Архитектура Петрозаводска

Прокатиться на велосипеде от Ключевой до Соломенного

Архитектурный облик Петрозаводска мог быть интереснее

 

У каждого петрозаводчанина свое представление о том, как должен выглядеть наш город, какие у него достоинства и недостатки.

Разговор о стиле и облике Петрозаводска, начатый беседой с Георгием Ивановым, продолжает архитектор Александр Савельев.

Александр Савельев с детства знал, что будет архитектором. Благодаря своим родителям, преподавателям Петрозаводского университета, уже в начальной школе он решал вузовские задачки по начертательной геометрии. После окончания художественной школы совершенно естественным стало решение поступить в Ленинградский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Там он получил специальность архитектора-градостроителя.

В Петрозаводске по проектам Александра Савельева построены здание Финского консульства, жилой дом по Студенческому переулку, офисное здание на улице Гоголя. Несколько зданий по его проектам возведено и в других городах республики. Немало проектов выполнено вместе с женой, архитектором Еленой Вознесенской.

 

Александр Савельев

— Скажите, Александр, есть ли, на ваш взгляд, у Петрозаводска свое лицо?

— У нашего города прекрасные географические данные. Многие города могут позавидовать нашей акватории. У нас есть удивительно красивое озеро, замечательная береговая линия, две речки. Если говорить об архитектурном облике, то он мог бы быть значительно интереснее, чем сейчас. Досадно, что городское поселение начало развиваться не на южном берегу озера, в районе Соломенного, где, пожалуй, самый интересный и живописный рельеф. Хотя понятно, что город возник вокруг производства, именно это и было главным аргументом при выборе места. Тут уж ничего не изменишь — градообразующий фактор в первую очередь учитывает плюсы не эстетические, а экономические.

Сейчас многие сетуют, вот, дескать, раньше строили лучше. И забывают, какие ляпы были сделаны прежде. Например, по генплану напротив «Северной» гостиницы — на месте двух, всем известных, деревянных зданий — должен был стоять огромный комплекс Дома Советов, но на его месте возвели жилой дом, который сегодня смотрится вполне сносно. Кстати, тогда никто об этом новом решении у жителей не спрашивал, решали специалисты. Теперь же ситуация дошла до того, что всякий думает, будто имеет право решать, где и чему стоять. Это явление имеет уже и свой термин — нимбизм от английской фразы «notinmybackyard« (русск. — «не на моем заднем дворе»). Понятие используется для описания противления местных жителей изменениям на ближайших к ним территориях.

Площадь Гагарина

Другой пример: рядом со зданием детской поликлиники на углу улицы Анохина военное ведомство построило пятиэтажку, не оставив при этом достаточно места для пешеходов, я имею в виду узкий тротуар. Обидно, что самые красивые места у нас в городе застраивались унылыми хрущевками. Например, справа от здания вокзала на площади Гагарина построили жилой дом, скучный и безликий. А это важнейший градостроительный узел, парадный вход в город. Я уже не говорю об Октябрьском проспекте — страшном внешне и являющемся бомбой замедленного действия в техническом плане. Или взять показное место, проспект Ленина в той части, что у озера. С точки зрения градостроительства — сплошные ошибки и недоработки, начиная с организации пространства и заканчивая фасадами зданий. Сейчас это впечатление усилило здание гостиницы «Онего-палас».

Самая же главная ошибка прошлого, на мой взгляд, состоит в том, что береговую линию отдали под всякого рода промышленную застройку.

— Как вы относитесь к строительству в районе Левашовского бульвара?

— Я за то, чтобы строить в районе Левашовского бульвара, но невысокие дома. Периметральная застройка всегда планировалась архитекторами на этом месте. Сложность в данной ситуации, на мой взгляд, состоит в сдерживании аппетита заказчика, который желает получить получить максимальное количество продаваемых квадратных метров. А за бульваром нужен серьезный, систематический уход. Субботник — это хорошо, но недостаточно.

— Что вы скажете о новой гостинице на площади Гагарина?

— Слава Богу, что появилась эта гостиница. На площади, наконец, сформировалось правильное градостроительное пространство. Уверен, что здание гостиницы не создаст второй доминанты. Оно достаточно красиво и в то же время нейтрально, к тому же не обладает теми акцентами, какие имеет здание вокзала. Что огорчает, так это наличие безликой архитектуры напротив гостиницы. Жалко также, что полукруглые здания покрашены в бледные тона. Помните, какой у них был основательный терракотовый цвет? Он у нас, жителей города, уже на подкорке отложился. Может, это уже мой элемент «нимбизма»…

— По-вашему, обыватели не должны принимать участие в решениях властей в отношении города?


