Педагогика школы

Неактуальная тема

interesnyimir.com

«Легко ли было нашим детям жить в переломные годы? Думаю, нет. Но у меня нет ни тени сомнения в том, что ценностям нужно было учить». Новая страничка об уникальном опыте закрытой в 2010 году властью Петрозаводска школы №45. 

 

С середины 90-х годов в условиях нарастающей в стране неразберихи в идеалах и перспективах 45-я школа  работала над неактуальной темой – сохранением немодных традиций и исчезающих  ценностей. Эта тема неактуальна и по сей день. Но я верю, что придут другие времена.

 

В 1997 году в газете «Первое сентября» вышла статья Алексея Короткова «Тени Вавилонской башни». Кратко о ее содержании. По мнению ученых, история человеческой цивилизации вдвое длиннее, чем еще недавно думали. Первая половина прошла как бы на другой планете, ни единого события, даты, ни единой надписи не сохранилось. Целый мир ушел в небытие. И если бы погиб  в одночасье от  катастрофы – тогда  было бы еще объяснимо, но он дожил до времен исторических.

 

Этруски и критяне-пеласги – наследники древних цивилизаций Средиземноморья – воевали и торговали со всем светом. В Афинах был Критский квартал Пеласгикон, под властью пеласгов несколько десятилетий находилась Палестина – оттуда ее название. В Риме пили фалернское вино – изделие этрусских виноделов. Цезарь и Марк Аврелий помнили, что принадлежат к этрусским родам.

 

Тысячи нитей тянулись от того времени к нашему, но все они  добровольно,  по общему согласию исчезли.

 

Коротков предположил, что, видимо, нет на божьем свете такой тенденции – до бесконечности накапливать власть и богатство, умения, знания, произведения искусства, память о славных деяниях.  Видимо, в момент такого перегруза человек добровольно «рвет» преемственность между прошлым и будущим, начинает жить  ниоткуда, в никуда и ни для чего.

 

Люди живут здесь и сейчас и для себя так, как им удобнее. Великие цели становятся просто немодными. Смелость и воля направляются людьми  на цели  сугубо приватные.  Все иные усилия уходят в пустоту, если ткань поползла, штопать ее бесполезно.

 

Коротков ссылается на  австрийского физика Больцмана и его закон возрастания энтропии –  в мире все стремится к беспорядку: если где-нибудь прибывает порядка и знания, то в другом месте  прибывает хаоса – и не столько, а больше.

 

В качестве примера сравнивает последние века Рима и Ирландии. В Риме хиреют и закрываются прославленные центры науки, армия теряет дух гражданственности, на службу  принимают варваров с варварским оружием, так дешевле и проще, грамотных людей почти нет. Ирландию процесс почему-то не затрагивает, грамотных людей здесь  в десятки раз больше, чем во всей Европе.

 

Из  прочитанного у Короткова складывалось  впечатление, что «пустые времена» – это своего рода «разгрузочная диета», на которую  время от времени общество вынуждено садиться, давая миру отдохнуть.

 

Но Алексей Коротков тут же нам отвечает – «пустых  времен», строго говоря, не бывает. Бывают времена ясные, дневные, времена активной работы сознания, когда культура создает внешние атрибуты. О них мы помним, как о временах расцвета.

 

 А бывают времена бессознательные, когда культура работает со своей психологической       основой. Этот невидимый труд не остается в памяти триумфальными победами, мало того, он требует ужасных вещей: отказываться от достигнутого, забывать содеянное.

 

 В такие эпохи людей посещает метафизическое отчаяние. Они живут, словно накануне гибели мира. Это иллюзия, так считает Алексей  Коротков. Так уж жизнь устроена, что каждую очередную планку в своем развитии человек берет, лишь преобразовав себя самого.

 

Преемственность жизни не рвется, а всего лишь прячется.

 

***

Размышляя над статьей Короткова, мы невольно проводили параллели и понимали, что многие приметы этого состояния  узнаваемы и  в наших  90-х годах XX века: скепсис, ирония, пессимизм, эгоизм, роскошь и вычурность быта, отсутствие идеалов.

 

Мы видели, как в  забвение уходили такие ценности, как гордость за свою страну, за победу нашего народа  в Великой Отечественной войне, внимание к ветеранам, общественный труд на пользу окружающих, уважение к профессии учителя, врача, инженера, многие другие ценности уходили, как вода в песок.

