Размышления у парадного подъезда
Никогда за всю историю Петрозаводска никто не дозволял себе неуважительно относиться к этим зданиям на Круглой площади, как это происходит теперь в стремлении сделать «красиво» и «комфортно».
Продолжая последнюю публикацию Евгения Фролова об архитектуре Петрозаводска, хочу спуститься с высот доминант и акцентов в застройке на землю – в прямом и переносном смысле. Так как тема этого материала касается мусорных бачков. Обычной малой формы хозяйственного назначения.
Некоторое время назад, в марте, апреле этого года в городских электронных СМИ появилась информация о том, что для нашего города, а именно его исторического центра наконец-то нашлись подходящие малые «формы», ни много ни мало – в виде пушек.
Как заявили в городской администрации, при разработке новых образцов урн для города появятся и «необычные малые формы. Урны-пушки – один из ярких примеров отступления от утвержденных образцов. Они гармонично впишутся в среду исторической площади». Идея странная, но… прочитали и забыли.
Обнаружились эти ведра для мусора «в виде пушек» во время прогулки майским днем по городу. Где же? Конечно, в самом историческом месте Петрозаводска – на Круглой площади! У Министерства культуры Карелии – здания бывших присутственных мест. У подножия тумб с нашими львами… Потом выяснилось, что поставлены они еще и у бывшего губернаторского дома, нынешнего Музея. Впечатление шоковое.
Могу поспорить с самой распространенной фразой незабвенного Виктора Степановича Черномырдина, запустившего в жизнь массу крылатых выражений: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». На сей раз получилось намного хуже. Потому что никогда за всю историю города никто не дозволял себе неуважительно относиться к этим зданиям на Круглой площади, как это происходит теперь в стремлении сделать «красиво» и «комфортно».
1. Сторона художественно-эстетическая. Черные-пречерные пушки на колесах (сказано, что это мортиры), с широким жерлом, направленным в небо, просто «забивают» своей массой маленьких, изящных чугунных львов. Теперь именно эти «пушки» являют собой центр композиции главного входа в здание, приковывая к себе внимание проходящих, призывая заглянуть (бросить?) в свою широкую пасть. А львы – просто превратились в котят, бегающих возле этих урн.
И самое неприятное, что на их стволах красуются морды львов! Размером точно с таковыми же, как у тех, что сердятся там, на тумбах! Это как понимать? Если будете себя плохо вести, то из вас тоже сделают мусорные бачки, оставив только «портреты»? Похоже, эти новые арт-объекты агрессивны – так и норовят забраться на тумбы, спихнув львов, у которых даже колес, таких замечательных, нет…
2. Сторона идеологическая. Здания на площади строились в конце XVIII века вместе с Александровским заводом. Заводом, выпускающим пушки для русской армии и флота. Пушки – это наша особая гордость, это наш хлеб и главный продукт города-мастерового на протяжении не одного столетия.
Пушка-урна, пушка-бачок, пушка-плевательница?..
Возле корпуса напротив здания присутственных мест, там, где был губернаторский дом, а теперь Национальный музей, в 1858 году к приезду в Петрозаводск Александра II были установлены возле крыльца настоящие пушки. Как символ города-завода, ведущего свою историю, в том числе и оружейную, со времен Петра I. Как символ Александровского пушечного завода, который на протяжении 40-50 лет с момента своего основания являлся одним из главных арсеналов русского военно-морского флота, а в 1786-1806 годах стал крупнейшим в России производителем корабельной и крепостной артиллерии. Благодаря Александровскому пушечному заводу поселение при Петровских заводах получило статус не просто города, но губернского города – столицы Олонецкой губернии.
Исторические здания губернаторского дома и присутственных мест знали и помнят другое отношение к пушкам. Потому что Круглая площадь, начав свою историю, как административный центр Александровского завода, всегда собирала на разные торжества заводчан – людей, имевших самое прямое отношение к их производству. От рабочих и мастеровых до горных начальников, являвшихся горными офицерами, инженерами, специалистами горного дела – представителями элиты не только местной, но и российской металлургии. Карл Гаскойн, Адам и Роман Армстронги, Александр Фуллон, Николай Бутенёв, Николай Фелькнер и многие другие не могли и в страшном сне представить себе, что их потомки превратят в мусорные бачки дело их жизни…
3. Сторона практическая. А зачем мусорные ведра нужны именно возле Министерства культуры и музея? Рядом нет, слава богу, никаких торговых точек с мороженым (обертки), сигаретами (пачки), соками-водами (бутылки), нет кинотеатров (пакетики от попкорна). Для чего туристам или горожанам нести мусор в центр города, на площадь? Всегда были рядом с львиными тумбами, сбоку у кустов какие-то очень нейтрального вида маленькие урны. И ничего – куч мусора рядом не замечалось никогда.
Памятники архитектуры и комфортная городская среда – вещи, конечно же, совместные. Просто надо всегда помнить, что кроме комфортной, существует еще и историческая среда, к которой должен быть совсем иной подход. Я даже не о том, что в охранной зоне памятников даже такие активные малые архитектурные формы должны быть внимательно рассматриваемы и обсуждаемы со специалистами. Я о том, что не надо переносить в Петрозаводск, именно в Петрозаводск, широко распространившийся по российским городам этот китч – урны в виде пушек. Такие «запанибратские» отношения с историей запросто могут оказаться кощунством.
Одна из публикаций о новых объектах для мусора, появившихся в нашем городе, называлась «Львов в Петрозаводске стало больше». Назвать материал «Пушек в Петрозаводске стало больше» что-то мешает, правда? Значит, все-таки есть еще, если не чувство стиля, то просто человеческий такт по отношению к нашей истории.