Архитектура дома убита входами в рестораны

— Я считаю, что решения все-таки должны принимать специалисты и профессионалы. Прежде чем организовывать сходку с флагами, я бы заручился поддержкой архитектора-практика. Но и у тех, кто принимает решения, тоже должна быть голова на плечах. Что сейчас стало с домом по улице Энгельса, в котором находится магазин «Экслибрис»? Я имею в виду абсолютно не соответствующие стилю здания входы в рестораны. Архитектура добротного здания, коих в нашем городе по пальцам пересчитать, просто убита. И ведь с кем-то это согласовывается… На этом фоне беспокоит начало строительства входа в подвальные помещения гостиницы «Северной»…

— Какие достоинства в архитектуре старого Петрозаводска вы бы отметили? Ведь известно, что время расставляет свои точки над i, то, что казалось страшным, как когда-то Эйфелева башня в Париже, потом приживается…

— Большое достоинство заключается в том, что сохранили историческую сетку улиц, да и строили в целом основательно. Можно гордиться на все сто процентов системой застройки по улице Энгельса — далее Круглая площадь — и проспект Карла Маркса. Архитектурной удачей назвал бы тактичное размещение в таком окружении мемориального комплекса с Вечным огнем. Вот Ильич только подкачал своим масштабом и стилистикой. Туда, конечно, по всем параметрам, больше подходит памятник Петру Первому, который изначально там и находился.


Площадь Ленина

 

К сожалению, про завершающую площадь проспекта Карла Маркса, я имею в виду площадь Кирова, не могу сказать столь же положительно. Более странной площади я не видел ни в одном российском городе: прекрасные здания музея, отреставрированные объемы театров — ее несомненное достоинство. Но наряду с этим вообще отсутствует четвертая сторона, из-за чего площадь походит на огромный пустырь. К тому же в центре стоит маленький по масштабу памятник Кирову, который абсолютно в нее не вписывается. И это не только мое мнение: спросите любого архитектора-профессионала и вы услышите такой же ответ. Надежду вселяет желание увидеть перспективы и возможности данного участка у администрации города, которая провела недавно архитектурный конкурс на развитие площади.

— Вам не кажется, что сейчас мало внимания уделяется людям как таковым в черте города? Нет велодорожек, скверов, пандусов…

— Раньше хоть какие-то деньги выделялись для воплощения таких необходимых городских деталей как мостики, пешеходные дорожки, тротуары — это то, что необходимо в городе для людей. К этому сейчас только начинают подходить. Всё ведь поменялось. Если раньше строило государство, теперь это не в его компетенции, а наши бизнесмены пока еще думают только о быстрой прибыли. Они готовы радиаторы на подоконники поставить, лишь бы выгадать побольше места для будущей аренды. У них теперь заветным словом стало слово «аренда». Меняется все с трудом, потому что сидят «у руля» как раз те, кто и сдают квадратные метры в аренду. Сейчас, правда, потихоньку ситуация все же меняется: заказчики начинают понимать, что если у них хороший гранитный подход к зданию, стоят урны, скамеечки, газон, цветы, то и отношение к их объекту иное. В такое здание пойдет больше людей, оно более привлекательно, значит, и прибыль будет больше.

  Что вы скажете о торговом центре на проспекте Ленина?


Торговый центр «Тетрис»

— С точки зрения функциональности резонно, когда в центре находятся кафе и кинотеатры, торговые точки. «Тетрис» сейчас полон, сколько бы ни говорили про его внешний облик. С точки зрения архитектуры торгового центра на проспекте Ленина — не сложилось. Архитектура такая возможна, но где-нибудь на Лесном проспекте, но никак не в центре города. Она — и это всем специалистам очевидно —  не соответствует масштабу среды городского центра. Мне кажется, ошибка в том, что искали единого застройщика, чтобы пришел один гигант и построил нечто такое быстро, одним махом. Если бы пришли несколько застройщиков, не исключено, что из местных, было бы разумнее. Возвести на этом месте небольшие квартальчики, а не один гигант, было бы интереснее. Пусть даже не так быстро. Но зато ближе к человеку.

— Что думаете о кинотеатре «Сампо»?

— В этом вопросе я стою на такой позиции: скорее строить, чем не строить. С точки зрения архитектуры и красоты кинотеатр «Сампо» — здание спорное. Довольно много странных моментов в пропорциях. Может быть, сказывается мое личное неприятие стиля пролетарской классики. Всё это больше напоминает карикатуру на отточенный, тонко продуманный классический стиль — когда хочется пафоса, а денег нет. К тому же кинотеатр в последнее время был абсолютно нефункционален. А вот проект жилого дома, выполненный архитекторами Кулдавлетовым и Таевым, напротив, понравился. К тому же сложившаяся градостроительная ситуация на данном участке на порядок должна стать лучше. Не надо забывать, что рядом-то стоят довольно высокие жилые здания. Надеюсь, новый проект претерпит минимальные изменения, и мы получим еще один интересный объект архитектуры.

— У современного архитектора в России какая самая большая проблема?

— Главная проблема архитектора — невозможность проведения своих решений до конечного результата. Архитектор думает, мучается, выстраивает в своих проектах какие-то идеи, детали, концепции. Дальше в ход идут «экономические» соображения заказчиков, а часто и строителей, которые сводят на нет все то, что делает архитектуру не только квадратными метрами. В официальной форме Минстроя при сдаче объекта не существует как таковой подписи архитектора — автора проекта. Абсурд! У нас в городе тьма таких домов, сданных без подписи архитектора. Главное для заказчика — договориться с администрацией и получить разрешение на строительство. Редкий предприниматель прислушивается к мнению автора проекта, и уж совсем редкий заключает с ним договор на авторский надзор.

