Архитектура Петрозаводска

Перемена участи

Так замечательно знать и видеть, что это стильное, красивое здание снова живет! К 100-летию здания ремесленных мастерских в Петрозаводске

 

В одном из январских номеров «Олонецких губернских ведомостей», 101 год назад, на первой странице было размещено объявление следующего содержания: «Директор Петрозаводского Технического училища судовых машинистов, доводя до всеобщего сведения, что в воскресенье, 13-го сего января, Преосвященным Никанором, Епископом Олонецким и Петрозаводским будет совершено торжественное освящение нового здания мастерских училища, покорнейше просит лиц, интересующихся постановкою технического образования в местном крае, пожаловать на Богослужение и открытие мастерских. Начало Богослужения в 12 ½ часа дня. Подъезд во дворе. Директор училища А. Евтихиев».

 

Речь шла о здании, в котором сегодня находится фондохранилище музея-заповедника «Кижи», располагающееся в том самом дворе презентационно-выставочного центра (а тогда – главного здания технического училища) этого же музея на площади Кирова.

 

Мастерские для технического училища были первейшей необходимостью, теснились до этого в главном корпусе и одноэтажной пристройке к нему, а потому и событием стало открытие даже не вполне достроенного нового здания. «Владыка совершил освящение новых мастерских и машин Петрозаводского Технического училища», – подтвердили в разделе «Хроники» местные Епархиальные ведомости.

 

Петрозаводское техническое училище судовых машинистов было реорганизовано в 1909 году из ремесленного училища, успешно действовавшего в Петрозаводске с 1895-го, когда в России, в связи с интенсивным развитием промышленности, был принят ряд государственных постановлений об учреждении ремесленных и технических школ. В соответствии с этими постановлениями еще в 1880-х годах Министерством народного просвещения были выработаны и Высочайше утверждены «Основные положения о промышленных училищах». Согласно этим положениям все промышленные училища разделялись на три категории: средние технические училища, низшие технические училища и ремесленные училища. В средних готовили техников, то есть помощников инженеров и других руководителей промышленного дела; низшие технические училища должны были выпускать мастеров, то есть ближайших и непосредственных руководителей труда рабочих в промышленных заведениях. Ремесленные училища предназначались для подготовки рабочих, «способных к осмысленной работе в данном производстве».

 

В октябре 1891 года Петрозаводская Городская Дума своим постановлением безвозмездно отвела под будущее ремесленное училище участок земли в центре города на Соборной площади. Во-первых, в Петрозаводске издавна существовало градообразующее промышленное предприятие – Александровский завод, который был чрезвычайно заинтересован в рабочих, «способных к осмысленной работе». Во-вторых, немаловажной целью было обучить все сословия горожан, да и сельских жителей, основам и навыкам ремесел, дающим людям дополнительный заработок и занятия в сфере кустарных промыслов.

 

Весной 1894 года на Соборной площади состоялась торжественная закладка главного здания ремесленного училища, а к сентябрю 1895-го оно уже было открыто для первых учеников. Училище было учреждено на 100 человек, при трехгодичном курсе обучения, с изучением слесарно-кузнечного и столярного ремесла. Возраст приема в училище детей был определен от 12 до 15 лет. От поступающих в училище требовалось знание курса наук начальных школ.


 Слева направо: городское училище, флигель для учителей, училище судовых машинистов, 2-е городское приходское училище

 

Главное здание училища – кирпичное, двухэтажное, с пристройкой для кузницы, примыкающей к нему со двора; второе, расположившееся по соседству, вдоль линии застройки на площади – деревянный двухэтажный флигель, который предназначался под квартиры преподавателей.

 

Судя по публикациям в местной прессе рубежа веков, общественность интересовалась «постановкой технического образования в крае» и внимательно следила за успехами Петрозаводского ремесленного училища. Ежегодно организовывались ставшие популярными выставки работ учащихся, и первая состоялась уже в 1897 году. За счет продажи изделий учеников училище пополняло свой бюджет.

 

Грандиозный успех училища в 1900 году не остался незамеченным: на Всемирной выставке в Париже Петрозаводскому ремесленному училищу, представившему слесарно-токарные работы и альбом по черчению, были вручены диплом и золотая медаль.


