Педагогика школы

Ломать – не строить

Об опыте детских общественных организаций 45-й петрозаводской школы, уничтоженной три года назад волевым решением властей.

 

Чем больше  нравственных положительных впечатлений получит ребенок в детстве, тем увереннее он будет во взрослой жизни. Детская общественная организация использует время активного социального развертывания растущего человека с пользой для него самого. Дает ему большой опыт взаимодействия с людьми, безмерное количество  упражнений в отстаивании своей позиции, продвижении своих идей, хорошие возможности для самоанализа, свершения добрых поступков и построения ближней, средней и дальней перспектив, самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

 

Мой сегодняшний набросок в цикле рассказов об опыте  45-й школы  о том, как мы  использовали ресурс детской организации на протяжении всей истории нашей школы.

 

Июль 1990 года выдался жарким, это был последний лагерь клуба Форпост. Всю летнюю смену работали творческие группы над проектом «Форпост – в школе!» Деньги,  заработанные в лагере, ребята передали школе-новостройке. Весь август после трудового лагеря мальчишки и девчонки, их родители работали вместе со строителями, убирали мусор, собирали мебель в школе.

 

В 45-ю школу перевелись ученики-форпостовцы из разных школ города – №№ 3,25, 13, 34. Они  стали первыми учениками, организаторами первой школьной линейки и детской общественной организации.

 

В сентябре была создана Гайдаровская дружина, она объединила 7 разновозрастных  пионерских отрядов. Руководил дружиной отряд старшеклассников «Радар»,  а всей работой школьного объединения Форпост имени А. С. Макаренко  отряд педагогов   «Трубач».  Дружина организовывала коллективные творческие дела, у каждого отряда было свое направление в работе: в микрорайоне, в больнице, в детских садах, в начальном звене школы, в пресс-центре (выпуск общешкольной газеты).

 

Наши многодневные сборы, проводимые с форпостовских времен, не прервались несмотря на новые условия жизни: осенний сбор назывался «Комса-38». Отряды  образовались совсем недавно, и общий сбор нужен был для сплочения ребят. Всю подготовку сбора взял на себя отряд старшеклассников «Радар».

 

На весенний сбор «Комса-39» ребята пригласили учителей школы, чтобы они увидели своих учеников в неформальной обстановке, открыли их для себя с новой стороны.

 

После сбора из новичков образовался еще один, 8-й отряд. Многие учителя после «Комсы-39» стали принимать активное участие в работе разновозрастного форпостовского объединения. Уже следующей осенью в предпраздничный октябрьский день 272 члена дружины провели тайную гайдаровскую операцию «РУНШ» (радость учителям нашей школы) и встретили учителей на  крыльце  букетами самодельных  белоснежных ромашек.

 

На весеннем сборе «Комса-40» были организованы три тематических дня:

 

«Весенний» (слайдфильм «Пришла весна», Масленица, мастерская Весны, вечер первоапрельских шуток);

 

–  «Морской» («Путешествие на батискафе», конкурс на морскую тематику,  спортивная игра на местности, вечер «Море, мужество, отвага»);

 

«День искусств» (час просвещения об актерах кино, час бального танца, азбука кино, путешествие в литературный город, субботник, «Капиталшоу», концерт «Я вас прошу», прощальный вечер «Голубая лампа»).

 

Еженедельно после уроков в школе проходили сборы отрядов, проводились творческие дела.  Постепенно все включились в интересную насыщенную форпостовскую жизнь. Ребята привыкли, что после уроков их учителя надевали коммунарки (зеленые солдатские  рубашки), красные галстуки и встречали их в школьных кабинетах улыбками, увлекали интересными делами.

 

На переменах в холлах школы можно было увидеть орлятские круги, звучали песни под гитару, затевались веселые игры, вспыхивали горячие дискуссии.

 

Развернулась работа кружков, социальных служб, форпостовских отрядов, были организованы две летние смены трудового лагеря.

 

Это была  бы замечательная школьная организация, если бы в 1992 году не запретили комсомол и пионерию. Под горячую руку новой власти попал и Форпост. Сказать, что  педагоги и ребята расстроились, ничего не сказать. Это была настоящая трагедия – из системы школы принудительно изымалась ее основа.