 

Несмотря на появление прогрессивного закона №1 «Об образовании»,  он практически не действовал,  слишком велик был разрыв  в его ценностных установках и  ценностях реальной жизни конца XX века.

Наша школа, наверное, была похожа на Ирландию,  нас тоже  не затронули времена бессознательные в части забвения традиций, ценностей и отношений.

Мы с удовольствием внедряли в жизнь нашего школьного коллектива орлятские, коммунарские, форпостовские традиции и отношения. Каждый классный руководитель мог организовать с ребятами 50 коллективных творческих дел Коммуны имени Макаренко, разлетевшихся когда-то по стране методическими сборниками  И.П. Иванова. Дух романтики и песен у костра пронизывал долгие  годы школьной жизни.

 

Вводились специальные курсы в учебный план школы. Например,  курс «Человековедение» в 5-9 классах. Занятия проходили  каждый третий  классный час месяца, вели его освобожденные классные руководители. Курс был разработан и апробирован в дружественной нам московской 45-й школе Л.И. Маленковой, доцентом кафедры МГПИ им. Ленина. Мы взялись за разработку и внедрение данного курса в своей школе.

Курс  имел три логически связанных между собой раздела:

 

Раздел 1. «Я»  – человек, но какой? (Этико-психологические основы личности, психология самопознания и самовоспитания)

 

Раздел  2.   «Я» и другие люди. Зачем нам другие люди? (Этико-психологические основы общения)

 

Раздел 3     Философское осмысление жизни.

 

Программа курса «Человековедение» была  вариативна, изменчива, корректировалась по темам, формам занятий в зависимости от  сложившейся психолого-педагогической ситуации в классе, от возможностей личности педагога.

 

Легко ли было нам? Трудно, потому что главной, едва ли не единственной ценностью в обществе становилось  материальное благосостояние. Слово «элита» (и все от него производные)  заместило полсловаря русского языка: элитное образование, элитная школа, элитные войска и даже  элитные духи. Легко, потому как «немодные» ценности мы впитали, ими жили, на них была построена идея  нашей школы, мы не были обременены большим грузом опыта –  мы и школа в середине 90-х годов XX века  были молодыми.

 

И все же в свете окружающей нас действительности и нарастающего хаоса требовался большой труд по осмыслению ценностей  и сила воли по сохранению лучших общественных традиций.

Много читали и перечитывали заново. Интересно было прийти к мысли, что при  всей несхожести цивилизаций, народов и культур, человечество за всю свою историю выработало ряд ценностей, которые так или иначе разделяют все. Разумеется, иерархия этих ценностей, их «цена», значимость в глазах того или иного социума, культурного сообщества имеют свои различия и особенности, которые надо всегда иметь в виду.

 

Конечно, мы учитывали социум своей страны, основы морали, культуру, язык  и традиции, когда брали за основу общие ценностные установки Европейского проекта «Образование на основе человеческих ценностей».  Мы стремились  привить ученикам любовь к России, чтобы они умели ее любить, даже проживая за тысячи километров от Родины.

 

Дискутируя о понятии «ценности», мы пришли  к общему мнению, что ценности – это те жизненные правила, по которым мы живем. Одна ценность связана с другой. Например, если ребенок учится прощению, он учится и милосердию. При воспитании оптимизма также воспитывается и  настойчивость.

 

Но ценностей существует очень много, а времени мало. Какие из них, стоит прививать детям, каким образом и что в результате мы воспитаем в человеке?

 

Раньше такими вопросами мало кто из нас задавался, – в окружающей действительности была масса жизненных примеров. В конце 90-х  жизненные примеры таяли,  как прошлогодний снег.

 

Мы чувствовали увеличивающуюся пропасть в ценностных установках и некую искусственность в  постановке наших  вопросов, но понимали, что без ответа на них терялся весь смысл нашего педагогического труда.

 

В результате многочасовых дискуссий мы сошлись на том, что   должны воспитывать в ребенке характер, характер – это СИЛА.

 

У человека нет ничего более могучего, чем характер. Богатство, ученость, положение, власть – все это хрупко, непрочно в сравнении с ним.

 

Именно характер является отличительной чертой человеческой личности, ибо позволяет достичь в жизни спокойствия и радости, и как награду дарует способность различения того, что хорошо, что плохо, и мудрость.

