Во-первых, Е. Сенявская является основателем военно-исторической антропологии и психологии как новой отрасли исторической науки. За свои труды в этой сфере доктор исторических наук Елена Спартаковна Сенявская удостоена целого ряда наград, получила общественное признание. Кстати, впервые курс лекций по военной антропологии Сенявская прочитала в 2001 году в Петрозаводском государственном университете.
{hsimage|Книга издана в ПетрГУ ||||}
Если говорить коротко, человек на войне во всех его проявлениях — вот тема ее исследования. И тема эта актуальна сегодня для России, ибо нет у нас семьи, судьбу которой не затронула бы та или иная война, а их в ХХ веке было достаточно. Скоро мы будем отмечать 70-летие Великой Победы, и скорее всего это будет последний юбилей, в праздновании которого примут участие ветераны Великой Отечественной. Поколение победителей уходит.
Сенявская попыталась показать войны России в ХХ столетии — Русско-японскую, Первую мировую, Великую Отечественную и Афганскую — глазами непосредственных их участников: солдат и офицеров русской и советской армии, используя их воспоминания и письма, поэтические и фольклорные произведения. В книгу вошел собранный ученым за 10 лет и систематизированный ею исторический материал.
Можно сделать вывод, считает автор, что самопожертвование во имя своей Родины в характере нашего народа. О какой бы войне ни шла речь. Что же касается различий, то они, скорее, на уровне не психологии, а идеологии.
Интересно, что от Русско-японской войны сохранились воспоминания офицеров, от времен Первой мировой — письма и воспоминания тоже в основном офицеров, а вот Великая Отечественная осталась в письмах и воспоминаниях не только офицеров, но и солдат. В них они не только описывали свое участие в боевых действиях, но и осмысливают вопросы войны и мира, жизни и смерти.
{hsimage|На презентации ||||}
Е. Сенявская рассматривает войну как общественное и историко-психологическое явление, как пограничную ситуацию. Героический порыв и паника, психология боя и солдатский фатализм, повседневность фронтового быта, проблема выхода из войны и посттравматический синдром, феномен потерянного поколения, афганский синдром, особенности психологии рядового и командного состава, родов войск и военных профессий, роль морально-психологического фактора, формирование образа войны и образа врага, символы и мифы войны, особенности исторической памяти о войнах ХХ века, ее место в национальном самосознании и в контексте современной геополитики — все эти вопросы нашли место в книге автора.
Войны коснулись и семьи самой Елены Сенявской: ее отец воевал в Великую Отечественную войну на Карельском фронте, муж служил в Афгане.
{hsimage|На презентации выступил известный карельский ученый-историк Михаил Шумилов |right|||}
Известный советский ученый Юрий Лотман в одной из своих бесед о культуре приводит слова Сергея Аверинцева «о нравственных обязательствах историка быть справедливым по отношению к людям прошлого. Человеческие права наших предков не могут, по словам Аверинцева, быть упразднены тысячелетиями, а их самих нельзя превратить ни в схему, ни в модную картинку». Справедливость историка по отношению к людям прошлого присутствует и в книге Елены Сенявской. Может быть, поэтому она выходит за рамки простого учебного пособия.
Кстати, тираж издания просто мизерный — 100 экземпляров. Но если кого-то оно заинтересует, с ним можно познакомиться на историческом факультете ПетрГУ.