— Какой город вам как архитектору интересен?

— Это, без сомнения, Барселона. Там есть все: и прекрасно сохранившаяся историческая часть, и современное строительство на высоком уровне, и набережная красивейшая. Там всё делается и развивается по уму. Обожаю этот город.

В России очень нравятся Псков, Питер конечно же. Но только если рассматривать центральную, историческую часть. Что-то современное и интересное можно увидеть в районе Остоженки в Москве.

— Кто из архитекторов вам близок?

— Из иностранцев отметил бы творчество Питера Цумтора, Стивена Холла, Рема Колхааса. Из отечественных очень интересно творчество Сергея Скуратова. Горжусь тем, что удалось поработать в паре с Леонидом Шеламовым.

— Если бы у вас были полномочия главного архитектора, не ограниченные ни властью, ни деньгами, что бы вы сделали для нашего города?


Городская администрация со стороны Левашовского бульвар

— Самое главное — выявить наши плюсы. Первый — набережная. Как раз сейчас коллектив архитекторов занимается концепцией развития нашей набережной, и это здорово. Надо набережную открыть для людей, убрать с берега всю не связанную с акваторией промышленность. Чтобы на велосипеде можно было там прокатиться, от Ключевой до Соломенного… Моя боль — велосипедные дорожки. У нас в городе негде ездить на велосипеде, а это  могло бы решить несколько проблем — начиная от автомобильных вопросов и заканчивая здоровьем населения.

Речки — второй плюс. Но берега их должны быть благоустроены для жителей, пока они представляют собой помойки.

Хорошо, когда парк или любая зона, газоны, закреплены за тем или иным кафе, офисом или гостиницей. Пусть площадь зелени будет немного меньше, но ухоженной и приятной для глаз. Так делается во всем цивилизованном мире. В случае же нового строительства, наоборот, необходимо максимально сохранять деревья, как раньше на Кукковке. Финны постоянно так делают, понимая, что зеленая зона меняет атмосферу бытия,  влияет на психику человека. Я бы строил жилье для людей не в высотках, а в домах с пониженной этажностью, а еще лучше, чтобы это были собственные дома.

Мне нравится честный подход в жизни и архитектуре. В этом смысле финны — хороший пример, нет в их жизни пафоса, грандиозности. Может, кому-то это кажется скучным, но мне это ближе по духу. У нас же большей частью показуха, бутафория, декларация, а не жизнь. Все время хотим казаться, а не быть. На мой взгляд, отказ от идеологии имперских претензий позволил бы не только архитектуре развиваться должным образом, но и изменить жизненный вектор в правильном направлении.

Фото Ирины и Владимира Ларионовых

 

 

  • Елена Ициксон

    господин «11», отвлекитесь от модной темы КПСС и обратите свой взор в историю градостроительства — всегда и везде ЛЮБЫЕ производства стремились к воде, эта традиция отчасти была нарушена именно в ХХ веке СОВЕТСКИМ градостроительством, когда отсутствие частной собственности на землю позволяло устраивать на прибрежных территориях озелененные пространства. Все генпланы Петрозаводска отводили бОльшую часть этих территорий рекреационным зонам, а вот теперь-то и звучит: Кто и за какие деньги будет выкупать землю для деревьев и газонов? Потому и в проектах «Города у воды» всё отводится, в основном, жилью, а иначе какой инвестор заинтересуется?? Хорошо,что хоть велосипедной дорожке место нашлось(((

  • 11

    [quote name=»Н.П.»]А вот впервые задумалась: почему вдоль берега озера так много промышленных объектов? Кто это и когда санкционировал? Мало того, что безобразно, так еще и озеро загрязняется отходами.[/quote]
    как это кто? что за глупые вопросы? КПСС с её бесконечными неконкурентноспособными и убивающими берег прожектами…

  • Н.П.

    Проехала по городу на первом троллейбусе до конечной на Ключевой. До чего же всё запущено! Но это привычная картина, увы. А вот впервые задумалась: почему вдоль берега озера так много промышленных объектов? Кто это и когда санкционировал? Мало того, что безобразно, так еще и озеро загрязняется отходами.

  • ИЛ

    Сегодня гуляли по городу, шли по улице Гоголя и увидели уже выросшее напротив ДК ОТЗ новое здание архитектора Савельева. И любовались новым домом. Как все ладненько сделано: и проход в парк с улицы, и здание не просто кирпич. а закругленное. вторит улице.Окон много, верхняя часть красивая и вообще -он полное продолжение стоматологии.Нмикакого диссонанса.. красиво.. в общем. порадовались..