 Из «Олонецких губернских ведомостей», № 99 за 1900 год

 

В 1909 году ремесленное училище в связи с решением о подготовке на его базе судовых машинистов было преобразовано в Низшее техническое училище, то есть поднялось на ступень вверх в иерархии промышленных училищ России. Теперь в реорганизованном учебном заведении в течение четырех лет обучения готовили таких слесарей-механиков, вполне изучивших устройство судовых механизмов, которые после достаточной практики могли стать помощниками машинистов и машинистами. Кроме того, была поставлена задача «ознакомить учеников будущего технического училища с практической электротехникой, чтобы дать им возможность впоследствии приложить свои практические знания в области электродвигателей и электрического освещения». И это тоже было в ногу со временем! На Александровском заводе уже с 1902 года работала своя электростанция; на Лососинке, возле моста на Протасьевской улице (ныне Луначарского) строилась городская ГЭС №1, и спрос на специалистов-электриков в Петрозаводске рос день ото дня.

 

Само собой разумеется, что не осталось за бортом нового училища и литейное дело. Среди изучаемых дисциплин, кроме общеобразовательных, были технологии металла и дерева, столярное ремесло, строительное искусство и судостроение, слесарно-токарное ремесло…

 

Конечно же, сразу встал вопрос и о новых мастерских. Самый первый эскизный набросок планировки здания в 1909 году сделал окружной архитектор Министерства народного просвещения Василий Андросов (1872 – 1944). Настоящий же подробный проект с расчетами и сметами сложного по технологии здания мастерских, а также с проработкой фасадов был выполнен в Петрозаводске Олонецким губернским архитектором Вагаповым спустя полгода.


 Губернский архитектор М.-И. Вагапов

 

Мирза-Ибрагим Абдулович Вагапов (1860 – после 1910-го) в 1888 году блестяще окончил Петербургский институт гражданских инженеров, что позволило ему, впрочем, как и всем выпускникам этого заведения, стать универсальным специалистом, сочетая мастерство архитектора с умениями и знаниями инженера-строителя. Зимой 1909 года уже опытным специалистом М.-И. Вагапов был назначен губернским архитектором в Петрозаводск.


 Главный фасад здания мастерских

 

Здание ремесленных мастерских, включающее просторные высокие помещения для мастерских столярной, слесарной и механической, своим внешним видом, стилем архитектуры напоминало новые заводские корпуса Александровского завода, и это было очень уместно здесь. Отсутствие штукатурки на фасадах, карнизы и элементы декора, пояски и угловые лопатки, выполненные из кирпича – принципиальное архитектурное решение здания в так называемом «кирпичном стиле». В кирпичном стиле, берущем свое начало именно в промышленной архитектуре XIX века, проявился рационализм эпохи рубежа веков, а использование его в гражданской архитектуре подвигло зодчих к открытию разнообразных приемов использования декоративных свойств обыкновенного кирпича.

 

В Петрозаводске к тому времени уже появились замечательные здания учительской семинарии и католического костела на Святнаволоцкой, построенные в кирпичном стиле. На Соборной площади, среди оштукатуренных фасадов гимназий и соборов, краснокирпичный объем ремесленных мастерских выглядел бы достаточно чужеродно. Однако это новое здание никак не участвовало в ансамбле площади, будучи поставленным в глубине участка. Оно было закрыто двумя корпусами Технического училища, формирующими южный фронт застройки площади, – главным учебным и тем, где помещались квартиры преподавателей.


 Поперечный разрез

 

Внутреннее пространство мастерских также соответствовало заводским масштабам: десятиметровый пролет между кирпичными наружными стенами был перекрыт стропильными фермами, опирающимися по центру лишь на ряд стройных чугунных колонн. Это давало большой выигрыш в площади и позволяло расположить необходимое количество станков «без утеснения». Высота помещений от пола до потолка составляла 5,3 метра, большие окна освещали мастерские с обеих сторон.


 План

 

Здание ремесленных мастерских строилось довольно долго, даже по меркам Петрозаводска: фундаменты были заложены в 1910-м, а окончательное освидетельствование прошло только в феврале 1914-го. Этому были причины. Как объяснял в своем рапорте директор Технического училища, «Такая сравнительно большая продолжительность работ произошла вследствие совершенной невозможности своевременного приобретения в г. Петрозаводске как строительных материалов, так и найма рабочих рук. …Только в 1911 г. оказалось возможным приступить к кладке кирпичных стен; но вследствие большого расхода кирпича в этот год на другие городские постройки Училище могло получить кирпич в количестве, достаточном для возведения только ¾ всех стен, а на остальную часть стен кирпича в городе не оказалось»…

 

Действительно, в Петрозаводске в эти годы наблюдался настоящий строительный бум. В это время возводились два крупнейших городских объекта – хирургическая лечебница земской больницы на Садовой улице (ныне – Кирова) и здание театра Благотворительного общества на Мариинской, в котором позднее разместится известный кинотеатр «Триумф». В 1912-1915-м также проводилась большая капитальная перестройка здания Духовной консистории на Соборной площади.

