24 сентября в помещении бывшего ремонтно-механического цеха Онежского тракторного завода состоялось открытие необычной для нашего города выставки «Времена города. Онежский тракторный: прошлое, настоящее, будущее». Прошлое и настоящее – в фотографиях, будущее – в архитектурных конкурсных проектах. Необычность заключается в месте проведения – угрюмом большом цехе с ненужным уже никому оборудованием и истертыми чугунными плитами пола.
Старейший, славный завод, более двух веков составлявший жизнь Петрозаводска и являющийся сердцем города, умер. Фотовыставка потерялась среди старых, оцепеневших станков. Мониторы, на которых беспрерывно двигались фотографии, выглядели легкомысленными пришельцами среди конструкций старого цеха, видевшего тяжелую и важную когда-то работу; неуместный фуршетный стол с фруктами и вином почему-то настойчиво и неотвязно ассоциировался с поминками, несмотря на наличие шампанского. Знакомые журналисты, художники, фотографы, архитекторы, какие-то деловитые и энергичные молодые люди в строгих костюмах с хозяйским видом и – бывшие инженеры и рабочие ОТЗ, ветераны главнейшего петрозаводского предприятия, с надеждой устремлявшиеся к выставке архитектурных проектов, разместившейся в дальнем углу и анонсированной устроителями под девизом «Будущее».
Представление широкой публике проектов архитектурного конкурса, проведенного нынешним покупателем бывшей заводской территории, питерской компанией «Охта-Групп», пожалуй, стало главной причиной организации всей выставки. Нам до 17 октября даже позволено высказывать свое мнение о представленных проектах, которое, возможно, будет учтено при подведении итогов, каковое, тем не менее, официально состоится уже 30 сентября.
Проекты, в отличие от фотографий, не потерялись в пространстве цеха. Планшеты с планами и красочными 3D-моделями выстроились светлыми рядами на фоне потемневших старых стен, приглашая к внимательному рассмотрению.
В заказном конкурсе приняли участие 4 команды проектировщиков, собранные по замыслу заказчика из своеобразных тандемов: два петрозаводских архитектора и группа непременно зарубежная, немецкая или финская. Так, Андрей Гречкин и Евгений Фролов работали с группой AECOM, Алексей Скрипицын и Эмиль Кулдавлетов с Eagle Group International, Евгений Таев и Ирина Лялько с Эллер+Эллер, Александр Савельев и Елена Вознесенская с командой Kunzel-Gifhorn-Gieseking PLANUNGS GMBH.
Столько разнообразных талантов, выдающих иногда довольно спорные проекты, но при этом каждый с авторским лицом, – это исключительно о наших архитекторах речь, так как с творчеством иностранцев познакомиться не довелось. Удивительно единомыслие в проектах конкурса «на лучшую эскиз-идею-концепцию многофункционального комплекса «Александровский завод». Похоже, концепция-то была одна, та, которую внедрил заказчик, а этой россыпи архитекторов предстояла задача обернуть все в красивую и убедительную обертку. Мне кажется, все авторы не справились с задачей и не сумели загримировать как следует и нарушения генерального плана в части тотального размещения жилой застройки в общественной рекреации да еще и в водоохранной зоне Лососинки, да еще и в рекреации спортивного назначения, и подмену понятия, установленного вслед за генпланом Правилами землепользования, общественно-деловой и культурный городской центр примитивным торгово-развлекательным комплексом.
При разработке и утверждении последнего генерального плана Петрозаводска уже было известно о переводе производства ОТЗ с его первой площадки, что с XVIII века находилась в центре города, на вторую. Поэтому в предложениях генплана впервые за всю нашу историю на повестку дня вышла реконструкция участка ОТЗ, реконструкция под самую адекватную функцию для этой главной площадки города, а именно общественно-деловую и культурную. Смысловой центр города должен остаться наполненным значимой функцией – вот идеологическая составляющая этой территории. Это исторический центр города, его суть, это звучит в имени ПетроЗАВОДск.
Торговля, развлечения, офисы, еще один спальный, пусть и высококачественный райончик – это пустота, уничтожение вольное или невольное памяти места, слишком дорогого каждому петрозаводчанину, большинство из которых так или иначе связаны с заводом.