  • Aлексей Kонкка

    Вот и договорились, надеюсь)) И хватит уже из правого в левое переливать!)) От этого толку не бывает кроме смуты. Но замечу по поводу комментария Александра Савельева, что компания, которая защищала то же Сампо была совсем другая, нежели та, которая билась за Левашовский)). А в принципе согласен: народу надо кое-что объяснять и просвещать тех, кто способен просветиться. Так делала, к примеру, Юлия Свинцова по поводу Левашовского 9открывшая в частности группу в Контакте на 500 и более человек) и не в последнюю очередь потому собрала на Демократоре столько голосов.

  • Юрий

    Для Велосипедиста: поздновато встряли, уважаемый, уже не задевает и все все сказали. Слова может и были зычные, но ни в коей мере не хамские. И, если я не ошибся, то ник надо Вам поменять с «велосипедиста» на «водителя».

  • Велосипедист

    Как только неудобные вопросы — сразу ату!
    Почему?
    Александр объяснил. Делал эскизный проект, на сдаче не подписал фасады. Дальше не пошел, белую ленточку не повязал. Я тоже в своей работе на законы пеняю и чиновников.
    Не надо сразу бросаться в бой, ведь этот парень просто стоит чуть левее тебя…

  • Велосипедист

    Ха-ха-ха! Петрозаводск город- маленький!
    И встал сосед грудью за соседа! Управляющий за Архитектора! Словом хамским да зычным. Что Вы на Le Corbusier ополчились? Почему он неудачник? Кого он поливал?
    Юрий, а не спеши ты нас с хоронить и дай нам с Le Corbusier песню допеть…

  • Александр Савельев

    Алексей Конкка, приятно читать рассуждение разумного человека. Вы довольно точно уловили ход мысли и основную проблему, на которой я и хотел заострить внимание. Роль общественности, естественно, глупо игнорировать. Я имел в виду то, что та же общественность, к сожалению, часто попадает в сети того или иного политика и становится инструментом, «винтиком» в его борьбе против другого «владельца недвижимости». И бросаться на баррикады стоит подкрепившись знанием специалистов. В качестве положительного примера вспомню вопрос о Левашовском бульваре. Когда мнение общественности, подкрепленное мнением большинства профессионалов, все-таки передавило (надеюсь) решения власти.
    Про «всякий думает, будто имеет право решать, где и чему стоять» — гротеск (видимо, неудачный) исключительно в размышлениях о нежелании людей идти навстречу интересным архитектурным решениям, положительно влияющим на городскую среду.
    Мне, например, очень нравится проект реконструкции детской поликлиники на пр. Ленина, выполненный архитектором Шеламовым. Проект почти единогласно одобрен на Совете. Однако, остановка в проектировании произошла из-за нежелания одного лишь человека (жителя близлежащего дома) поменять «вид из окна» (не смотря на то, что застройщик предлагал всем жильцам близлежащего дома дополнительную комнату. Естественно, бесплатно. Архитектурный облик центра города несомненно выиграл бы, так как закрывался бы торец хрущевки (кто её додумался туда поставить??), здание поликлиники (очень даже красивое) не стояло бы в таком унылом состоянии.
    Фотографией удивили; всяких разных насмотрелся, но эту впервые вижу)). Спасибо.

  • Юрий

    Полностью поддерживаю позицию Алексея : «не надо умалять роль общественности в вопросах сохранения облика города и даже несколько высокомерно считать всех ни черта не понимающими»

  • Aлексей Kонкка

    А по поводу площади Кирова:
    http://vk.com/id32852883?z=photo32852883_282937267%2Falbum32852883_00%2Frev

    Если кто не знает, конечно. А в кинотеатре «Триумф» я в глубоком детстве видел свой первый фильм…

  • Aлексей Kонкка

    Единственное, что хотелось бы добавить: не надо умалять роль общественности в вопросах сохранения облика города и даже несколько высокомерно считать всех ни черта не понимающими (или мне померещилось?)) Они на стороне архитекторов (не на стороне главного архитектора, к сожалению, который везде на стороне власти, в конечном итоге) и поэтому надо уважительно относиться к людям — они здесь живут и хотят жить по людски. И поверьте мне, в Петрозаводске достаточно людей, которые способны оценить архитектуру даже не являясь архитекторами, да и повидали ее по миру немало… В данном случае «цеховость» вредит общему делу, а дело должно быть именно общим и хорошо, что Лицей в лице) автора публикации и архитектора Савельева прямо говорит о том, что волнует людей, а не скрывается за маской «профессионализма». С профессионализмом у нас в стране как раз швах, что и видно по результатам. И прежде всего, потому, что непрофессиналы сидят там, где ставят последнюю подпись. О моральной стороне дела (коррумпированности и пр.) уж и не говорю. А ведь простой человек не знает и не обязан знать «кухни», он видит этот самый результат.

