Думаю, не будет преувеличением и то, что летопись современной архитектуры Петрозаводска, начиная с конца 1990-х, окажется явно не полной без страниц, иллюстрирующих творчество этого автора.
Архитектура — чрезвычайно затратный вид искусства, зависящий от экономического благосостояния города, региона, страны, а потому подъем и увядание зодчества всегда чётко соотносится с кризисами. И начало 1990-х было не самым лучшим временем для архитекторов. Прошлый строительный бум, пришедшийся на 70-80-е годы прошлого столетия, расширил географию Петрозаводска, который прирос большими жилыми районами Ключевая, Кукковка, Древлянка. Строительства было много, архитектуры мало. Засилье типового проектирования при всех своих плюсах обезличивало как архитекторов, так и городские пейзажи. Нынешнему же поколению зодчих, к которому относится и Андрей Гречкин повезло в том, что расцвет их профессионализма совпал с периодом, когда строительство жилых, торговых, офисных, культовых зданий вырулило на свой достаточно богатый виток. При этом изобилие строительных материалов, новые технологии позволяют добиваться интересных результатов.
Строительство конца 1990-х — начала 2000-х перешло из фазы экстенсивной в интенсивную, переместившись со свободных территорий и обратившись к заполнению лакун в городской застройке, а также к реконструкции исторического центра Петрозаводска. Старый город активно обновляется, но по большей части, это мало радует его жителей, да и профессионалов тоже. Соответствовать в реализации своих мыслей сложившемуся ансамблю существующего города архитекторам оказалось не так просто, как кажется на первый взгляд. Безоглядный индивидуализм, характерный для архитектуры постмодернизма, с броскостью форм и цвета вдруг начинает проигрывать, поражая своей агрессивной неуместностью в исторической среде вроде бы далеко не выдающейся архитектуры предшествующих десятилетий. И принцип декларируемого контраста не срабатывает.
Истоки архитектурной агрессии, на которую так болезненно реагируют горожане, не всегда бывают умышленными. На мой взгляд, здесь сложились два объективных процесса в строительстве и архитектуре, которые присущи вообще нынешнему зодчеству. Во-первых, сравнительно высокая скорость перемен окружающей городской среды, связанная с изменившимися строительными технологиями. Во-вторых, смещение искусства архитектуры с её основополагающими свойствами, а именно решением и организацией пространства, к дизайну, который в принципе не занимается решением задач ансамбля в городской среде.
Контекстуализм — не стиль, а метод проектирования в условиях существующего города — вышел на арену современного строительства и стал актуальным там, где архитекторы озабочены гармоничностью окружения и «мирным» сосуществованием разновременных построек. Контекстуализм родился в противовес агрессии «новой действительности» и демонстрирует явную связь с окружением, взаимопроникновение, а по большому счету, принятие того, что сложилось исторически.
Наиболее последовательным представителем контекстуализма в Петрозаводске, на мой взгляд, является архитектор Андрей Гречкин. И именно с этой точки зрения интересен его жилой дом с торговым центром «Максим» на углу улицы Кирова и проспекта Ленина.
Дом с ТЦ » Максим» со стороны пр. Ленина
Дом соседствует с непритязательной хрущовкой начала 1960-х с одной стороны и памятником архитектуры 1912 года — хирургическим корпусом земской больницы — с другой стороны. Через дорогу — так называемый «Дом специалистов», восстановленный после войны в духе сталинского ампира и не поддерживаемый на улице Кирова ничем ни по этажности, ни по стилю. Участок крайне сложен, ансамбля никакого нет. Ограничений по высоте тоже нет. Проектируемый дом должен был стать тем ключевым элементом, который собрал бы всю застройку в некое подобие ансамбля и акцентировать направление улицы Кирова от проспекта Ленина к дальнейшему развитию городского центра в сторону Октябрьского района.
Дом с ТЦ » Максим» со стороны ул. Кирова
Дом получился и играет предназначенную ему градостроительную роль, а кроме того, архитектору удалось в этом здании выразить квинтэссенцию того самого сталинского ампира, который доминирует в центре Петрозаводска, составляя его исторический контекст. При этом в архитектуре здания нет прямых цитат или откровенной стилизации. Объект принадлежит своему времени с присущими ему новейшими технологиями строительства, композиционными приемами — ризалиты застекленных балконов, мощный венчающий карниз, являющийся ленточным остеклением верхнего этажа со свесом козырьков. Всё это — современное прочтение классических мотивов и своеобразный парафраз стиля домов проспекта Ленина. Классическими, по сути, стали система пропорций, масштабность, ритмические закономерности в построении фасадов, фактура и цвет ограждающих конструкций. Новый дом достаточно выразителен, особенно со стороны проспекта Ленина, к которому обращен главным фасадом, и, тем не менее, не подавляет своих соседей.