 

Чтобы воспитать в человеке характер, необходимо научить его следовать в жизни главным человеческим ценностям: ИСТИНЕ, ПРАВЕДНОСТИ,  МИРУ,  ЛЮБВИ,  НЕНАСИЛИЮ. Пять главных ценностей подобны пяти пальцам руки. Каждый помогает должному функционированию и работоспособности всей руки.

 

Они соответствуют пяти аспектам человеческой личности: ИСТИНА, ПРАВДА –  интеллектуальной сфере; ПРАВЕДНОЕ поведение – физической сфере; СПОКОЙСТВИЕ, МИР — эмоциональной сфере; ЛЮБОВЬ – психической сфере; НЕНАСИЛИЕ – духовной сфере.

 

Жизнь начинается с любви. Это великий и уникальный принцип, являющийся  на земле источником всего.

Истина рождается любовью и это совесть, а она всегда права.

Опираясь на фундамент истины, поднимаются стены праведного поведения.

Если мы привержены истине и праведности, мы можем испытать всю полноту внутреннего спокойствия.

Жить, причиняя минимально возможный ущерб другим людям, животным, растениям и планете, – это признак цельной и уравновешенной личности.

Все пять ценностей взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу человеческой духовности.

 

Такое понимание ценностей нас всех объединило. Предстояло выбрать  технологию  обучения – пассивную (ученик – «объект» обучения, слушает и смотрит),  активную (ученик – «субъект» обучения, выполняет творческие задания) или интерактивную (ученик обучается в диалоге с учителем) .

 

Мы выбрали интерактивную модель. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» –  «действовать»). Более широкое толкование термина – «способность взаимодействовать», обмениваться знаниями, идеями, способами, деятельности.

 

Нам хотелось взаимодействия с учениками, это соответствовало нашим взглядам на процесс обучения. Если есть желание,  обязательно найдется и волшебный ключик – тот единственный главный метод, который обеспечит нам это взаимодействие. И этим ключиком  стал для нас  метод  прямого преподавания человеческих ценностей через интерактивное прочтение  рассказа – истории.

 

Метод прямого преподавания человеческих ценностей был широко известен  во многих странах мира, как на Востоке, так и на Западе. И естественно, что за долгие годы его существования преподаватели разных стран и разных культур вносили собственное содержание и собственные оттенки в применяемые  ими методики. Внесли свое собственное содержание и собственные оттенки в применяемые нами методики и мы.

 

О сути метода

 

В его основе лежит работа с рассказом – историей, которую обязательно устно рассказывает педагог, сопровождает свой рассказ иллюстрациями, которые либо показывает сам,  либо проецирует на экран, либо в качестве раздаточного материала дает детям, каждому лично. Прерывает свой рассказ и   начинает беседовать с ребятами, задавая им вопросы – о каких ценностях идет речь, что думают об этом ребята. Отвечая,  дети начинают динамически переживать ситуацию, естественно идентифицируют себя с героями,  решают за героев рассказа, как им поступить, и как бы они сами повели себя в этой  ситуации. 

 

Это в сущности беседа-зрелище,  базирующаяся на ценностях. Это также и мозговой штурм, поток творческой мысли, полет воображения, вызывающий впоследствии изменения в сознании детей. По сути, это практический опыт применения ценностей в жизни.

 

Воздействие рассказа усиливается тем, что в перерывах помимо вопросов и ответов, проигрываются ситуации, обсуждаются сюжетные рисунки, читаются стихи, звучат песни, иллюстрирующие содержание рассказа-истории и отображающие ценности, о которых ребята в нем узнали. В результате такого вовлечения в процесс чтения,  усиливается интерес к рассказу, он становится им близким, запоминается.

 

Прекрасна та минута творчества, когда ученик находит решение главной проблемы рассказа. А потом начинается общение, ученик рассказывает всему классу,  о чем он размышлял и что понял.

 

Рассказ заканчивается цитатой, или основной мыслью, в которой суммированы духовные ценности, о которых в нем говорилось.

 

***

Расскажу об одном из занятий действующей в школе  социальной гостиной, участниками которой была сборная группа шестиклассников.

После веселого приветствия я беру в руки текст и начинаю его читать ребятам:

– В некотором царстве, в некотором государстве в одной из царских деревень  жил-был кузнец Данила, который хотел все  делать только сам. И так сильно он этого хотел, что все называли его «Все-делаю-сам».