 

Прекратил работу и свои встречи  в школе большой  коллектив ребят (форпостовцев), приходящих в послеурочное время в 45-ю школу из разных школ.

 

Прошло пять лет, отношение власти к детским организациям потеплело, в школах стали появляться различные клубы.

 

 В августе 1997 года наш выпускник Илья Тимин предложил создать на базе школы спортивно-экологический клуб.  Мне понравилась его  идея, во многом основанная на традициях  коммунарских коллективов 60 – 80-х годов, что было вдвойне приятно.

 

1997 год ушел на  создание ядра клуба из заинтересованных ребят. В сентябре 1998 года началась подготовка к регистрации детской общественной организации. 5 сентября студенты и школьники провели учредительное собрание. Был принят устав, выбраны координатор, совет командиров, утверждено название организации – Спортивно-экологический клуб «Пилигрим».  На общем сборе членов и участников организации учредителями выступили 11 человек.

 

В каждом учебном году были ознакомительно-учебные программы. Клуб проводил осенние, зимние и весенние сборы на туристической базе «Конди», в лагере «Искорка», устраивал походные лагеря, изучали практику туристской подготовки в лесу на берегу реки Шуи,  в деревне Половина. Замечательно проходили летние экологические лагеря на озере Чапозеро. Не раз устраивались скалолазные тренировки в местечке Чертов стул, экологические экспедиции  по Бараньему берегу и многое другое. 

 

Пилигримовцы активно участвовали в общешкольных творческих делах.  «Пилигрим» стал по сути редакцией газеты «Навигатор», организатором школьных   турслетов,  спортивных игр на местности. Многое в школе взяли на себя пилигримовцы. Конечно, они нуждались в своем помещении, в таком, каким был Форпост.  Постепенно ставки педагогов дополнительного образования у школы стали забирать. Илья с «Пилигримом» переехали в клуб «Дорога». Сегодня это солидная молодежная организация, костяк которой составляют ее первые участники – пилигримовцы 45-й школы.

 

К 2006 году власть сама стала организовывать различные детские и  молодежные организации.

Памятуя, как все обрушилось в 1992 году, мы еще немного повременили. Только в 2008 году  в школе началось возрождение детских объединений. В школе стала реализовываться программа «Росток» (1 — 4), после ее прохождения предполагался запуск программы  «Подрост» (5 — 7), затем  «Авард» (8 — 11).

 

Международная программа  «Авард» помогла старшеклассникам выработать свой взгляд на молодежную программу с тем же названием, которую предполагалось ввести после программы «Подрост». Никто ведь не предполагал, что так вот можно школу взять и закрыть за ненужностью городским чиновникам, поэтому работали на перспективу.

 

Все программы были нацелены на обучение школьников самостоятельно планировать,  организовывать, проводить   время   с пользой для себя и для общества,  на развитие   потребности обретать  новые знания, умения и навыки.

 

В основе программ использовались идеи  молодежной программы «Авард» – «Само» и форпоста имени А.С.Макаренко – «Со». Под «Само» понимался опыт личного самосовершенствования, под «Со» – совершенствование личности  с помощью других личностей: сотрудничество, сотворчество, содружество, сопричастность к общему делу – опыт самосовершенствования личности в коллективе и через коллектив. «Само» и «Со»  органически сочетались, помогали друг другу, дополняли друг друга в процессе  самосовершенствования  наших школьников.

 

Программа «Росток» состояла из 7 образовательных маршрутов, «Подрост» – из 5,  «Авард» из 4.  Каждый образовательный маршрут, освоенный  школьником, должен был заканчиваться общественным признанием – присвоением  наградного звания.

 

Расскажу  о программе «Росток», которую нам удалось реализовать до закрытия  школы.

 

Ребята могли пройти по следующим образовательным маршрутам и получить наградное звание:

 

  1. Маршрут  «Чудеса Науки», наградное звание – «Знаток»  

 

Малыши изучали чудеса физики, химии, биологии, географии. Это было наглядно-демонстративное обучение. Педагоги, открывая  тайны науки для малышей, развивали в них любознательность.

Например, детям раскрывали секреты волшебной газировки, фиолетового тумана, герметичной бутылки. Ребята самым необычным способом задували свечку. Могли увидеть в классе мини-молнию, проводили опыты с ультрафиолетовым светом, могли поймать собственную тень, увидеть радугу, раскрывали секреты невидимых чернил, узнавали о песке, который не боится воды, как  без огня и льда можно нагреть и охладить воду. Многие чудеса науки открывали учителя естественного цикла.

