Архитектура Петрозаводска

Художник и поэт

 
Николай Куспак и Эрнст ВознесенскийВ минувшем апреле произошли два культурных события, достаточно заметные в Петрозаводске, по крайней мере в среде архитектурно-художественной общественности.  4 апреля в презентационно-выставочном центре музея «Кижи» на площади Кирова открылась выставка заслуженного архитектора России Николая КУСПАКА (1919 – 1998), а 12 апреля в помещении Союза архитекторов состоялся вечер, посвященный 70-летию архитектора Эрнста ВОСКРЕСЕНСКОГО (1938 – 2000).
«Имея дар смотреть и видеть…» – так называется новый выставочный проект музея-заповедника «Кижи» к 305-летию Петрозаводска. И совсем не случайно героем выставки к юбилею города стал именно архитектор. Ведь зодчий всегда связан с городом профессиональными узами.
После окончания в 1949 году Московского архитектурного института Н. Куспак был распределен  в Брянск, где за четыре года работы построил более десятка красивых зданий, жилых и общественных.
С 1954 года творческая деятельность Н.В. Куспака до конца жизни связана с Карелией. Но таких замечательных домов, как в Брянске, Куспак здесь не построил. С 1955 года красота в архитектуре стала официально именоваться «излишествами». Творчество не только ограничилось, оно практически было изгнано из проектной практики. Н.В. Куспак не смог продолжить объемное проектирование, не видя возможности реализовать себя. Разработка генеральных планов и проектов детальной планировки городов и поселков Карелии стала на многие годы приложением его профессиональных устремлений.
Своеобразной отдушиной для архитектора Куспака, наделенного большим творческим потенциалом, явилась живопись, ставшая основой и главным содержанием открывшейся выставки. Один из петрозаводских журналистов как-то сказал: «Его живопись талантлива, и, если бы Куспак не был архитектором, он стал бы выдающимся художником». А он был архитектором и тем не менее оставил более полутысячи работ маслом и акварелью. Лесные пейзажи, портреты и, конечно же, архитектура – известные шедевры и неизвестные старинные дома, уголки старых городов и незнаменитые маленькие деревни.
Важным и необходимым элементом выставки стал видеомагнитофон. Это не просто дань современному обустройству экспозиции, в нем сосредоточились другие грани творчества Куспака.
Материалы и фильмы любительской киностудии «Руны», которая отмечает в этом году свое 45-летие, не были бы возможны без активной деятельности на этом поприще Николая Владиславовича Куспака. Фрагменты самых красивых фильмов можно увидеть на этой выставке.
В видеоматериалах представлены также несколько роликов ГТРК «Карелия» об истории зданий Петрозаводска: живой  Куспак беседует с нами об архитектуре… И еще фильм «Воспоминание о друге», снятый коллегами-студийцами в память об архитекторе Николае Владиславовиче Куспаке.
Композиционным центром экспозиции стала большая фотография часовни Петра и Павла, построенная по проекту Н.В. Куспака в 1998 году. Он успел поприсутствовать на освящении купола, но не успел увидеть свое последнее детище в законченном виде.                              
                           
                                 
                                    Не повод для веселья – юбилей,
                                    Хотя давно нашли меня в капусте…
                                    Не повод он, конечно, и для грусти,
                                    Но повод для свидания друзей.
Этими стихами Эрнста Воскресенского начался вечер, посвященный 70-летию архитектора. Член Союза архитекторов СССР, лауреат Государственной премии КАССР, депутат Верховного Совета КАССР с 1990-го по 1994 год, лауреат Большой Золотой Пушкинской медали России, заслуженный деятель искусств Республики Карелия. А еще председатель Союза архитекторов Карелии с 1987-го по 2000 год. И автор множества построек, довольно заметных, в числе которых наш знаменитый мемориал с Вечным огнем на площади Ленина.
Очень важным и в чем-то решающим для себя он считал проектирование и создание в 1997 году мемориального комплекса жертвам сталинских репрессий в урочище Сандармох под Медвежьегорском. Маленькая часовня во имя Георгия Победоносца в Сандармохе стала последней постройкой архитектора Воскресенского.

Вечер был полон воспоминаниями. Борис Бойцов, бессменный оператор и один из руководителей киностудии «Руны», приготовил небольшой фильм про юбиляра. Ведь Э. Воскресенский несколько раз был участником экспедиций киногруппы по городам и весям Карелии, а теперь вернулся к нам, пусть на пленке, молодой и веселый.

 
Эрнст Воскресенский был душой, поэтом и драматургом известного в свое время эстрадного театра МЭТЛА, которым славился «Карелпроект». Воскресенский сочинял очень много стихов, сначала это были шуточные и юбилейные, а затем серьезные, не утратившие свою ценность через многие годы.
К нынешнему юбилею друзья издали маленькую книжечку с избранными стихами архитектора Воскресенского.

                                           Кижи
Здесь вечность красоты и вечности краса…
Как будто лишь затем сюда приходит время,
Не тронув стрелки на моих часах,
Чтоб серебрить на кижских главках лемех.

                    Подъельники
Сестрица-часовня и ели-братаны
Тут вместе гуляли и песни тянули.
Устала малышка, тогда великаны
Ее окружили и вместе заснули.

             ***
Мозаика листьев
И графика веток,
И красные кисти
Рябины раздетой…
И борется ночь все успешней с рассветом,
Прозрачное время – прощание с летом.

                            ***
Разбить бы палатку у самой воды,
Иметь одеяло, немного еды.
Сидеть у костра и сквозь звон комаров
Улавливать зовы далеких миров…
И быть очень мудрым, и быть первобытным,
И землю ласкать, а не лезть с нею в битву.

Два архитектора, два очень разных человека, две незаурядные личности –  Николай Куспак и Эрнст Воскресенский. Художник и поэт. Но как много, оказывается, общего у этих так не вовремя ушедших от нас людей. Интеллигентность, широкая эрудированность, остроумие, очарованность карельской природой, которой пронизаны картины одного и стихи другого, до сих пор волнуют души оставшихся. И до сих пор не проходящее чувство осиротелости и незаменимости их среди нас.

 
"Лицей" № 5 2008