Кузнец часто думал о себе….

– Пожалуйста, Дима, – обращаюсь я к ученику, – представь себя кузнецом Данилой и скажи нам, о чем бы ты думал на его месте.

Дима:

– Вот какой я молодец – все делаю  сам

Я:

– Спасибо. А теперь давайте узнаем, о чем подумал бы Саша, если бы был кузнецом.

Саша:

– Я все делаю сам и  не надо никого просить о помощи.

Я:

– А это неприятно – просить кого-нибудь о помощи?

Саша:

– Да, неприятно, человек может отказать в просьбе или за помощь деньги попросить, которых у меня нет, или я ему должен буду помочь.

Я:

– Почему?

Саша:

– Так никто просто так ничего не делает, никому не помогает.

Вступает в разговор Таня:

– Почему не помогает? У нас дома сломался выключатель, так сосед дядя Коля нам его починил бесплатно.

Саша не уступает Тане:

– Таня, он  рядом живет, стало быть, знакомый, может, у него кран  на кухне сломается, твой папа  починит.

Я:

– А хорошо это –  самому справляться?

Лина:

– Хорошо, когда умеешь.

Дима:

– Я вот модельку  машины сделал сам. А если бы  мне помогали, то уже  неинтересно было бы.

 Я:

–  А почему неинтересно?

Дима:

– Так тогда бы не считалось, что это сделал я сам. Не мое было бы достижение.

Я:

– А почему тебе так важно, чтобы это было только  твое достижение?

Дима:

– Мне приятно, когда хвалят только  меня, говорят, какой я молодец.

В разговор вступает Денис:

– А мне приятно просто достигать цели, которую я перед собой поставил. Поставил и добился.

 Я:

– А  как ты эту приятность чувствуешь?

Денис:

– Ну, радостно на душе, хочется  поделиться ею с мамой, другом.

 Я:

– И что они тебе говорят?

Денис:

– Молодец

– А мне не хочется ни с кем делиться свои достижением, – вступает в разговор Сергей, – добился своего и все. Новое задумал смастерить.

Я продолжаю:

– Вам интересно узнать, о чем же думал кузнец Данила на самом деле?

Все:

– Да, очень интересно

Я:

– Почему?

Миша:

– Интересно думал ли он так же,  как  и мы?

Читаю:

– Кузнец часто думал о себе: «Только я знаю, как сделать вещь хорошо. Никто не знает этого  так же хорошо, как я. Я лучше всех».

Олег не выдерживает:

– А, вот он какой, кузнец Данила! Эгоист он и жадный.

Я останавливаю чтение и спрашиваю:

– Олег, а кто такой эгоист?

Олег отвечает:

– Эгоист ценит только свое мнение,  любит себя и все.

Маша:

– Настоящий эгоист не любит себя. Нет! Он просто влюблен в себя слепо и безумно,  не замечает собственные недостатки, вернее даже и не хочет их искать. Он просто уверен в том, что всегда прав, а все остальные попросту не заслуживают ни любви, ни понимания. 

Ира:

– Вспомните, ведь одна из заповедей божьих звучит так: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Человек, который любит себя,  может также полюбить других. Просто меру нужно знать.

 

Ребята начинают спорить, один из ребят спрашивает меня:

– А как думаете вы – хорошо или плохо быть эгоистом?

Я:

– Спасибо, ребята, за вопрос. Эго  (от лат. ego — я), как же без него-то,  без Я, Я – это Я! Правда, должно быть «здоровое Я» – это такая золотая середина между самолюбованием и полным отсутствием любви к себе. Именно эта середина разрешает человеку любить и уважать себя, свои способности и достижения, но при этом замечать изюминки и других людей, всех без исключения. Иметь «здоровое Я» может и эгоист и тот, кто себя совсем не любит. Одному придется сдерживать свое сильное себялюбие, чтобы оно не мешало окружающим, а другому придется сначала  полюбить себя, хотя бы слегка.

Продолжаю:

– Олег назвал кузнеца Данилу жадным. Кто может сказать, какой он –  жадный человек?

Света:

– Жадные люди – это те, которые не хотят делиться  с добрыми людьми.

–  А как вы думаете, много ли жадных людей в мире?

Костя:

– Хватает. Одни люди жадные до денег, другие до еды, третьи до почета.