Что может быть включено в понятие общественно-деловой и культурный центр? Ни один представленный проект не вышел за рамки предложенных инвестором жилых образований и торгово-развлекательных затей. Конечно, на большом участке в 20 гектаров вполне уместно сделать самый большой и замечательный торгово-развлекательный центр города, по крайней мере он здесь не будет выглядеть слоном в посудной лавке, как аналогичное заведение, предлагаемое другими инвесторами для проспекта Ленина. Торговля – «короткие» деньги, а у «Охта-Групп» как будто большой опыт в реанимации площадок старых заводов, и они знают, как выгоднее вести дело. Однако следует помнить, что площадка ОТЗ для Петрозаводска — не просто заводская территория на окраине или в промышленном поясе. Возможно, здесь должны появиться какие-то чистые производства, высокотехнологичные, на новом витке развития инновационных технологий становящиеся визитной карточкой города и республики. Возможно, это будет дополняться образовательными учреждениями.В городе с очень давними музыкальными и театральными традициями наблюдается дефицит в хороших сценических площадках. Филармония с ее классными музыкальными коллективами, можно сказать, ютится в приспособленных помещениях. Музыкальные и художественные школы Петрозаводска за редким исключением также пребывают в приживалах. В городе П. проводятся разные интересные фестивали и выставки, которые могли бы найти свое место на оживающей в новом статусе территории.
Летние городские праздники, давно ставшие традицией Петрозаводска, нуждаются и в открытых стационарных площадках. Отчего бы не сделать здесь главное фестивально-певческое поле? Не наскоро сбитое из досок на улицах, как это бывает всегда, а как у людей, хоть в той же Кондопоге. Городу нужен и дворец молодежи… Эк ее растащило, подумают прагматичные инвесторы и архитекторы, ведь на все это нужны большие деньги. Нужны. Но ведь это наше сердце – территория ОТЗ. А нам вместо культурного развития – стеклянные бусы как непуганым аборигенам.
А жаль. Могла бы получиться замечательно и по-европейски устроенная городская территория, достойная того, что здесь было. Достойная горожан и тех гипотетических туристов, на которых кто-то собирается делать ставку в развитии нашей экономики. Они поедут смотреть на наши торгово-развлекательные центры?Что касается застройки водоохранной зоны во всех представленных проектах, то в генеральном плане она вся была отведена под развитие известного парка в Ямке – с переходом на правый берег реки. Да и что может быть естественней организации рекреационной зоны в пределах водоохранной зоны?
Да, в городах теперь можно не соблюдать зону водоохраны и подступаться строительством чуть не к самому урезу воды «при условии организации благоустроенной набережной». Это вполне актуально для Обводного канала или Фонтанки, но для Лососинки условием ее сохранения является только активное озеленение ее прибрежных территорий. Не случайно с середины XIX века и до начала XXI по всем генпланам Петрозаводска река представлялась в зеленом обрамлении – садами, покосами, огородами 150 лет назад и непрерывной цепью парков, начиная с 1930-х. Зеленые рукава от пригородных лесов до озера – вот принцип озеленения города. О нем могут не знать пришлые инвесторы и зарубежные архитекторы, но свои-то…По проектам, собственно, и сказать можно совсем немного. Транспортные проблемы, доступность этого района остались практически за бортом, а ведь для освоения его необходимо решить поставленные в генеральном плане задачи и хотя бы нарисовать путепровод, соединяющий улицы Энгельса и Калинина. Тогда сама собой изменится и планировка нарисованных кварталов, и их содержание.
Один из путешествующих в XIX веке назвал наш Александровский завод «городом в городе». Эта метафора была справедлива всегда, и, на мой взгляд, ближе всех к сохранению этой традиции приблизились команды Гречкина-Фролова и Савельева-Вознесенской. В характере планировки новой застройки отразилась структура больших цехов, внутризаводские улицы и площади, что является данью памяти места. Проект Скрипицына-Кулдавлетова стер с земли эту память начисто, превратив плотный урбанистический квартал старого завода в деревню с коттеджами, веером пущенными к реке.
Архитектура зданий на этом этапе кажется совсем уж условной. Единственно, что из двух, на мой взгляд, лучших проектов, выигрывает работа Савельева и Вознесенской с компанией, продемонстрировавшая уважение к уходящей застройке не только в планировке, но и в характере самих домов и сооружений. Застройка Гречкина, Фролова и группы AECOM напоминает вкусовую неразборчивость турецких курортов своей архитектурой на грани китча.
«Это место создано, чтобы стать настоящим центром города». Слова инвесторов из пресс-релиза, судя по их материализованным в проектах идеям, остались только словами. Жаль, что городские власти не учли, что любой успешный градостроительный проект – это согласие всех его участников, в том числе и горожан, а не борьба и споры.