 

Впрочем, кроме отсутствия кирпича и рабочих, строительство затормозилось и тем, что в проект ремесленных мастерских в процессе строительства были внесены некоторые изменения. Так, пришлось отказаться от первоначально запроектированного в здании парового отопления в связи с дороговизной доставляемого из Петербурга оборудования и вернуться к традиционному печному. Размещение печей в мастерских, в свою очередь, потребовало изменения технологических решений, связанных с расстановкой оборудования и станков. Также было решено дополнительно устроить подвальные помещения под котельной и паровой машиной. Директор училища объяснял это так: «Означенное добавление было вызвано необходимостью помещения в подвале всего трубопровода, потребного при установке котла и машины, причем при таком устройстве весь трубопровод являлся доступным как для ремонта, так и для осмотра учениками при изучении ими паровых машин». Для более эффективного использования объема здания была устроена «антресоль с темной комнатой для фотографических работ».

 

Как бы то ни было, 100 лет назад в Петрозаводске было полностью завершено строительство уникального для города объекта – ремесленных мастерских технического училища. Затем в течение следующих двух лет были проведены работы по переустройству главного здания училища, так как с выездом оттуда мастерских в нем потребовалась большая перепланировка. Все работы как по строительству нового здания мастерских, так и по капитальной переделке главного корпуса выполнял губернский инженер, архитектор Александр Безпальчев (1862 – 1941-43).

 

После 1917-го училище сохранило свое функциональное назначение. Только называлось оно школой фабрично-заводского ученичества при Онежском заводе. Потом там были снова разные ремесленные училища, потом профессионально-технические… Оба здания верно несли свою службу на ниве просвещения.


Главное здание училища до ремонта. Фото 2000 года


 Главное здание училища. Фото 2000 года

 

А в 1990-х оба здания, вместе с профессионально-техническим образованием оказались никому не нужными. И удивительно быстро стали приходить в упадок… Снято отопление, выбиты стекла, утрачены даже деревянные перекрытия в двухэтажном корпусе бывшего Технического училища судовых машинистов. Ветер носит мусор и снег по заброшенным помещениям, и мерзость запустения празднует свою победу…

 

Хорошо еще, что никто не успел приватизировать эти здания для последующей ускоренной руинизации и строительства затем чего угодно (или чего хочется) взамен. Эти процессы, к сожалению, достаточно усовершенствованы и отработаны в последние годы, и за примерами далеко ходить не надо.


 Ремесленные мастерские в 2000 году. Студенческая акварель

 

Но здесь все случилось по-другому. Правительством Республики Карелия оба здания были приняты на государственную охрану в качестве объектов культурного наследия, что справедливо. Главное здание технического училища в 1998 году внесено в реестр объектов культурного наследия, а ремесленные мастерские с 2000 года поставлены на учет в качестве выявленного ОКН.


 Презентационно-выставочный центр музея Кижи в 2002 году

 

Безвозмездная передача обоих зданий музею-заповеднику «Кижи» открыла новую страницу в их жизни – реставрация и ремонт полуразрушенных объектов сделали возможным их дальнейшее существование в режиме востребованности как музейным сообществом, так и горожанами. Кроме административных помещений, в доме № 10 на площади Кирова располагается выставочный зал, который не позволяет забывать о себе, часто меняя свои интереснейшие экспозиции.


 Ремесленные мастерские в процессе реконструкции. Фото 2010 года

 

А бывшие ремесленные мастерские обрели новую жизнь в роли музейного фондохранилища, которое после проведения ремонтно-реставрационных работ было введено в эксплуатацию в 2012 году.

 Фондохранилище музея Кижи в 2012 году

 Фрагмент отреставрированного фасада

 

Снаружи здание сохранило свой исторический облик, помолодев на 100 лет. Изнутри – подверглось серьезной реконструкции: вместо одного высокого этажа было устроено целых три путем организации дополнительных перекрытий и замены стропильной конструкции. В подвальном этаже устроены столярная и реставрационная мастерские, помещения обработки новых поступлений, а также – инженерно-технические службы. На первом этаже – кабинеты хранителей, реставрационные мастерские и фотостудия; на втором, включающем бывшее чердачное пространство, – помещения хранения, организованные и оборудованные в соответствии с самыми современными музейными требованиями. Причем в этом фондохранилище музей собирается реализовать систему так называемого открытого хранения фондов, которая позволит знакомиться с экспонатами посетителям. Это станет еще одним местом притяжения горожан к старинному зданию в центре Петрозаводска, вернувшемуся к нам обновленным и наполненным новым содержанием.