Читаю дальше:

– Все-делаю-сам был очень жаден до похвалы и признания. Он всегда самонадеянно думал о себе: «Я не нуждаюсь ни в чьем совете. Я не переношу, когда хвалят другого, а не меня. Я хочу, чтобы уважение  и хвалу воздавали мне и только мне».

Однажды, работая в мастерской, кузнец услышал, что (продолжаю читать текст, а внимание ребят устремляется в центр класса на появившегося кузнеца Данилу, роль которого играет одноклассник Миша и девочку, роль которой играет Алиса) кто-то стучит в его окно. Он обернулся  и увидел улыбавшуюся ему девочку.

Дети произносят заученный текст, я  читаю слова автора.

Я:

– Все-делаю-сам сказал ей: «Входи, малышка, и ты увидишь великого кузнеца за работой. Ты увидишь, что только я знаю, как сотворить  чудо своими руками. Я покажу тебе, что я способен изготовить великий меч для царя из простого куска железа. И все это я сделаю без посторонней помощи, все только сам. Просто смотри и жди.

Я:

– Девочка смотрела на кузнеца, обладавшего огромной физической силой, и воспевала то, что видела.

Девочка:

– Как ты велик, как ты силен, как ты хорош. Приятно смотреть, как ты работаешь.

Я:

– Все-делаю-сам положил кусок железа в огонь. Когда он стал красным, кузнец перенес металл на наковальню и начал бить его огромным молотом. Он ковал его очень долго, пока кусок не принял форму громадного царского меча. Тогда кузнец сказал:

– Я весьма доволен своей работой. Это просто чудо. Это просто шедевр!

Я:

– Девочка молчала. Все-делаю-сам оглянулся и увидел, что девочка приблизилась к огню и слушает потрескивание пламени.

Все-делаю-сам:

– Что ты делаешь, малышка?

Девочка:

– Я слушаю огонь

Я:

– Удивленный необычным ответом кузнец стал смеяться: «Ха-ха-ха, я и не знал, что огонь умеет разговаривать. Скажи мне, что он говорит!»

Я:

– Ребенок продолжал смотреть на огонь, пока великий кузнец вновь не задал вопрос: «Прости, я не знал, что он умеет разговаривать. Не можешь ли ты мне сказать, что он говорит?»

Артисты замирают на сцене, устремляя свои взоры на нарисованную печку с огнем, а я спрашиваю:

– Оксана, как ты думаешь, почему кузнец дважды задал свой вопрос девочке, почему она не сразу ему ответила?

–  Девочка замечталась, глядя на огонь.

Я:

– А как думаешь ты, Сережа?

Сережа:

– Я думаю, что кузнец сначала высмеял девочку. Он очень хотел  получить ответ, поэтому перестал смеяться и спросил вежливо,  девочка ему и ответила.

Я:

– Что же она ему ответила, давайте посмотрим и послушаем.

 Действие  продолжилось

Девочка:

– Мой дорогой гигант-кузнец! Огонь говорит мне, что без него твоей работы не будет, и железо останется простым куском металла. На деле именно благодаря его теплу ты можешь ковать железо.

Я:

– Услыхав ответ, Все-делаю-сам несколько минут молчал, а затем произнес: «Да, это верно. Я об этом не подумал. Часть почета за эту работу причитается не мне, а  огню. Это правильно».

Я:

– Кузнец Данила был так разочарован, что решил бросить ремесло кузнеца и нашел другую работу: «С завтрашнего дня я стану плотником, где огонь не будет нужен. И вся слава  тогда будет моей».

Артисты садятся в общий круг, дети аплодируют артистам. В классе воцаряется тишина. Потом  Дина спрашивает:

– Бросить любимую работу, чтобы не делиться славой?

Миша задумчиво:

–  Гордый потому что

Я:

– Миша, а кто такой  гордый человек?

Миша:

– Ну, я понимаю, а объяснить точно  не смогу.

Я:

– Ребята, кто может объяснить?

Лина:

– Давайте я попробую. Гордость – это наше радостное чувство, например, я радуюсь успехам своих друзей, можно сказать, что я горжусь своими друзьями. Каждый из нас должен вести себя так, чтобы нами радовались наши родители, то есть гордились нами. Главное не стремиться оказаться лучше остальных, это уже грех гордыни.

Маша:

– Интересно, нашел Данила такую работу, где вся слава ему бы принадлежала?

Я:

– А как вы думаете?

