На этот популярный в последнее время вопрос можно ответить однозначно: есть и при этом талантливые!
Подтверждение тому – выставка в Национальном театре, которая открылась в день собрания Союза архитекторов Карелии, посвященного 75-летию этой общественной организации (союз родился в сентябре 1939 года). По словам председателя союза, нынешнего главного архитектора Петрозаводска Евгения Фролова, выставка будет работать по крайней мере недели две, время достаточное, чтобы все, кого интересует будущее Петрозаводска, могли с ней познакомиться. Это своеобразный отчет архитекторов республики за последние 5-7 лет: что уже построено по их проектам и, главное, что еще предстоит построить. Ибо если первое следует сегодня только принять и оценить, то со вторым можно и поспорить.
На мой взгляд, именно выставка, с которой, как я заметила, с большим интересом знакомились прежде всего сами архитекторы, а также подведение итогов уже традиционного творческого конкурса стали главными событиями юбилейного вечера. Да и сам основной доклад был необычен: Елена Евгеньевна Ициксон вместо истории Союза архитекторов рассказала о творчестве своих коллег, внесших немалую лепту в создание облика любимого нами Петрозаводска, — о Татьяне Владимировне и Владимире Ивановиче Антохиных.
Достаточно назвать только одну работу В. Антохина в 1962 — 1965 годах: полностью авторская самостоятельная работа над второй и третьей очередями — реконструкцией и расширением здания ПетрГУ. Владимиру Ивановичу большей частью приходилось заниматься административной работой как главному архитектору Петрозаводска и республики, директору проектного института «Карелгражданпроект», председателю Госстроя КАССР. «Коллеги воспринимали его как администратора, и никто не подозревал, что в нем живет творец — активный, ищущий, тактичный к окружающей застройке, тонкий и понимающий, — писала в свое время о нем Елена Ициксон. — То, что у одних называется выходом на заслуженный отдых, у Антохина стало прорывом к большой творческой работе».
Традиционной частью любого юбилейного торжества стало награждение архитекторов – грамотами и благодарственным письмами Министерства культуры РК, администрации Петрозаводска, Союза архитекторов.
Внимание власть предержащих, конечно же, приятно, но оценка твоей работы, тем более работы творческой, коллегами не менее, если не более значима. В этом году Союз архитекторов проводил творческий конкурс по 9 номинациям, причем отдельно оценивались как уже реализованные проекты, так и те, которым еще предстоит воплотиться в жизнь: в разделе проекты – малоэтажное строительство, общественные здания, многоэтажные здания и интерьеры, и эти же номинации в разделе постройки. Практически все эти работы можно увидеть на выставке. Причем каждый планшет представляет творчество одного архитектора, а значит, есть возможность оценить стиль его проектов, пристрастия и приоритеты автора.
Могу сказать, что самый большой урожай наград собрал архитектор Евгений Таев. «Лицей» в свое время рассказывал о нем – Е. Таев и его коллеги стали авторами концепции реконструкции Онежской набережной, самого любимого городского района Петрозаводска
Архитектура – этот тот вид творческой работы, в которой каждый из нас специалист. И это не ирония. У каждого из нас свое представление о городе, в котором мы живем или хотели бы жить. И разве не правы мы, когда принимаем или не принимаем тот или иной проект? Хотя мнения и оценки наши и профессиональные часто не совпадают. Так же и я могу поделиться только личными впечатлениями от работ, представленных на выставке. Да, есть проекты, и интересные, малоэтажных зданий, но они больше предназначаются или уже реализованы в небольших районных центрах и сельских поселениях.
Петрозаводск, если можно так сказать, больше стремится в высоту. Мне не хотелось бы жить в «маленькой Москве», о которой сами москвичи все чаще говорят, что в столице можно работать, но жить нельзя. Природа Севера, как все мы традиционно пишем, неброская, тихая, архитекторы, как заметно по проектам, словно пытаются расцветить городскую, часто серую, среду. Наконец, особенность последнего времени – архитекторы все чаще создают проекты не одного здания, а проектируют целые кварталы города, учитывая при этом особенности их расположения, стараясь создать им свое лицо. А это гарантия того, что сюжет знаменитой «Иронии судьбы» вряд ли повторится в жизни.
Впрочем, далеко не все проекты воплотятся в жизнь или дойдут до нее в первозданном виде. Строительство сегодня ведется в основном на деньги частных инвесторов, а тут уж, как известно, хозяин – барин, и значит, его слово будет последним. Тем интереснее такие выставки: здесь можно увидеть город таким, каким он мог бы быть в лучших работах архитекторов, но который, увы, мы так и не увидим в реальности. Так стоит ли потом брюзжать, есть ли у нас в Петрозаводске архитекторы? Есть. Какие? Увидите на выставке. И соответственно пожелание, чтобы открывались они не только к юбилеям (иначе очередной придется ждать только через 5 лет — к 80-летию союза) и на более открытых для широкой публике площадках.
Фото автора