – архитектор и инвестор – первый раз друг друга видят, или говорят об объектах, абсолютно не связанных ни местом, ни временем.
На мой взгляд, объединенное заседание не было подготовлено в надежде на то, что оно само вывернет в какое-нибудь русло, где и потечет. Ничего никуда не вытекло, кроме как к удивительному решению собрания – подождать, дать время автору поработать, а там уж будет видно. Может быть, потом, если автор не справится, провести архитектурный конкурс для выявления лучшего способа застройки. А может быть, группа охранителей памятников добьется статуса для несчастных деревяшек, что тоже дает мало радости, ибо не менее несчастная детская поликлиника со своим статусом, но без финансирования гниет на глазах всего города и властей всех рангов.
Вопрос, всколыхнувший город, не заключается в двух домах на проспекте Ленина. Просто он высветил слабые места нашей градостроительной политики в Петрозаводске, которая завязана на большие деньги и которая, как прошедшее совещание с общественностью, сама никуда не вырулит. Это уже прямая прерогатива властных структур всех уровней.
У Петрозаводска нет проекта детальной планировки (ПДП) центра. Последний датируется 1985 годом, а с тех пор произошло очень много изменений как в застройке, так и в законодательстве. Штучная торговля участками в центре приводит к хаосу в застройке, не имеющей ничего общего ни с архитектурой, ни с градостроительством. В этих условиях спасением для города было бы объявление моратория на отведение участков в центре исторического Петрозаводска.
Необходимость нового ПДП для города можно подтвердить несколькими примерами.
Освободившаяся территория первой площадки ОТЗ, довольно большая территория по меркам нашего города, может быть занята деловыми, офисными, коммерческими или общественными объектами, что, в общем-то, и предусматривается новым генеральным планом. Если посмотреть немного вперед и подумать об этой площадке, то стоит ли сейчас в спешке забивать колья для офисных коробок в любую щель остальных кварталов центра?
Эта площадка может быть и зоной рекреации исторического ядра Петрозаводска, и с точки зрения современных функций нормального столичного города зоной, которая могла бы выполнять и контактные функции, и культурные, и все остальные, которые являются типичными для урбанизированной территории. Там можно развернуться с современным строительством, не уничтожая старую застройку центра, не стирая лицо Петрозаводска и не убивая его характер, сложившийся за последние 50 – 60 лет.
Разговоры о проекте благоустройства проспекта Ленина спотыкаются о транспортные проблемы. Екатерининская сетка улиц старого центра, ставшая основой получения городом исторического статуса, не может выдерживать и проталкивать массы транспорта. Имея стратегию развития центра Петрозаводска, нужно ли доводить транспортные артерии до смертельных склерозов, нанизывая на них огромные торговые центры и офисы, которые сами по себе станут дополнительным притяжением автомобилей? Как бы мы ни расширяли наши улицы в центре за счет сноса деревьев или даже домов, при нашей исторической планировке пробок и заторов не избежать. Может быть, подумать о функциональной разгрузке центра, а не его перезагрузке?
И это лишь малая часть вопросов, решаемых проектом детальной планировки центра.
Разработанный в 1995-м и утвержденный в 1996 году проект охранных зон исторического Петрозаводска требует корректировки в связи с введением новых законов об охране культурного наследия. Структуры, делающие попытки ставить на туризм в нашем городе, должны просто носиться с каждым уцелевшим старым зданием и добавлять в список объектов культурного наследия новые пункты, чтобы максимально сохранить своеобразие Петрозаводска.
Город производит на приезжающих к нам впервые впечатление скандинавского именно в районе пересечения Энгельса – Ленина. Своеобразные здания, каких нет в других российских городах, являются туристической визитной карточкой, брендом, узнаваемым штрихом Петрозаводска. И сохраняя, поддерживая эту тему, можно сделать город с оттенком северо-европейским, даже вводя современные здания тактичной масштабной архитектуры. Мне кажется, этот имидж более характерен для Петрозаводска, чем уплотнение его по типу Чикаго, Нью-Йорка и т.п.
Несмотря на ряд тяжелых градостроительных ошибок, совершенных и совершаемых в центре города, Петрозаводск пока еще имеет шансы сохранить свой европейский облик с уклоном в советский неоклассицизм конца 1940-х – начала 1950-х. И этот уклон имеет самоценность и большой интерес как с точки зрения туристического притяжения, так и с точки зрения истории архитектуры.
Сейчас в центре нашего города при постановке крупномасштабных зданий происходит разрушение логики традиционного формирования архитектурно-градостроительной среды. Это градостроительная небрежность, градостроительный брак. Один образ города замещается другим. Пока не поздно, нужно сделать осознанный выбор – желаем мы этого или нет. Под «мы» я подразумеваю всех горожан.Общественность сказала свое слово. Чтобы спасти Петрозаводск, нужны политическая воля и целенаправленные действия властей как города, так и республики.
«Лицей» № 2 2010