Денис:

– Давайте прочитаем дальше и все узнаем.

 Я:

– Вам  интересно это узнать?

Ребята почти хором ответили:

– Да, да!

Я продолжила чтение:

– Все-делаю-сам вскоре стал лучшим плотником в царстве. Под его умелыми руками дерево принимало немыслимые формы фантастических кресел, чудесных столов и множества других вещей.

Очень гордый, он думал про себя: «Теперь все это сделано только благодаря мне,  для этой профессии огонь не нужен!»

Однажды, когда он был поглощен работой, он услышал стук в окно. К нему пришла девочка.

Он пригласил ее войти и сказал: «Видишь, я все делаю сам и мне огонь не нужен!»

Девочка понаблюдала, как работает Данила, а затем подошла к дереву.

Все-делаю-сам спросил ее:

– Что ты делаешь?

Девочка ответила:

– Я слушаю голос ствола. Он мне рассказывает, что когда-то был большим деревом, но его срубили, и он очень сильно страдал. А еще он говорит, что без него ты не создал бы свои шедевры.

 

Это было ударом для новоиспеченного плотника, который оставался безмолвным несколько минут. Он был смущен, но затем сказал:

– Да-да, это верно! Я об этом не подумал. Часть моей славы принадлежит также и дереву. Значит, все это не только моя заслуга. Это правильно!

Все-делаю-сам так был расстроен, что решил отказаться от ремесла плотника и найти раз и навсегда такую профессию, где ему ни с кем не придется делиться славою.

Все-делаю-сам вскоре стал чудо-фермером. В его саду росли самые диковинные фрукты и овощи. Люди его хвалили:

– Какое чудо! Просто шедевр! Все-делаю-сам – ты великий мастер!

Однажды, когда фермер слушал очередную похвалу себе, неожиданно появилась девочка:

– Друг мой, какой у тебя замечательный урожай!

– Это я все сам, мне никто не помогал, никто. Это моя слава – мой урожай, только моя!

Девочка продолжала смотреть  на урожай, а потом перевела взгляд на небо и долго-долго смотрела в высоту.

Кузнец:

– Что ты там видишь?

Девочка:

– Я разговариваю с небом.

Кузнец:

– И что оно тебе говорит?

Девочка:

– Оно говорит мне, что если бы оно тебе не послало хорошую погоду, вечерние дождики и дневное солнце, не было бы у тебя такого урожая.

– Нет, – закричал фермер, – это только я, только я все сделал!

Вдруг небо затянули тучи, внезапно хлынул ливень, В короткое время ливень превратился в ураган, а затем стали падать градины величиной  с орех.

Все-делаю-сам принялся ругаться:

– Проклятый ураган! Я совершил великое чудо. Но вечно кто-то или что-то, устроив засаду, уничтожает мою работу!

– Ты не прав, друг мой, – сказала девочка. – Град был послан не для того, чтобы наказать тебя. Не для того, чтобы уничтожить твою работу.  Град падал, чтобы заставить тебя понять: все, что ты делаешь, зависит не только от тебя!

Кузнец:

– Что – о – о — о?!  А от кого тогда зависит?

В это время я увидела ярко вспыхнувшие глаза Вани, он активно мне махал поднятой рукой.

Я:

Ваня, а ты как думаешь?

– Я понял, понял, понял! Что бы человек ни создавал, он сотрудничает с людьми, природой, даже воздухом! Надо учиться ценить своих помощников, уважать тех, кто помогает делать твою работу хорошей, любить своих помощников. Я понял! Я понял, ура!

Ира:

– Ваня правильно сказал, я согласна с ним.

Миша, Денис и Дима почти одновременно сказали:

– И я.

Я:

– Я тоже согласна с Ваней. Но давайте проверим, правильно ли мы поняли смысл текста. Давайте откроем на доске закрытые  слова. А Ваня их  прочитает, читай Ваня:

Ваня читает: «Работа совершенна, когда она – не плод эгоизма, но результат сотрудничества, потому что сотрудничество означает умение делиться и Любовь».

Ваня засиял, улыбка не сходила с его лица еще долго. Ребята удивились – как точно Ваня понял смысл текста.

Марина, улыбнувшись, сказала:

– Я тоже сейчас сделаю маленькое открытие! На следующем занятии мы будем говорить о Любви. Я заметила, что всегда слово, которому мы посвящаем следующее занятие, произносится на предыдущем занятии последним. На следующем занятии мы поговорим о любви, вот!