Со стороны улицы Кирова фасады почти нейтральны, и на их фоне выигрышно выглядит мелкая пластика декоративной отделки бывшего хирургического корпуса земской больницы.
Исторический контекст проспекта Ленина — 119-квартирный дом, арх. Г. Воронова
Исторический контекст проспекта Ленина — дом 13 постройки 1930-х годов
Исторический контекст проспекта Ленина — дом 13
Угловое положение здания продиктовало его объемную композицию: наличие вертикального акцента в виде невысокой остекленной башни и мощной раскреповки части трех нижних этажей в том месте, где до недавнего времени стоял ныне снесенный магазин «Глория», являвшийся брандмауэрной, кирпичной частью старого деревянного здания медицинского училища. Это единственная цитата здесь, свой «genius loci», из которого словно произросло всё здание.
Несомненный интерес вызывает также 12-квартирный жилой дом, построенный по проекту Андрея Гречкина в 2001 году и положивший начало реконструкции квартала, ограниченного улицами Дзержинского, Красной и Андропова. Это трехэтажное кирпичное здание располагается в непосредственной близости с комплексом Дворца творчества детей и юношества, и имеет характерный архитектурный образ. Стропильная кровля придает зданию масштабность и соразмерность жилой застройке центральной части Петрозаводска. Башенка с треугольным эркером ориентирована на главный фасад Дворца творчества и удачно замыкает перспективу улицы Андропова с довольно далеких точек обзора. Фасад дома, обращенный на Неглинку, решен достаточно пластично.
Жилой дом на ул. Андропова
Пожалуй, самым крупным планировочным объектом последних 20 лет в Петрозаводске является планировка и застройка набережной Варкауса. Общая концепция была разработана архитекторами Андреем Гречкиным и Евгением Фроловым, и наличие такой концепции предопределило в конечном итоге успех этого довольно значительного для города проекта. Системное решение большой территории, являющейся лицом, озерным фасадом Петрозаводска, позволило при разных авторских подходах к застройке отдельных её фрагментов создать единую панораму.
Детальной проработкой фрагментов набережной Варкауса с разными заказчиками-застройщиками занимались несколько архитекторов. Андрей Гречкин является автором комплекса жилых зданий под названием «Радужный». Очень современный комплекс крупных многоэтажных зданий — четырех вертикальных с круглыми башнями и трех горизонтальных, выполненный с высоким качеством, благодаря этому качеству позволил насытить архитектуру характерными деталями и создать в уровне ближнего плана гуманную интересную среду.
Комплекс «Радужный»
Комплекс «Радужный»
Комплекс «Радужный». Дом с башней
Комплекс «Радужный». Фрагмент фасада
Одним из последних на нынешний день осуществленных проектов архитектора Гречкина стал малоэтажный жилой комплекс на Древлянке «Северное сияние», представляющий собой улицу, застроенную блокированными домами. Для архитектора — это новая тема в творчестве, для города — развитие европейской тенденции малоэтажного городского строительства.
Жилой комплекс «Северное сияние»
Я не спрашивала у Андрея Павловича о его творческом кредо, но собирая и внимательно изучая иллюстрации к этому материалу (здесь представлено далеко не всё!), попытаюсь всё-таки сформулировать — современная архитектура с архитектурным лицом. Это парадоксально, но в условиях неумолимого ухода нашей профессии в дизайн является твердой позицией и залогом сохранения масштабности человеку и комфорта городской среды.
Успешность в архитекторской работе — это, в первую очередь, осуществление строительством большинства проектов. Большинства, но не всех, потому что всех не бывало и не бывает ни у кого. «Полки» архитекторов будут потяжелее, чем у самых запрещенных киношников. Андрея Павловича можно без натяжки назвать успешным архитектором — из его более чем 100 проектов осуществлена большая часть: общественные и жилые здания, проекты благоустройства и реконструкции существующих зданий, малые формы архитектуры. Из неосуществленного — школа в поселке Кедрозеро, профилакторий ТЭЦ, здание офиса «Нолмар» на улице Энгельса, где теперь построен Сана-центр, ледовый тренировочный спорткомплекс в Кондопоге…
Не всегда всё получается так, как было задумано и запроектировано — разногласия с заказчиками, не достаточно высокое качество работ, изменение программы в процессе строительства.
Поэтому наряду с пожеланиями здоровья и счастья — традиционное, как всегда архитекторам: интересной работы, умных заказчиков и отличных строителей Вам, Андрей Павлович!
Проект реконструкции Национальной библиотеки Карелии
Реконструкция ресторана «Чайка» в Кондопоге для Дворца молодежи
Жилые дома на ул. Пархоменко
Жилой дом на ул. Пархоменко
Жилой дом на ул. Станционной
Поликлиника АО «Кондопога»