 

2. Маршрут  «Город мастеров», наградное звание – «Умелец» 

Малыши получали первоначальные умения разных ремесел. Все изделия, выполненные своими руками, ребята забирали на память. В табличке наглядно видно, азы каких ремесел и техник необходимо было освоить, чтобы получить наградное звание «умелец».

 

«Умелец»                                                    1 СТУПЕНЬ

Мягкая игрушка

Лоскутная техника

Вышивка

Изонить

Аппликация, мозаика

Пластика из теста

Вязание

Моделирование одежды

Оригами

 

Авиамоделирование

Бисероплетение

Батик

Берестоплетение

Макраме

 

Столярное дело

Конструирование

Фотографирование

Мелкий швейный ремонт

Кулинария

Выжигание

 

 3. Маршрут  «Мудрая сова», наградное звание – «Мыслитель» 

Вы, конечно, знаете, что с ребенком надо говорить на том языке, который ему понятен и близок – на языке детской фантазии и воображения. Самое эффективное средство общения с детьми – это сказки. Именно они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, научиться добру, стать уверенным в жизни человеком. Умные добрые сказки уникальны тем, что каждая из них несет глубокий смысл,  соответствует определенному детскому возрасту и при этом написана легким языком!

Чем еще хороши добрые умные сказки? Они небольшие по объему: в течение 7-10 минут ведущий успевает  ее рассказать. К каждой сказке он задает деткам вопросы и узнает, что думают детки об услышанном.

 

 Сказки – не панацея. Например, детский страх или боязнь общения со сверстниками невозможно преодолеть, лишь прочитав детям тематическую сказку.  Но добрые умные сказки, несомненно, помогали ребятам решать их психологические возрастные проблемы.

 

Сказка «Мышонок и темнота» (7 – 9лет)  учила ребят преодолевать страх темноты. Ключевая фраза, с которой работали: «Мне страшно». Сказка о Дрюпе Дрюпкине (с  10 лет) учила организованности, контролю за своим поведением, небезразличию.  Ключевая фраза, с которой работали: «А мне все равно».

 

Сказка о Ежике и Вите (7 – 9лет) помогала преодолевать трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности. Ключевая фраза, с которой работали: «Я плохой, со мной никто не будет дружить».

 

Сказка о Еноте (7 – 9 лет) помогала преодолевать трудности и страх общения со сверстниками,  неумение устанавливать контакты, зажатость, скованность. Ключевая фраза, с которой работали: «Я не знаю, как подружиться».

 

Сказка «Шустрик и Обжорик» (7 – 10 лет) помогала решать школьные трудности, учила устранять переживания из-за плохих оценок, неудач в учебе и вызванные этим депрессивные настроения. Ключевая фраза, с которой работали: «Я плохой, я плохо учусь» и т.д. 

 

4. Маршрут  «Орден милосердия», наградное звание – «Помощник»

На этом маршруте мы говорили детям о том, что с самого раннего возраста в школе и дома их учат быть добрыми и отзывчивыми. Действительно, на все хорошее, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям –  к пожилым, взрослым,  своим сверстникам и тем, кто младше. Ведь их чуткое отношение, забота и посильная помощь могут принести людям большую радость.

 

Маршрут включал 7 проектов:  «С любовью и заботой», «Доброе дело солнечного зайчика», «Здравушка», «Поделись улыбкою своей», «Подарок другу, родителям, бабушке с дедушкой», «День служения городу», «День служения своей школе».

 

 5. Маршрут   «Творчество без границ», наградное звание – «Творец» 

 

Каждый ребенок в чем-то талантлив. Важно предоставить ему эту возможность – открыть в себе талант. А для этого необходимо  создать условия, раскрепостить ребенка. Очень хорошо помогает всевозможный реквизит, за которым можно спрятать и смущение, и страх, и стеснение. Парики, грим, музыкальные инструменты, костюмы и т.д.  – все помогало ребенку раскрыться, стать увереннее.