– Так оно и есть, – сказала я, –  Марина права.

 

На следующем занятии мы читали другую историю, размышляли,  спорили, рисовали, читали стихи, учились говорить комплименты,  учились жить в любви и согласии с самим собой и с миром.

Встречи в Социальной гостиной делали ее участников приверженцами тех ценностей, которым они обучались.

Легко ли было нашим детям жить в переломные годы? Думаю, нет. Но у меня нет ни тени сомнения в том, что ценностям нужно было учить. Ребята почувствовали смысл каждой ценности, а дальше выбор был за ними – принять, не принять, частично принять.

Наша встреча с выпускниками, посвященная 20-летию школы еще раз подтвердила правильность наших действий.

 

Второе десятилетие XXI века…. Историческая память возвращает из былых времен то, что  казалось немодным и навсегда утраченным. Появилась надежда, что наши  усилия не канут в пустоту, что вот-вот  наступит время роста.

 

Преемственность, которая пряталась, очень медленно, но становится явью. Люди начинают осознавать, что они живут, пока помнят, пока умеют протягивать ниточку жизни от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему, мы эту ниточку, как могли, как умели, держали и передавали своим ученикам.

 

 Фото interesnyimir.com

 

  • Владимир Малегин

    Уважаемая Светлана Станиславовна! Ваши беседы с детьми должны быть доступны сегодня всем школьникам Карелии. Это истинно образовательный и воспитательный процесс,который трудно переоценить! Нужно подумать о создании рубрики на TV, подобно лекциям на канале «Культура». Неоценимый опыт и уникальный педагогический талант Св.Артемьевой сегодня очень востребован. Он будет компенсировать пробелы в формировании детей. Согласен со Светланой Станиславовной, что «ценностям нужно было учить…», особенно сегодня, когда многое уже потеряно. Спасибо!

  • Светлана Леонидовна

    Продолжаю верить, что все самое лучшее и ценное вернется и в школу, и в жизнь. Какие у нас были ученики! Хочу рассказать.
    В 1997 году на уроке чтения (4В класс, 45 школа) дети делились впечатлениями о прочитанном стихотворении.

    Александр Прокофьев
    «Я поднял дерево…»

    Я поднял дерево,
    Оно росло не стоя,
    Лесок его, как в битве, потерял.
    Оно не говорило со звездою,
    И соловей его не удивлял.

    Оно, скажу, ползло в лесу заветном,
    Что кронами встречает синеву,
    Оно ползло,
    Униженное ветром,
    Им брошенное намертво в траву!

    О нем уже не помнила округа,
    Ликуя, вешней свежестью дыша…
    Я поднял это дерево,
    Как друга.
    О, как заговорила в нем душа!

    1961

    Один ученик сказал, что стихотворение не о дереве, а о человеке. Другой продолжил: о человеке, которого предала Родина (этот мальчик в Атласе огромного мира искал не Москву, как большинство его сверстников, а Ереван).

    Мы учились друг у друга, так и должно быть.

  • Александра Вересена

    Материал читается на одном дыхании. Сколько важных и нужных понятий узнавали и принимали дети на таких вот занятиях… Почему-то очень захотелось именно увидеть этот разговор учителя и детей. Интересно, в 2013 году такое общение с подростками возможно ли?

  • 11

    [quote name=»gal»]сейчас в школе 10-11 классы уходят на подготовку к ЕГЭ, школа стала не местом жизни, а офисом. Старшеклассники и учителя разговаривают в основном по делу, одноклассники между собой тоже взаимодействуют тоже по делу. Все решают тесты, учат шаблоны и критерии блока С. Ждут, когда эти два года закончатся, они поступят, и тогда уже начнется жизнь.[/quote]
    Вы ГЛУБОКО ошибаетесь и мыслите шаблонно.

  • gal

    сейчас в школе 10-11 классы уходят на подготовку к ЕГЭ, школа стала не местом жизни, а офисом. Старшеклассники и учителя разговаривают в основном по делу, одноклассники между собой тоже взаимодействуют тоже по делу. Все решают тесты, учат шаблоны и критерии блока С. Ждут, когда эти два года закончатся, они поступят, и тогда уже начнется жизнь. Что бы сказал Сухомлинский о такой школе? А этот маховик уже не повернуть.