Педагогика Светланы Артемьевой

Бумажная ваза

Фото автора
Беломорские ребята сделали своими руками и подарили мне вазу из разноцветных бумажных треугольников

Заканчивается год. Для меня он был наполнен встречами с детьми и педагогами в детских домах Карелии.

 

 

Десять встреч я провела в рамках одного из проектов Карельского союза защиты детей — см. карту. О первых четырех уже писала, о других расскажу сейчас.

 

Коммуникативные игры-упражнения (в наборе их было 30) проводились с целью развития коммуникативных способностей детей и взрослых.

 

Я моделировала игровые ситуации, в ходе которых проявлялись и тренировались важные для общения качества, а также проводились обсуждение и рефлексия получаемого при этом жизненного опыта.

В Кеми

 

Вторая часть тренинга  была различной, например, в детском доме Кеми, как и в детском доме №2 Петрозаводска, содержала  теоретическое освоение основ проектирования  и практическое  закрепление теоретических знаний при создании конкретного  социально значимого проекта.

 

Отгадывая загадки на смекалку, группы взамен получали частичку теоретических знаний и узнавали,  с чего надо начать работу над проектом,  как над ним работать и как его можно реализовать.

 

С целью проверки понимания изученной самостоятельно теории группы участников представляли содержание теории в   художественном образе (матрешка, юла, пирамидка). Справились замечательно, предстояло применить ее в практике.

 

Ребята и взрослые приняли мое предложение – поработать  над проектом  создания комфортной среды на  первом этаже здания.

 

Проекты были интересными, ряд идей и предложений вполне можно было бы реализовать в детском доме. Важным было активное участие в этой части тренинга Татьяны Петровны, директора детского дома. С большим вниманием она отнеслась к представлению проектных идей. Анализировала каждую идею с точки зрения ее реального воплощения. Ребята и взрослые увидели, что к их идеям директор прислушивается, берет на заметку. 

 

В Вешкелице

 

Вторая часть тренинга в детском доме поселка Вешкелица содержала беседу о дружеских отношениях и роли друзей в преодолении вредных привычек – курении и употреблении алкоголя. Внимание к теме было достаточным,  задавали вопросы, внимательно меня слушали, возникающие дискуссии шли на пользу реализации цели тренинга.

 

Упражнение «Дом» выявило степень участия каждого в работе группы, уровень взаимоотношений группы и конкретного участника.

 

Ребята и взрослые  увидели, что от успешности работы команды выигрывал каждый из них.

 

В ноябре-декабре состоялись тренинги в детских домах Кондопоги,  Беломорска, Олонца и поселка Авдеево (Пудожский район).

 

Кондопога

 

Ноябрьским воскресным утром мы приехали в Кондопогу. Уже вошло в традицию по окончании тренинга устраивать совместное чаепитие с привезенными вкусностями. Кондопога славится своими кондитерскими изделиями, поэтому везти их из Петрозаводска было не нужно. Кафе готовилось к открытию,  работницы раскладывали на  витринах продукцию. Мы постучались, нам открыли, нас поняли и обслужили. Довольные, с коробками, полными красивых и вкусных пирожных,  мы направились в детский дом. 

 

На лестнице нас приветливо встретила психолог Юлия Алексеевна, напоила вкусным горячим чаем, расспросила  о предстоящей работе. Удалившись на некоторое время для решения оргвопросов, возвратилась за нами.

 

Почти год назад я была здесь, очень хотелось увидеть знакомых ребят и девочку, с которой подружилась. Когда готовилась к встрече, мысленно представляла всех ребят. Каково же было мое удивление, когда в зал вошли другие ребята,  «старичков» можно было по пальцам сосчитать. С момента предыдущего проведения тренинга  сильно обновился состав воспитанников (детей взяли в семьи) и  педагогов (произошло сокращение штата), поэтому я начала  с коммуникативных игр на знакомство.

 

Затем провела ряд игр на  развитие личностного потенциала каждого участника, на умение работать в команде, повышение мотивации по достижению коллективных целей, способность принимать быстрые решения в меняющейся обстановке. Вторая часть тренинга прошла в форме беседы о честности как необходимой ценности человека.

 

В основу  беседы легли пять притчей о честном и нечестном поведении людей. Воспитанники и педагоги определяли грани различия между ложью и  обманом, безобидной шуткой, небезопасной выдумкой. Дети и педагоги пробовали угадать поведение того или иного героя притчи, построить линию его поведения. А потом узнавали, как на самом деле поступил тот или иной человек. Отвечали на мои многочисленные вопросы, которые я задавала, прервав чтение притчи на самом интересном месте.