  • Александр Савельев

    Le Corbusier, я смотрю, Вы здорово заблуждаетесь в рассуждениях о Градостроительном Совете. Никто с Вами не лукавит. Для снятия пробела в Ваших знаниях в данной теме рекомендую поучаствовать на заседании хотя бы одного Совета, вход туда открыт для всех желающих. Посмотрите, послушаете и, уверен, поменяете свою точку зрения по этому вопросу. А пока, извините, доводы Ваши базируются на Ваших же фантазиях.)
    По поводу вопросов:
    «И что были прецеденты, чтобы кто-нибудь встал, возмутился и громко хлопнул дверью в ответ на игнорирование их рекомендаций и решений, изменение их проектов с витражей на панели?» — см. ссылку поста «11», опять же, яркий пример. Хлопай, не хлопай – сверху вырулят, как им надо. И кто выше, тот и «прав». Недавно господин Парфенчиков (согласитесь, не маленькая величина) обещал на всю страну, что пристройку «Невский пассаж» снесут. Снесли? Даже судебные решения о сносе не работают.(
    «Интересно, как бы повели себя «медведи» если бы Союз архитекторов РК, как общественная организация, обострил вопрос накануне любых выборов. Например, неминуемо грядущих губернаторских?»
    — про «медведей» не знаю, как бы они повели, от «медведей» я далек. Могу только сказать, что перед выборами, после, или как ещё, мнение своё не меняю. И как раз перед выборами был в числе многих архитекторов, голосовавших на «Демотиваторе» против повышения этажности застройки на Левашовском бульваре.
    В целом, склонен поддержать идею Юрия по поводу завершения дискуссии, пока на личности не перешли. Еще раз посоветую поучаствовать в дискуссиях на Градостроительном Совете для корректного мнения в этом вопросе.

  • Юрий

    [quote name=»Антонио Гауди»]И раз вы настаиваете на перевод диалога в сугубо практическую плоскость, может тогда, скинете несколько ссылок на решения Арбитражного суда Республики Карелия, благо, сей час существует картотека арбитражных дел.[/quote]
    А Вам какие решения то нужны? Если связанные с моей профессией, то Вы ведь продвинутый, судя по полемике, индивидум. Зайтите на указанный Вами сайт, набирите в поиске «Юрий» и укажите Арбитражный суд Карелии, и обретете…

  • Юрий

    Ничего не имею против архитектора Корбюзье, я против того, что этим именем прикрываются люди, цель которых ясна слепому: уколоть, да побольнее. Слово «грязные» относилось именно ко второму. Сидит такой обиженный на весь мир неудачник, и поливает грязью из «синего ведерка». Видно, что близок к теме и это тем более усугубляет дело. А вообще, надо тему закрывать, чтобы окончательно не перейти на личности…

  • Le Corbusier

    Елена Евгеньевна от Вас не ожидал. Полемизировать дело грязное, даже с «может быть»?

  • Le Corbusier

    Александр, не надо лукавить!
    Деньги и привилегии одно, а выгоды положения другое. Ведь сегодня коллеги по совету «обсуждают и дают рекомендации по твоим проектам», но завтра уже ты «обсуждаешь и даёшь».
    Одним «общественникам» «синенькие ведерки» другим…
    Александр, также жду, если конечно это возможно, ответов на мои вопросы. Это те, где «?» стоят. Хотя бы пару слов.

    Юрий, чем «Le Corbusier» псевдоним более грязный чем «Юрий»? Оставьте ваш Ленинский стиль полемики…

  • Елена Ициксон

    Цитирую Юрия: «Бросьте Вы это грязное, как и Ваш псевдоним, дело»… Дело, может быть,и грязное, но архитектора Корбюзье не марайте, господа. Псевдоним-то не грязный, потому что архитектор велик, а уж кто там прячется… Тот и виноват)))

  • Антонио Гауди

    Прошу прощения, конечно Юрий, а не Дмитрий))

  • Антонио Гауди

    Дмитрий, сочувствую вам.
    И раз вы настаиваете на перевод диалога в сугубо практическую плоскость, может тогда, скинете несколько ссылок на решения Арбитражного суда Республики Карелия, благо, сей час существует картотека арбитражных дел.

  • Юрий

    P.S. для Le Corbusier: Уважаемый, складывается устойчивое впечатление по Вашим постам, что Вы лично дышите «неравнодушно» к архитектору Савельеву. Тема строительства в Петрозаводске для Вас, видимо, здесь не столь уж важна. Более того, меня даже начали «терзать смутные сомнения» после последнего Вашего поста — а не зависть ли Вас, дрогой, гложет? Бросьте Вы это грязное, как и Ваш псевдоним, дело. По последним научным изысканиям доказано, что зло, направленное в адрес другого человека, обязательно вернется и ….»по башке»…

  • Александр Савельев

    «А так фасадик не подписал и вроде все нормальненько – в отпуск Барселоной наслаждаться» — на троллинг данной конфигурации вроде как, и обращать внимание не стоит, однако люди, читающие материал, могут неправильно понять. Поэтому, считаю нужным высказаться по этому поводу. Архитектор практикующий отличается тем, что работает порой без выходных и гораздо больше, чем восемь часов в сутки (ну, нравится нам наша работа). Да, при этом мы имеем возможность посетить ту или иную страну. Однако же, материальная составляющая складывается именно за счет доведенных до конца объектов. Объекты не подписанные – это, как правило, разрыв отношений с заказчиком и отсутствие полноценной оплаты за проделанную работу.
    Те объекты, которые завершены до конца, с авторским надзором, участием в процессе строительства, являются визитной карточкой архитектора. Работы карельских архитекторов можно увидеть на сайте Союза Архитекторов Карелии: http://www.cakarelia.ru.
    Предпочтение «Архитектора из окловластной тусовки» — данная фраза красноречиво показывает, насколько не осведомлен человек под ником Le Corbusier о работе архитекторов в Градостроительном Совете. Также провожу ликбез: никаких денег и привилегий за работу в Совете архитекторы не имеют. Скорее проблемы в дальнейших процессах при согласованиях своих объектов. В «околовластную тусовку» можно таким образом, бездумно записать всех людей, которые зашли в здание Администрации по своим нуждам.

