Великая Отечественная. 1941 - 1945

«На рассвете мы услышали стрельбу…»

{hsimage|Валентина Павловна и Александр Кириллович Захаровы. Ноябрь 2009 года||||}Давно ничто не напоминает нам о той страшной войне, что пережила наша страна, разве что фильм покажут иногда по телевизору. Но в сердцах и памяти тех, кто видел все собственными глазами, останутся воспоминания о том времени навсегда.

В квартире супружеской четы Захаровых просто и уютно. Трудно поверить, но Александр Кириллович и Валентина Павловна идут вместе по жизни уже 55 лет. У них двое взрослых детей и четверо внуков, есть уже даже правнучка. Валентина Павловна в прошлом учительница и директор вечерней железнодорожной школы, Александр Кириллович солист хора Музыкального театра. Мы пьем чай из гжелевых чашек, рассматриваем старые фотографии, и незаметно мои собеседники погружаются в воспоминания.
 
И Валентина Павловна, и Александр Кириллович родом из Лодейного Поля. К началу войны у Саши умер папа. Мама-учительница осталась с двумя мальчиками, а старший ее сын ушел на фронт. Две сестры матери остались в блокадном Ленинграде, а Саша с братишкой и мамой оказались в эвакуации в Пермской области.
 
– Помню, как во время бомбежки военные грузили нас на баржи, – рассказывает Александр Кириллович. – Все кругом горело. Было это 9 сентября 1941 года. А потом 40 суток мы добирались до деревни Маракуши. Тогда я впервые увидел лапти, потом и сам научился их плести. Этот край был сравнительно богатым, мама работала учительницей.
 
Я уходил на всю неделю в школу, расположенную в 16 километрах от нашей деревни. Сначала волков боялся. Воют же, представляете? Помню историю, взбудоражившую всех. Один из деревенских парней сбежал с фронта, прятался где-то в стогу, а мать носила ему еду. Потом это все обнаружилось. Народ был возмущен и готов был расправиться с предателем, но его потом арестовали.
 
Был еще случай. Мы, мальчишки, были рады побаловаться любым оружием. Однажды увидели телегу с обгоревшими орудиями. Были там финские топорики, детонаторы. С нами был взрослый сын соседей, моряк, отслуживший войну на флоте и вернувшийся домой. Видимо, бикфордов шнур короткий был, уж не знаю, во всяком случае устройство сработало, и он погиб на наших глазах.
 
Никогда не забуду нашего возвращения в Лодейное Поле в 45-м году. Все разрушено, заминировано, вокруг окопы, склады оружия. Сколько минеров, девчонок 16-летних погибло на том заминированном берегу Свири! Сгорели прекрасная желудевая роща, кинотеатр, а наш дом чудом уцелел.
 
К нашему разговору присоединяется Валентина Павловна. Она тоже прекрасно помнит страшные дни начала войны. В ту осень она должна была пойти в пятый класс.
 
– Начались бомбежки. Это было так страшно! К тому же начался голод. Очередь за хлебом занимали с вечера. Поскольку родители работали, мы, подростки, стояли за хлебом всю ночь. Помню, как однажды мы стояли в такой очереди. Был август 41-года. Очень хотелось спать, поэтому каждый устроился, как мог, чтобы подремать. Я примостилась рядом с каким-то дедушкой. На рассвете мы услышали жуткое гудение: это летели бомбардировщики. Началась стрельба. Старичок, который сидел рядом со мной, проснулся, увидел самолеты и в одно мгновение расправил плечи и развернулся, прикрыв меня своим телом. Когда мы очнулись от ужаса, оказалось, что много людей погибло в то страшное утро, в том числе и дедушка, что укрыл меня. Никогда не забуду тот день и этого удивительного человека, – Валентина Павловна смахивает навернувшуюся слезу.
 
А потом, это было 6 сентября 1941 года, они грузились в вагоны, спешили вместе с мамой и сестрой, которые несли все необходимое, что удалось захватить. В руках у маленькой Валентины была сестренка, месяц от роду. Их отец, инвалид-железнодорожник, остался работать в прифронтовом Лодейном Поле. Всю долгую войну они жили в голодном Котласе, приютившись в маленьком, в одну комнату, домишке деда, когда-то сосланного в эти края. Там Валентина и пошла в пятый класс.
 
В домашнем архиве Захаровых нет ни одной фотографии, сделанной в то страшное военное время. Может, это и хорошо? Перед нами на столе лежат снимки, на которых только счастливые лица – родителей, детей, внуков и теперь уже недавно появившейся на свет правнучки.

Фото автора
«Лицей» № 12 2009