После обеденного перерыва дети и педагоги занимались практикой социального проектирования, анализировали содержание понятия честности, выявляли сходства и различия в родственных  словах, строили иерархию  ступенек,  ведущих к честному поведению. 

Затем проектировали путь возврата мальчика или девочки (по выбору) к честному поведению, учились представлять итоги проектирования в творческой форме. 

Интересная находка представления идеи обнаружилась  в творческой группе психолога. Воспитанник рассказал свою придуманную притчу, а все изменения вымышленной девочки с определенным набором качеств нечестного поведения группа выразила в антонимах. Не менее интересной  была находка в другой группе. Группа ребят и воспитателей представила   полную девочку, наполненную обидными выдумками, ложью,  обманом и другими составляющими нечестного поведения. Затем, пройдя по ступенькам роста честности, девочка освободилась  от этих отрицательных качеств личности, стала стройной и красивой.

Жить честно – это самое сильное и хорошее чувство, попробуйте  и увидите, – примерно в таком ключе я закончила разговор о честности как важнейшей ценности человека.

Во время чаепития анализировали тренинг. Дети тепло поблагодарили за «интересное воскресенье».  Психолог Юлия Алексеевна сказала, что  этот тренинг прошел позитивно и дал большую пищу для размышления ей лично. Психолог и воспитатели отметили, что такими послушными, внимательными, активными и творческими они не видели многих своих детей.

Приятно удивила и обрадовала работа пятилетней Вики (дочери психолога Юлии Алексеевны) и шестилетнего Семы (сына воспитателя Виктории Николаевны), которые практически весь тренинг отработали наравне со старшими ребятами.  Услышала, как шестилетний Сема сказал: «Мама, не забудь взять домой мой листочек со ступеньками роста честности!»

Педагоги выразили желание поработать в таком режиме  и по другим четырем ценностям.

 

Беломорск

 

В Беломорске никогда не была, красивые места и очень приятные люди. Несмотря на воскресный день, встретили директор и заместитель директора. За чашечкой чая, с приготовленными в домашних условиях угощениями,  мы поговорили о задачах и целях нашего визита. В музыкальном зале нас ждали 14 детей в возрасте от 10 до 16 лет и 7 педагогов.

 

Началась работа. Коммуникативные игры проводились в три этапа. В начале, в середине, в конце занятия. Вторая часть тренинга была посвящена теме «Честность как ценность. Мой выбор». Работа проводилась в том же ключе,  что и в  Кондопоге.  

 

Интересная находка представления наработанных идей по росту честности обнаружилась в третьей творческой группе.  Если две группы  проектировали возврат к честному поведению мальчика Тошеньки и девочки Алисы, то третья группа показала, как честный Гошенька, попав в неблагоприятную среду общения,  из честного мальчика превратился в нечестного. Таким образом, с подачи участников третьей группы состоялся важный разговор о выборе друзей, силе духа, иммунитете и стойкости. В качестве отчета о проделанной работе по проектированию ступенек роста честности группы представили свои придуманные рассказы.

В ходе выполнения упражнения «Спасибо»  произошла рефлексия   занятия. Каждый участник по кругу говорил «мотивированное спасибо». Это «спасибо» адресовалось тому, кому хотелось его сказать сразу после занятия. Первое «спасибо»  от  Сережи  вызвало у педагогов радость и восторженное удивление, а у подростков – улыбку. Сережа поблагодарил за свое воспитание всех педагогов детского дома. 

Несмотря на выходной день, все воспитанники и педагоги, администрация детского дома принимали участие в тренинге, работали  интересно, с хорошим настроем.

 

Олонец

Поездка в Олонец по погодным условиям была крайне неблагоприятной. Ступив на олонецкую землю,  мы оказались на ледовом катке, наполненном сверху водой. Каких-то тридцать метров до стоянки такси дались с трудом. Дежурный детского дома встретил нас, разместил. Администрация и педагоги дополнительного образования в этот день находились в Петрозаводске на совещаниях.  Несмотря на отсутствие администрации, Елена Михайловна, назначенная ответственной, со своей задачей справилась. В тренинге участвовали 8  воспитателей, инструктор по физкультуре,  социальный  педагог, 16 детей в возрасте от  13 до 18 лет. 

Работа проводилась по тому же плану. В ходе тренинга впервые были использованы видеоролики с притчами, что, несомненно, усилило эмоциональное восприятие беседы.

 

Важно отметить, что большинство участников тренинга были мальчишки, а среди педагогов были мужчины, что  положительно сказалось на результатах общения участников. Инструктор по физкультуре Сергей Викторович сожалел, что не смог быть на тренинге с самого начала. Юноши  благодарили за интересное занятие.