  • Юрий

    Уважаемый Le Corbusier, Ваш пост меня задел именно потому, что нельзя голословно, даже косвенно, обвинять людей в беспринципности, если Вы в этом факте не уверены. А рассуждения по принципу «сам дурак» или в «своем глазу бревна не заметил» в данном случае неконструктивны и мной категорически неприемлемы.

  • Юрий

    Уважаемый теоретик в области права (как- то не хочется упоминать имя великого Гауди), на Ваш пост ответил человек, имеющий 15 летний опыт работы арбитражного управляющего в России и отвечающий за свои слова. И на «детский сад» тяните именно Вы со своими довольно логичными, красивыми рассуждениями о вопросе, в котором конкретно не разбираетесь. Имеется ввиду конкретная ситуация в г. Петрозаводске, а не Ваша лекция о судебной системе и системе права нашей страны.

  • Антонио Гауди

    Дорогой Юрий, я никак не пойму, от куда у вас берутся такие цифры? Вы их сами выдумываете или по этому вопросу проводились какие-либо исследования? Нет, серьезно, что за детский сад!!!
    Я давно заметил, что люди предпочитают жаловаться на законы и на суды, хотя сами абсолютно не имеют хоть какого-нибудь внятного представления о судебной системе и системе права нашей страны, уже не говоря о более частных вопросах.
    И получается, человек идет в суд, не обращаясь за юридической помощью, естественно проигрывает дело, и потом начинает поносить всех и вся, но подумать о том, что идиот он сам, ума не хватает.
    Например, в Америке, Англии, Франции, человек защищающий свои права в суде без адвоката (а скажу вам, у них обращение в суд дорогого стоит) такой же нонсенс, как то, что я настоящий Гауди.
    П.С. Даже если представить, что ваши цифры точны, то десять процентов все равно остаются!!!

  • Le Corbusier

    Интересно, как бы повели себя «медведи» если бы Союз архитекторов РК, как общественная организация, обострил вопрос накануне любых выборов. Например, неминуемо грядущих губернаторских?
    Но нет. В глазах инвестора архитектор из околовластной тусовки, из Общественного градостроительного совета, протоколы решений которого на сайте мэрии приколачивают, в нашем коррумпированном государстве более предпочтителен. А значит и заказов больше и гонорары выше.

    А кому нужна фронда?

    А так фасадик не подписал и вроде все нормальненько – в отпуск Барселоной наслаждаться!

  • Le Corbusier

    Юрий! Осторожно Вы мне на ногу наступите! Есть такая традиция писать под псевдонимом. И ничего тут страшного нет. В конце концов, «Юрий» тоже больше чем как на «ник» не тянет…
    Мой пост почему-то задевает Вас больше чем строчки Велосипедист-а, komrad-а иди Антонио Гауди почившего в так милой Александру Савельеву Барселоне аж в 1926 году! Почему?

  • Елена Ициксон

    Татьяна, прогуляйтесь по ссылке поста №11, там все прописаны.

  • Татьяна Панюкова

    «ЭТОТ инвестор и ЭТОТ объект имеют в нашем правительстве совершенно особые условия, мягко говоря, тепличные.»
    Елена Евгеньевна, а кто именно так покрывает этих беспредельщиков? Надо же, чтобы народ знал своих героев поимянно.

    PS: Хорошо цитировать законодательство и поучать других, как его использовать. Автор этих постов — явно не житель России, и уж тем более — не Петрозаводска. Иначе он был бы в курсе всего, что творится в городе в последние годы в области строительства.
    (Один из примеров для него: здоровенный дом наискосок от РЦИ, по Свердлова — жители окрестных домов, подававшие в суд на незаконность его строительства, получили-таки на руки бумажку, что строительство незаконно — дом, тем не менее, стоит, и никто его сносить не собирается. Бумажку с постановлением суда можно повесить в туалете. Аналогично — с пристройкой к женскому магазину).

  • Юрий

    По поводу принципов: если уж учить людей соблюдать принципы, то хотя бы тогда начать с себя и не подписываться псевдонимами. Кого-то боитесь? Наверное, себя!