 

 

6. Маршрут  «Лесная тропа», наградное звание – «Следопыт» 

 

На этом маршруте детки учились ориентироваться в лесу, узнавали  элементарные основы азбуки  туриста и как  действовать  в экстремальной ситуации. 

Туристический поход – уникальная тропа, которую перекрывают различные препятствия. Преодолеть их можно с помощью веревок и поддержки друзей. Ребята учились ставить палатку, собирать рюкзак, различать следы животных, заготавливать дрова, дезинфицировать воду из ручья и готовить из обычных продуктов праздничный туристический обед.

 

7. Маршрут  «Сильные, смелые, ловкие», наградное звание – «Чемпион» 

 

Ребята соревновались  в различных видах спорта: шуточных и серьезных, командных и индивидуальных. По результатам  получали призовые очки и медали  за достижения.

 

Бригантина поднимает паруса! Свистать всех наверх! Юные путешественники выходят в открытое море. Но что это? Море штормит, мореплаватели терпят кораблекрушение и их выбрасывает на необитаемый остров. У каждой команды свой собственный остров, где им теперь предстоит жить.

 

Исследовать свой остров и нарисовать его, спасти ценный груз, выловить бутылки с записками о помощи, построить дом, сплести самую длинную лиану, нарядить аборигена, спеть веселую морскую песню, станцевать командный танец и еще множество других веселых испытаний предстоит пройти ребятам на своих необитаемых островах. Каждый должен пройти курс. На этом маршруте ребята учатся быть храбрыми, сильными, ловкими, выносливыми и не обращать внимания на трудности и невзгоды жизни.

 

Каждый четверг «ростки» получали маршрутные листы и командой определялись, на какие маршруты в этот четверг они были готовы выйти. Можно было выбрать и один маршрут, но не более трех в один четверг.

 

 

направление

кабинет

1

«Лесная тропа»

37

2

«Мудрая сова»

Кабинет директора

3

«Орден милосердия»

21

4

«Город мастеров»

1

5

«Творчество без границ»

36

6

«Чудеса науки»

10, 11

7

«Сильные, смелые, ловкие

Спортивный зал №21

 

Деятельность участника  на каждом маршруте строилась по алгоритму: поставь цель, спланируй, выбери средства для реализации цели, освой, проанализируй и сделай выводы на последействие.

 

Чтобы начать работу в программе, участникам необходимо было поработать со своими лидерами-наставниками, чтобы выбрать те виды деятельности, которыми они будут заниматься, а также составить конкретный и реалистичный свой маршрут. Этими наставниками были наши учителя, студенты, старшеклассники.

 

Школьники, освоившие все образовательные маршруты программы «Росток», через год, в 2010-м, должны были перейти на программу «Подрост». Не случилось, так как  1 сентября 2010 года школа прекратила свое самостоятельное существование.

 

Все три программы предполагали  участие и организацию коллективных творческих дел. Таких интересных дел было немало. Особенно насыщенно проходили однодневные и многодневные «Оснянки», «Зимовки». «Веснянки».

 

Такой вид деятельности очень нравился ребятам. Об этом говорит и тот факт, что после закрытия школы в неформальной обстановке ребята продолжали организовывать такие сборы и творческие дела для бывших учеников 45-й школы. Но это уже совсем другой рассказ.

 

…Прошло время. Однажды на улице меня окликнули подростки, в улыбчивых лицах я узнала бывших учеников младших классов 45-й школы. Мы стояли на улице и весело разговаривали,  ребята рассказывали о своих успехах и неудачах.  

 

Вдруг один мальчик открыл свой школьный рюкзак и достал значок «Ростка»: «Я его всегда с собой ношу,  хороший у нас был «Росток»!» И ребята утвердительно закивали головами. Подумала: «Да, хорошие были программы, раз ребята до сих пор о них  помнят».

 

Фото из личного архива Светланы Артемьевой

 

 

 

 

 

 

  • Коккарева Е.

    [quote name=»Т. Шестова»]»А вот «задушить» такие движения и их инициаторов- это преступление перед государством Российским».