 

Авдеево

Поездка в Авдеево случилась в день, когда дорога на Авдеево была признана небезопасной. Мы ехали на хорошей машине и были уверены в профессионализме водителя. Трасса до Медвежьегорска предательски блестела, тонкая наледь была коварной. Но это еще что! Вот трасса от Медвежьегорска до поселка Авдеево была сплошным водно-ледовым катком с вечно бугристой поверхностью! В этих местах я оказалась впервые. Когда узнала, что эта  трасса ведет  в глубь России, ужаснулась. Мечталось только об одном, чтобы не встречались машины, поскольку их вытанцовывание на дороге могло оказаться для нас печальным. После каждой встретившейся и благополучно проскользнувшей машины я облегченно вздыхала. Страшновато было сидеть на штурманском месте. В Авдеево нас потеряли. Дорога оказалась в полтора раза длиннее обычной. 6 часов туда, 6 часов обратно, 5 часов тренинга.

Но результат работы того стоил. Встав в круг, увидела на многих лицах уже взрослых ребят откровенное недовольство и апатию. Отступать было некуда.

План был тот же, а результаты весомее. Из занозистых девчонок и мальчишек эти ребята превратились в добрых, доверчивых и заинтересованных ребят. Изменения в настроении происходили постепенно, на протяжении всего тренинга. Но они происходили. При подведении итогов состоялся откровенный разговор. Ребята  и взрослые сказали немало теплых слов, над которыми думала  по дороге обратно

Валентина Александровна Ларькина, сотрудник Карельского союза защиты детей, организатор встречи, отметила, что высказывания авдеевских ребят были содержательными, интересными, не повторялись, что работала я на подъеме. Еще бы, подумала я, когда на тебя смотрит не одна пара недоверчивых глаз, будешь и на подъеме, и немало коммуникативных приемов используешь из своего опыта, чтобы убедить этих занозистых, но очень добрых, как выяснилось в ходе общения, ребят.

 

***

Во всех детских домах тренинги были полностью приняты детьми и взрослыми. Все ждут продолжения. Не хватает  ребятам  общения с другими взрослыми, мало их в условиях их места проживания. Не хватает им искреннего общения на равных, без видимых наставлений и  заранее, без  участия ребят, выведенных формул «правильной жизнедеятельности». Не хватает знаний и практики коммуникативного общения.

Поездки были радостно-трудными. Трудно смотреть в глаза маленькой  девчонке, которая без поддержки взрослого сидеть не может на стуле даже минутку, медленно клонится на бок. Трем красивым мальчишкам-братишкам, оказавшимся в детском доме, подростку, который несколько раз подходил просто погладить меня по плечу, сказать доброе слово, которого утром осудили за кражу велосипеда. Восьмилетнему мальчику, провожавшему меня к машине с надеждой, что он мне понравится и я его возьму к себе. Шестилетнему малышу, который привел меня к своей кроватке и показал на фотографию на стене, на которой запечатлен он с мамой. Двум братишкам, которые вместе с  мамой приехали в Петрозаводск искать лучшей доли. Маму насмерть сбила машина,  родственники от них отказались. Угловатую девчушку с глазами, полными слез от того, что ее вернули в детский дом приемные родители. Слова девушки «Вы больше к нам не приедете».

Трудно видеть титанический, с большой потерей энергии и здоровья труд воспитателей детских домов, получающих нищенскую зарплату, которую, в отличие от учителей и воспитателей детских садов, поднять забыли. Невозможно себе представить, как можно еще из этой зарплаты ежедневно выделять по 200 рублей на дорогу авдеевским педагогам, живущим в  близлежащих поселках.

Внимательно слежу за дискуссией на тему ненужности детских домов. Не всех детей возьмут в семьи. Беспокоюсь за сирот, детей-инвалидов, детей с легкими отклонениями в умственном развитии, детей с девиантным поведением, которых возвращают обратно в детские дома приемные родители. Много историй пришлось услышать о том, как не могут воспитанники после коллективного проживания в детском доме жить самостоятельно в новых отдельных квартирах. Видела, как ежедневно старшие ребята вместе с педагогами опекают таких  ребят, ездят к ним  домой, помогают с продуктами, общаются. Квартира есть, работы нет, депрессивное состояние. Кого-то из таких детей из милосердия содержат в детском доме, узнав об этом,  квартиру  местные власти у ребенка отобрали. Рассказ о выпускнике детского дома, который получил образование в училище, но вынужден жить в интернате для престарелых, просто шокировал. С радостью рассказывает воспитателям, что у него появилась в интернате подруга 68 лет…