  • Александр Савельев

    Про ЦУМ – автор ЭСКИЗНОГО проекта (кстати, утвержденного на Градостроительном совете) – это я, Савельев Александр. Ситуация чуть «помягче», чем с «Тетрисом», так как градостроительные параметры не так сильно искажены и не всё в панели «закатали». Однако, фасад мною на сдаче объекта в эксплуатацию не подписан. И полноценно авторством моим данное сооружение обозначать не совсем правильно.
    Хотел бы еще раз акцентировать следующую проблему в архитектуре не только нашего города – НЕВОЗМОЖНОСТЬ доведения архитектором объекта до конечного результата БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ (со стороны заказчика и строителей). Это законодательная проблема. Принцип работы Градостроительного совета следующий: ведущие архитекторы собираются, обсуждают вопрос по объекту и РЕКОМЕНДУЮТ главному архитектору города то или иное решение. А вот потом, смотря как, сочтет главный архитектор — слушать совет или нет – он ставит или не ставит свою подпись. Совет – РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ орган. По закону чиновникам можно вообще его не замечать.
    И зря Вы, Le Corbusier, думаете, что никто из архитекторов никогда не выступает против разного рода нарушений. По поводу Тетриса куда только не писали – результата ноль, — потому как, измененные фасады подписаны при сдаче объекта просто чиновником – начальником УиАГ, даже не главным архитектором города. И это ЗАКОННО. Законы надо менять. Вот только в Законодательное Собрание никто не желает из «господ критиков» идти. Вот там и собираются разного рода бизнесмены, сочиняющие под себя очень удобные постановления.
    Просто про то, что на Совете бывает единогласное отрицание того или иного неудачного объекта, особо нигде не пишется и не афишируется, за исключением того случая, когда это может сработать на руку нашим депутатам в их «нелегкой борьбе за кресло».

  • Юрий

    У нас в великой стране с имперскими замашками подпись архитектора на бумажке (если бы она была необходима для сдачи объекта)значила бы на порядок больше, чем любое оформленное авторское право и последующие судебные тяжбы. О чем вы, сограждане говорите! Хорошо разбираться в законодательстве — это плюс, конечно, но жизнь в России идет на 90 процентов мимо законов — всем это понятно! Чего тогда попусту учить людей? И еще: не ошибается тот, кто ничего не делает…

  • Велосипедист

    Прошу прощения за неточность. Угол Анохина-Ленина. Кто?

  • komrad

    «тогда…решали специалисты.Теперь же ситуация дошла до того, что всякий думает, будто имеет право решать, где и чему стоять.»
    Именно потому и дошла, что убогий облик города создавали (и создают)именно эти «специалисты» и «профессионалы»

  • Елена Ициксон

    Цитирую Гауди: «Зря вы так думаете, Елена». Я не думаю, а знаю, что ЭТОТ инвестор и ЭТОТ объект имеют в нашем правительстве совершенно особые условия, мягко говоря, тепличные… И все законы — мимо, мимо…
    Велосипедисту. Угол Ленина-Антикайнена застраивался в основном в 1950-х, за исключением здания пединститута, которое начали в 1940-м. Общежитие университета — архитектор Ляля Мунасыпова, дом с Кивачом — архитектор Эви Кулл, 119-квартирный — архитектор Галина Воронова. Авторов уже нет, но разве к этим зданиям есть претензии??

  • КАРЕЛ

    Тетрис,по крайней мере необычен,особенно ночью.А венец всему -ТЦ СТОЛИЦА

  • Велосипедист

    Может быть, все прозаичнее?
    Архитекторы на «закалачивание окон» и соглашаются. До строительства или в ходе оного…
    Какое авторское право, если хочется денег от самодура-заказчика сегодня и новых заказов завтра?
    Угол Ленина-Антикайнена чья работа?

  • ИЛ

    Друзья мои, вы когда-нибудь судились и знаете что это такое???Так я вам скажу- суд даже если что и присудит в ппользу архитектора(а я в его компетентности сомневаюсь и в порядочности тоже -там тоже денежки все решают)то, все равно никто не заставит переделать.. увы.. мы не в Европе и не в Китае даже..

  • Антонио Гауди

    Зря вы так думаете, Елена.
    Заставляют исполнять приставы. А приставы осуществляют исполнительные действия на основании исполнительных документов, к коим у нас относятся не только исполнительные листы выданные судьей, но и вступившие в силу постановления тех же самых инспекторов ИГСН.
    Просто, здесь есть некоторые юридические тонкости, о которых я не буду говорить.
    Но, если брать в общем, то когда есть разрешение на строительство и архитектор узнает, что при строительстве без его согласия в архитектурную часть внесли изменения (в частности использовали не тот материал), то он может смело идти ИГСН, а там уже придут, составят акт, в паяют штраф по ч.1 ст.9.4. КоАП РФ (от 100 до 300 тыс. руб.), заставят все переделать, и если заказчик продолжит строить до устранения недостатков еще добавят штраф по ч.3 ст.9.5..
    Ну, в общем хватит — кажется я увлекся))
    Спасибо Вам Елена за дискуссию, спасибо автору за статью, спасибо Александру — очень понравился его тезис о совершенно не понятном желании людей выносить суждения по вопросам в которых они ни черта не смыслят — и надеюсь увидеть новые, красивые и уместные строения в Петрозаводске))

  • Юлия Свинцова

    Ирины Лялько … объясняет коротко: «Не могу смотреть на это здание. Оно не имеет никакого отношения к архитектуре».