    Да, преступление — но не перед государством, которое и уничтожило школу, а перед народом, которому она была нужна. Вспомните массовые выступления родителей в защиту школы![/quote]

    Выступали в защиту школы не только родители, но и дети (на морозе собирали подписи, писали в интернете, приходили на собрания и участвовали во всех мероприятиях). Наверное потому и не нужны такие школы и детские общественные организации нашему государству, что они воспитывают умеющих выражать и отстаивать свое мнение людей, а не безмозглых марионеток, кричащих «ура» и «одобрям» нашей власти. А школу очень жаль, много потеряли. Спасибо Светлане Станиславовне, за то что она по своей инициативе, не получая за это никакой зарплаты, собрала группу детей и помогает им развиваться и ориентироваться в этом сложном мире. Педагог от Бога!

  • Марина

    40 ЛЕТ НАЗАД!!! Я тоже была членом «Трубача», тогда же и познакомилась со Светланой Станиславовной (для меня просто Светланой). Сейчас, с высоты своего возраста и жизненного опыта, говорю, что это были лучшие годы нашей юности! Мы были дети своего времени — пионеры, комсомольцы, но мы не занимались политикой, а объединяла нас дружба, общие интересы, творчество. После школьных занятий мы спешили на наши встречи и знали, что снова будем обсуждать и готовить новые, интересные мероприятия, фантазировать, делиться впечатлениями, учиться у старших и учить младших — нам было интересно, время пролетало незаметно, каждая встреча заканчивалась нашими любимыми песнями в кругу (многие из них потом вошли в сборник бардов «Песни нашего века») и любимыми остались на всю жизнь.
    Взрослая жизнь развела нас разными дорогами, а Светлана Станиславовна на всю жизнь осталась верна идеям этого движения: сохранив наш опыт,обогатив его своими многолетними, творческими наработками — создала бесценный пласт в школьной педагогике. Из под ее крыла вышло не одно поколение школьников, с теплом и благодарность,вспоминающее прошедшие годы в «Трубаче», «Форпосте» и 45 школе.
    Очень рада, что, пережив потерю своей 45 школы,Светлана Станиславовна не опускает руки и делится своим опытом. Желаю тебе, Светлана, новых, творческих успехов!

  • Вл.Малегин

    Считаю ,что все,кто может (от чиновников в правительстве до директоров школ и просто творческих педагогов)должны создать все условия, чтобы бесценный, многолетний опыт работы 45 школы под руководством Светланы Станиславовны Артемьевой на систематической основе начал передаваться в школьные учреждения г. Петрозаводска. Ситуация меняется к лучшему. Надо с чего то начинать и создать для этого основу!

  • Татьяна Марышева

    В начале 80-х годов, теперь уже прошлого века, мне посчастливилось быть членом пед.отряда в клубе ФОРПОСТ. Какое это было замечательное время. Одна из наиболее ярких, впечатляющих страниц моей жизни. Опыт полученный в Форпосте, очень помог в моей работе(29 лет — учитель).
    Меня научили слушать, понимать детей, организовывать различные творческие дела для сплочения ученического коллектива.
    В1983 году летом в трудовой лагерь со мной поехала моя (тогда ещё) маленькая сестра со своей школьной подружкой. После месяца, проведённого вместе в Лохденпохье, тематических дней, творческих дел в разновозрастных отрядах, девчонкам захотелось в своей школе совершить «творческий переворот», они жаждали такой же активной жизни как в лагере.
    В начале 2000 годов в Петрозаводск мы с мужем привезли своих детей. Пытались найти клуб по месту жительства «на улице Ленина, в доме 13, квартира без номера… пожалуй и всё»- такой адрес был у нас.Но клуба там не было, а как хотелось сыну и дочери в «живую» показать места моей молодости и интересной жизни.
    В конце апреля этого года меня нашла Светлана Станиславовна. Радость моя была огромной. Всколыхнулись воспоминания.
    Узнав, что многие форпостовцы работают в 45-й школе, мне было приятно узнать, что опыт, накопленный годами, работает, приносит пользу детям…
    Но только сегодня, прочитав статью Светланы Станиславовны, я узнала, что школы-то нет. Горько и обидно.То, что хорошо, что на пользу детям — оказалось «не нужным» чиновникам.
    Надеюсь и верю, что огромный опыт, колоссальная энергия Светланы Станиславовны будут востребованы и воплотятся в новых делах и проектах.