Не раз бывала  в Финляндии и видела, как заботятся о людях, вставших на путь трезвого образа жизни. Они уезжают из дома на полгода, год, чтобы избавиться от вредной привычки, поселяются в коттедже по два-три человека, у каждого своя комната. С ними в доме находятся  психолог, медик и социальный работник, работают в соответствии с рабочим графиком. Ночью обязательно кто-то из них дежурит.  Может быть, хорошо иметь такую возможность выпускникам детских домов года на 2-3 после выпуска из детского дома. А выпускникам, которым трудно адаптироваться и найти свое место в жизни в силу здоровья, постоянно.

Дети убегают из детского дома не столько потому, что им там плохо, скорее от того, что они изолированы от общества. Бегут в деревню, город, живут  у друзей, общаются, потом их находят, или они сами возвращаются.

Об обучении воспитанников детских домов. Если в городе две-три школы, детдомовцев умудряются разделить поровну между школами. Тяжело с ними. Вслух об этом не говорят, говорят, что ребенок остается учиться в классе, в котором учился, когда жил в семье. И это так. Если хочет, конечно, надо ему  обеспечить эту возможность. Но чаще всего  бывает по-другому.

Родитель, у которого двое детей учатся в разных школах, нервничает, что совпадают собрания родителей и т.п., а воспитатель, который должен побывать в 10  школах у 13 своих воспитанников в Петрозаводске? Утром развезти по школам?

Не могу сказать, решился ли вопрос с подвозом детей из Кондопожского детского дома. Бывает сбой с финансированием проезда, тогда детей высаживают и не берутся довезти до школы водители рейсовых автобусов. Не изъявляют особого желания приезжать в детский дом и заниматься домашним обучением некоторые учителя школ, которым дорогу до детского дома не оплачивают.

 

Прочитав эти мои строки, знакомая сказала: «Не пиши об этом. Все же сейчас есть подвижки. Детские дома  работают по другой системе – чаще живут не группами или отрядами, а «семьями», финансируются лучше, кадры хорошие». Да, что есть, то есть. Много хорошего сделано и работниками, и управленцами, и общественниками. Это просто замечательно.

Например, в Олонце в выходные дни дети с воспитателями готовят еду сами в своей «семье». Интерес у ребят научиться готовить себе еду большой. Видела, как ткут половики на ткацких станках мальчишки. Здорово! Идет реальная социализация детей.

Видела, как в Пяозеро детки спокойно ходят в гости к своим друзьям из поселка, с удовольствием занимаются спортом. Примеров много. Но есть безотлагательные проблемы у конкретных детей, специфические проблемы у каждого отдельно взятого детского дома. Так хочется  надеяться, что помощь придет вовремя.  

…На моем столе стоит красивая ваза. Зная, что директор Елена Александровна со мной встретится, беломорские ребята сделали ее своими руками из разноцветных бумажных треугольников и передали мне. Я же, не понимая, зачем Надежда Георгиевна Павлова предлагает мне пакет, положила ее в сумочку. Дома достала половинку вазы и массу треугольничков. Долго собирали эту вазу ребятишки из моей творческой группы, к сожалению, остались лишние детали.

Бережнее надо относиться к хрупким  подаркам хрупких душою детей…

 

 

  • Валентина

    Очень рада была знакомству с прекрасным творческим человеком-Светланой Станиславовной Артемьевой. Публикация этих наблюдений с тренингов важна не только тем, что дает возможность заглянуть в довольно закрытый мир тревожного детства детей, воспитывающихся в детских домах.Она дает представление и о тех бескорыстных подвижниках-педагогах, которые работают в этих учреждениях, пытаясь подготовить детей к взрослой жизни. Сколько негатива было вылито в их адрес в последние годы в различных СМИ.Проблемы есть, но они есть во всем образовании.А мы чаще наблюдали иную картину. Видели, как дети во время тренинга ласково клали голову на плечо своего наставника, как искренне улыбались им, как во время чаепития каждый хотел сесть поближе к своему взрослому наставнику.
    Тренеру С.С. Артемьевой удавалось в ходе тренинга создать атмосферу добра, непринужденности, искренности, доверия.Во всех детских домах, где мы побывали,можно было услышать от детей и педагогов, что на таком захватывающем и интересном мероприятии они еще не бывали.И я порадовалась, что «Педагогика С.Артемьевой» себя оправдывает на практике, а не только интересно рассказывает о методах работы в журнальных публикациях.
    Успехов Вам, Светлана Станиславовна!