    «Гаврюшев жестко сказал, что это его проект и он будет делать так, как считает нужным».

    страдания вокруг Тетриса
    http://vesti.karelia.ru/news/secret/246/

  • Елена Ициксон

    Тех, кто может разобраться, — достаточно. Вот заставить ИСПОЛНЯТЬ — только суд. А ГСН — те же чиновники(((

  • Антонио Гауди

    Елена, так я-ж об этом и говорю. Если ты задумал стекла на торговом центре, а без твоего согласия установили фанеру, то иди и требуй соблюдения своих авторских прав. А ждать, что кто-то придет и сделает это за тебя никогда не стоит. В противном случае терпите.
    К стати, в место прокуратуры лучше идти в ИГСН, а потом уже в суд. Правда, в некоторых случаях разобраться сможет только суд, но это уже зависит от конкретных обстоятельств.

  • Елена Ициксон

    Цитирую Гауди: «Из чего следует, что если архитектурная часть проекта принята и утверждена заказчиком, а также прошла государственную экспертизу, то любые изменения могут вноситься только после согласования с автором архитектурных решений. В противном случае это будет нарушение не только авторских прав архитектора, но и градостроительного законодательства».
    Всё абсолютно верно, дорогой Антонио, в теории. Только здесь необходимо, чтобы ВСЕ чиновники соответствующих ведомств были готовы СОБЛЮДАТЬ эти законодательства. Однако, у них — свои резоны и свои отношения с заказчиками-застройщиками: местный Союз архитекторов долго дергался по поводу Тетриса…
    Как показывает опыт, у всех заинтересованных в соблюдении любых законов граждан одна дорога — прокуратура и суд. И только таким образом можно чего-нибудь добиться. К сожалению.
    И особенно, если «вопрос контроля» становится лишь «личным делом каждого архитектора», а не государственным НАДЗОРОМ за соблюдением утвержденного проекта…

  • Антонио Гауди

    Я конечно не специалист в области интеллектуальной собственности, но, насколько мне известно, в соответствии со ст.1259 ГК РФ произведения архитектуры (в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов) являются объектами авторских прав.
    Вместе с тем, согласно п.п.4 п.2 ст.1255 ГК РФ автору произведение принадлежит право на неприкосновенность произведения (содержание этого права, смотрите в ст.1266 ГК РФ).
    Из чего следует, что если архитектурная часть проекта принята и утверждена заказчиком, а также прошла государственную экспертизу, то любые изменения могут вноситься только после согласования с автором архитектурных решений. В противном случае это будет нарушение не только авторских прав архитектора, но и градостроительного законодательства.
    Поэтому, можно сказать, что вопрос контроля, за отклонением заказчика от принятых архитектурных решений, это личное дело каждого архитектора.
    Просто, опять же… начни архитектор вставлять палки в колеса, так потом с ним никто не станет работать. И как мне кажется (это я в общем, без привязки к герою статьи), именно здесь проходит черта между супер профессиональным архитектором и просто архитектором… легко создать проект без учета финансовых факторов и личных амбиций заказчика, а потом жаловаться , что заказчик, извините, алчный, ничего не понимающий в искусстве кретин.

  • Анна Ивановна

    Ну хотя бы надо заставить (хоть через суд, раз они отошли от проекта!) владельцев Тетриса перекрасить здание в другие тона. Сегодня — это полный кошмар и безвкусица!

  • Александр Савельев

    Боль не отступила, Велосипедист! К сожалению, людям, причастным к строительству данного объекта (к которому я отношусь очень даже негативно), абсолютно наплевать на проблемы благоустройства и, уж тем более, не интересно даже слушать про велодорожки. Очень хорошая идея была связать Древлянку и центр города такой экологической нитью. Сам бы там ездил. А так, приходится по пыльной/кривой улице Чапаева ездить или по загазованному Гоголевскому мосту.

  • Велосипедист

    «Моя боль — велосипедные дорожки.»
    Видно боль отступила, когда строили дом на берегу Лососинки в районе ул. Мерецкова и засыпали Деминскую велодорожку от «Пушки» до Древлянки. неплохая такая была дорожка.

  • Александр Савельев

    Вы абсолютно правы, Людмила! Глухие окна, да еще, при этом, выполненные из дешевых панелей, это грустная картина. Изначально проект (автор — архитектор Ирина Лялько) был задуман из различной фактуры стекла. Как мы теперь видим, это один из «ярких» примеров игнорирования работы архитектора.

  • Елена

    Цитирую Людмилу Подольскую: «А вообще кому в голову приходит строить здания без окон?!» Это приходит в голову собственнику — сколько лишних квадратных метров у стен без окон!! А это — рубли, рубли, рубли… При чем тут архитектура?

  • Людмила Подольская

    Ну вот уж насчет здания «Тетриса» никак не соглашусь. Совершенно неуместен этот раскрашенный куб, портящий перспективу, с глухими, без окон, стенами. Среди новостроек, не исключаю, он был бы неплох. А вообще кому в голову приходит строить здания без окон?!