Исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося архитектора
Алексея Максимовича ГОРНОСТАЕВА (1808–1862)
Академик архитектуры Алексей Горностаев, основоположник «русского» стиля, не работал в Петрозаводске, но выстроенные им в 1849–1862 годах на острове Валаам культовые сооружения по праву ставят его имя в свод деятелей культуры и искусства Карелии.
Даровитый род Горностаевых в XIX веке дал России пятерых зодчих, четверо из которых стали академиками. И у нас в Петрозаводске в 1877–1878 годах служил губернским архитектором один из Горностаевых. Отец семейства Максим Перфильевич сумел дослужиться от крепостного мастерового до главного управляющего Выксунских металлургических заводов И.Р. Баташева, крупного российского заводчика XIX века. За «неусыпные труды» он получил от Баташева вольную для всей своей семьи.
1823 году в Выксу для описания заводов приезжает известный общественный деятель и издатель журнала «Отечественные записки» П.П. Свиньин. Познакомившись с Горностаевыми, он был удивлен талантливостью 14-летнего Алексея и внушил семье и ему самому мысль о необходимости получить художественное образование, чтобы «послужить славе России».
Когда в 1826 году Горностаевы переехали в Петербург, Свиньин принял участие в судьбе Алексея – три года подряд брал его в свои путешествия по России рисовальщиком. Тогда же, в 1828 году, Алексей Горностаев впервые посещает Карелию. «Картины России» П. Свиньина вышли с гравюрами по его рисункам.
Затем Алексей Максимович едет в Москву, где берет частные уроки у знаменитого архитектора Жилярди, который заронил ему в душу мечту побывать в Италии.
Поработав недолго в Царском Селе, Алексей и Василий Горностаевы участвуют в строительстве Михайловского театра (сейчас Малый оперный) в Петербурге под руководством архитектора А.П. Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова. А.П. Брюллов отметил художественный талант юного Алексея Горностаева и добился для него заказа на иллюстрирование альбома «Виды Петербурга».
В 1834 году Алексей Горностаев получает в Академии художеств звание свободного художника за «Проект дачи для богатого жителя столицы» и уезжает в Италию для изучения классической архитектуры. По возвращении, в 1838 году, за представленный отчет и проект реконструкции храма Юпитера в Помпеях А.М. Горностаев становится академиком архитектуры.
В 1839 году он участвует в восстановлении пострадавшего от пожара Зимнего дворца, строит часовню у Гостиного двора и подворье Троицко-Сергиевского монастыря в Петербурге. В Сергиевской пустыни под Петербургом строит церковь, кельи, Святые ворота.
Очень интересна построенная по проекту Горностаева православная Успенская церковь в Гельсингфорсе (Хельсинки). Наряду с культовыми постройками он проектирует много жилых домов для Петербурга, Минска, Чернигова.
Знакомство с настоятелем Сергиевской пустыни близ Петербурга, а затем встреча с настоятелем Валаамского монастыря игуменом Дамаскиным, пригласившим в 1840 году Алексея Горностаева работать на Валаам, стали поворотными в дальнейшей его судьбе.
Как и все архитекторы его поколения, он отдал дань позднему классицизму и проектированию в разных стилях, вплоть до «мавританского». Но в историю архитектуры он вошел как пионер неофициального варианта «русского» стиля.
1838 году в Академии художеств был зачитан указ Николая I: «Государь император повелеть соизволил, дабы при составлении проектов церквей сохранить вкус древневизантийского зодчества, руководствоваться чертежами К. Тона».
Архитектор Тон разработал целый альбом типовых проектов пятиглавых крестовокупольных храмов, в которых он нашел особый стиль, соединяющий архитектуру Руси XVII века с византийской. К слову, Святодуховский собор, выстроенный в Петрозаводске в 1872 году по проекту архитектора В.В. Тухтарова (1805–1861), также вполне вписывался в официальный стиль своего времени.
Алексей Горностаев в своих постройках освежил суховатый «тоновский» академизм, взяв за основу традиции русского зодчества XV– XVII веков: цельность и пластичность, ясность и уравновешенность композиций классицизма соединились с характерностью, сочностью и пластикой деталей, живописным, красочным силуэтом, грубоватой простонародностью храмовых построек XVII века.
В работах, выполненных для Валаама, наиболее ярко проявился талант Горностаева. Он создал тип построек «весьма изящных, вполне проникнутых духом русской архитектуры и открыл для последующих архитекторов путь к дальнейшей разработке стиля, служащего прямым продолжением русского зодчества допетровских времен», писал критик В.В. Стасов, очень ценивший А.М. Горностаева за народность и демократизм в архитектуре.
Алексей Горностаев построил на Валааме комплексы Никольского и Предтеченского скитов, главный храм Всехсвятского скита, Знаменскую часовню. Кроме того, по его проектам возводятся другие монастырские здания – зимняя гостиница и странноприимый дом, водопроводный дом.
Архитектор Алексей Максимович Горностаев, живший и работавший в позапрошлом веке, в наше время оказался бы очень востребован, особенно при строительстве культовых зданий. Ибо талант, тонкое чувство стиля и уместности сооружаемой постройки в конкретной среде – до сих пор являются самыми драгоценными и, к сожалению, довольно редкими ныне качествами зодчего.