  • Светлана

    Да,к сожалению, я только слышала, что Светлана Станиславовна продолжает практиковать свой опыт в 45 школе, который она нарабатывала с середины 70-х годов.Но…,о печальной истории не знала. Мне посчастливилось в 76 году влиться в ряды славного «Трубача». До сих пор во мне живет Дух наших веснянок и зимовок, а также Дух лагеря под Москвой,которым руководители студенты Пед ВУЗА Москвы имени Макаренко. Что же это за Дух такой-спросите Вы? Это ДРУЖБА,СОЧУВСТВИЕ,СОПЕРЕЖИВАНИЕ,ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ,СОСТРАДАНИЕ,СОЧУВСТВИЕ, ТЕРПЕНИЕ ( сейчас это толерантность),ВЕРА в себя и друзей…одним словом это ДУХ ЛЮБВИ! Именно этого сейчас и не хватает нашим детям, да и взрослым.Я верю, что Светлана Станиславовна, пережив эту горькую ситуацию, выйдет сейчас на качественно новый уровень и обязательно продолжит свое дело. А людей, которые предприняли все для того, чтобы уничтожить воспитание ДУХА ЛЮБВИ в наших детях, мне искренне жаль. Мне очень бы хотелось, чтобы эту статью прочитал Александр Чаженгин, который сейчас работает в Правительстве Карелии. Это тоже наш славный Трубач. Я чувствую, что он не остался бы в стороне от этого славного дела! ЛЮБВИ НАМ ВСЕМ, ДРУЗЬЯ!

  • Светлана Станиславовна

    Прочитала комментарий уважаемой Т. Шестовой к мнению Светланы. Светлана меня нашла пару недель назад. Мы не виделись четверть века! Она и не знает ни о форпостовском проекте — 45 школе, ни о том, почему не стало школы, и как за нее боролись родители. Встреча еще только предстоит. Хоть город и маленький,кажется все всем известно, но это не так.
    Мне в этом году в контакте написала одна из выпускниц:»Светлана Станиславовна! Кто из учителей в этом году берет первые классы?» И долго не могла понять,что 45 школы больше нет, а когда поняла, испытала настоящий шок. Живет на Древлянке.

  • Алла Нестеренко

    Спасибо, так и сделаем, я думаю, имеет смысл эти разработки в педагогическом вестнике представить.

  • Светлана Станиславовна

    Алла Александровна, спасибо за внимание к нашему опыту, по трем программам «Росток», «Подрост» и » Авард»(школьная программа)-согласна дать интервью для журнала «Полет». В нашем городе есть опыт центра международной программы «Авард» в интересующем Вас направлении — учета достижений ребят(Елена Анатольевна Антошко, Елена Николаевна Колеченок)

  • Алла Нестеренко

    Светлана Станиславовна,спасибо за материал. Мои площадки изучают Ваш опыт, сейчас вот активно используют игры на командообразование. В настоящее время мы пытаемся придумать, как составлять индивидуальные маршруты силами самих детей, а не навязывать их сверху, от взрослых. Тут нужна технология, позволяющая ребенку ставить себе систему целей и четко отслеживать их достижения, возможно, набирать баллы, зарабатывать какие-то знаки отличия. Как я понимаю, Ваши программы были устроены примерно таким образом. Можно ли где-то прочитать об этом более подробно? Если нет, может быть, Вы ответите на серию моих вопросов (т.е. дадите мне интервью :-)) для нашего педагогического вестника «Полет»?

  • Т. Шестова

    «А вот «задушить» такие движения и их инициаторов- это преступление перед государством Российским».

    Да, преступление — но не перед государством, которое и уничтожило школу, а перед народом, которому она была нужна. Вспомните массовые выступления родителей в защиту школы!

  • Светлана

    Я сама из Трубача, поэтому не на словах, а на деле знаю и ощущаю огромную позитивную объединяющую и воспитывающую силу таких движений. В настоящее время для возрождения нравственности и формирования своего внутреннего стержня такие движения для наших детей необходимы, как воздух… А вот «задушить» такие движения и их инициаторов- это преступление перед государством Российским.

  • Т. Шестова

    Целые институты и учреждения миллиарды наших денег проедают и так и не могут понять, как воспитывать сегодня детей, как ненавязчиво, без дубовой пропагандистской дубинки, учить их уму-разуму. А здесь все есть — да не словеса псевдонаучные, а опыт! И что дальше? Опять тишина?!