 

Не знаю, существуют ли научные изыскания о том, насколько деморализуют горожан руины некогда крепких и живых зданий и как влияет это на душевное равновесие и способность к какой бы то ни было деятельности живущих рядом. Судя по боям в интернет-обсуждениях, большинство, не выдерживая психологического прессинга от ежедневного созерцания праха и тлена, начинают буквально скандировать «убей его!», сознательно или бессознательно вставая на сторону чьих-то корыстных устремлений на конкретном участке городской территории.

 

Бывает и по-другому. Хоть очень редко. Как состоялось здесь, на площади Кирова.

 

Так замечательно знать и видеть, что это стильное, красивое столетнее здание снова живет! Около него хорошо, рядом с ним приятно находиться и просто трогать рукой старые кирпичи его стен, оно радует своим видом, демонстрируя такую радикальную и позитивную перемену его участи.


 В интерьере сохранены исторические чугунные колонны

 Одна из лестниц в здании фондохранилища

 

Фото автора, с сайта музея-заповедника «Кижи» и rk.karelia.ru

  • Баба Нюра

    Хороший материал. Чистый. Такой реставрации в Петрозаводске немного, если вообще есть. А вот почему автор не использовала фотографию с привидением внутри здания мастерских? Была такая сделана максимум лет десять назад. Белый призрак посреди пустого кирпичного внутреннего пространства. Интересная картинка. Наверняка осталась в Госцентре или министерстве.

    • Елена Ициксон

      Баба Нюра, первый раз слышу о существовании такой фотографии))

  • Надежда

    Безусловно, это знаменательное событие в жизни любимого Петрозаводска. Жаль, что утрачено первоначальное назначение мастерских.

  • 11

    Спасибо за ответ.
    Жаль, что статьи об архитектуре нашего города в «Лицее» стали крайне редкими…

  • Марина Витухновская

    Дорогая Елена, и опять огромное спасибо Вам за чудесный, богатый и во многом новый для меня материал! Великую работу Вы делаете для нашего города, — и его истории, и его будущего. Теперь мечтаю попасть в фондохранилище и увидеть всё своими глазами…

  • Елена Ициксон

    Здание до революции строили Министерство народного просвещения и земство, соответственно, их и собственность. Александровский завод предоставлял преподавателей (консультантов) по литейному делу и т.п., а также шефствовал (если можно так охарактеризовать их взаимоотношения, вспоминая советские времена), так как был заинтересован в тех кадрах, которые оканчивали заведение.

  • 11

    Очень интересно. Помню это здание полуразваленным. Даже когда музейное здание (двухэтажное) было де-факто в руинах, а хранилище (мастерские) принадлежали училищу № 1 (хотя тоже были в заколоченном виде), в газетах зачем раздавались возгласы — не отдавать музею, мол, пригодятся ещё училищу мастерские. Спрашивается, зачем было убивать здание? Вот уж действительно, здесь зданию повезло с новым собственником, в отличие от поликлиники на Ленина, а также в отличие от старой таможни на Энгельса, на месте которой воздвигнута гробила под названием «сана-центр».

    Подскажите, пожалуйста, это двухэтажное училище на пл. Кирова (Соборной) — оно до революции принадлежало Александровскому заводу?

  • Арина

    Получается, что даже такие «мерзко запущенные» здания можно полностью восстановить? Привести в порядок? Сделать красой и примечательностью города?

    Так что же нам говорят, что зданию детской поликлиники нельзя вернуть вторую жизнь?
    Почему министерство культуры равнодушно взирает на ещё одно лицо нашего города, изъеденное словно оспой — часовую башню почтамта?

    И как же всё-таки замечательно, что здание мастерских возвращено нам, да ещё и так успешно работает, в полную силу!

  • Инга

    «Не знаю, существуют ли научные изыскания о том, насколько деморализуют горожан руины некогда крепких и живых зданий и как влияет это на душевное равновесие и способность к какой бы то ни было деятельности живущих рядом».

    Вы совершенно правы — деморализуют…(((
    И как здорово, когда старые и старинные здания живут и побеждают!
    Приведённые в порядок, выглядят как новенькие.
    А мы чувствуем себя свободно путешествующими во времени. Вот ей-ей, кажется, мы сами перенеслись в 1910й))
    Подтверждаю — рядом с ним уютно и тепло.