Педагогика школы

Записки директора школы. Все важны и все нужны

Фото из архива С.С. Артемьевой
Директор 45-й школы Светлана Артемьева со своими учениками

Роль лидера играют все, каждый на своем конкретном участке.

 

Все чаще тучи над городом затмевают солнце, все чаще  ветер дует с севера. Кончается август, уходит лето, уступая дорогу новому школьному году. Учителя готовят классы к приему  школьников, идут репетиции первой школьной линейки, заступают на дежурство  вышедшие из отпуска вахтеры, завозится оборудование в школьную столовую, администрация, решая многочисленные вопросы, готовится к предстоящей тарификации. Весь рабочий коллектив настраивается на единый школьный рабочий лад.

И кто в этом дружном рабочем коллективе важнее и не скажешь.

 

 

Рассказ второй. Все важны и все нужны

 

Давайте вместе с вами, мои дорогие читатели, проведем один сентябрьский день  в 45-й школе, представим себе на некоторое время,  что ничего не изменилось. Выглядело бы это так.

 

7.45. В фойе школы входит вахтер Вера Ефремовна, здоровается со сторожем, придирчиво оглядывает рабочее место и выслушивает доклад сторожа. Вместе со сторожем обходит здание школы, замечает, где за время ночного дежурства выбито стекло, сломана ручка или куст на территории школы. По возвращении с территории данные обхода  заносит в  вахтенный  журнал и делает  отметку в  журнале: «Дежурство приняла».

Затем идет в столовую узнать – всё ли там в порядке. Обычно всё в порядке. К приходу Веры Ефремовны первый завтрак почти готов.

Столовая – любимое место многих школьников. Помещение просторное, уютное, наполненное разными вкусными запахами. Здесь можно  позавтракать до начала уроков, если дома поесть было нечего или просто с утра не хотелось.  

Приходят гардеробщицы, администрация, директор. Вера Ефремовна докладывает мне о прошедшем ночном дежурстве и начале своей работы.  У нее всегда есть, что мне сказать ценного и важного,  на что мне надо обратить внимание, ведь работает она вахтером со дня открытия школы. Всё это она повторяет Татьяне Николаевне, заместителю по АХЧ.

Возвращается на вахту, проверяет точность школьных часов. Быстро  один за другим в школу вбегают ученики средней и старшей школы, медленно идут, держа родителей за руку, ученики начальных классов. Родители и гардеробщица Анна Антоновна помогают деткам раздеться в гардеробе без номерков. В гардеробы с номерками выстраивается очередь ребят постарше, чтобы как-то ускорить этот процесс, на помощь приходит дежурный класс.

Вера Ефремовна видит, кто из учителей идет по школьному двору и уже держит в руках ключи от их кабинетов наготове. Она понимает, что сейчас не до разговоров, быстро вручает ключи, дружелюбно кивая каждому приветствующему ее учителю. Учителя расписываются за полученные ключи в журнале и быстро идут в свои кабинеты.

За стенкой моего кабинета, в кабинете завучей, кипит работа. Завуч Лидия Борисовна работает над отчетом школы по форме №1. Завуч Светлана Леонидовна  беседует с родителями.

В школу входит фельдшер Юлия Ивановна, к ее кабинету уже выстроилась очередь. Сразу предупреждает: «Всех посмотрю, полечу и на уроки отправлю». Очередь уменьшается на тех, кому от уроков освобождения Юлия Ивановна не даст. Остаются действительно захворавшие ребята. С ними Юлия Ивановна начинает свой рабочий день. Потом быстро уходит в столовую снимать пробы с приготовленных блюд.

 

Перед началом рабочего дня все администраторы заглядывают в мой кабинет. Происходит короткий обмен информацией – кто и чем  будет сегодня заниматься. С Татьяной Николаевной мы уже владеем общей информацией, полученной от Веры Ефремовны, поэтому она сразу предлагает мне варианты своих решений.

Каждое рабочее утро у диспетчера по расписанию Людмилы Владимировны горячая пора – смена уже составленного на день расписания. Вот и сегодня ей срочно нужно его поменять: только что  позвонили  трое учителей, сообщили о своей болезни.

Первый урок в 5а классе заменить не удается, Людмила Владимировна сама идет в класс, по ходу созванивается с учителем и записывает для себя, какое задание дать классу.

 

Звенит звонок на первый урок. Школа замирает. В это время я обхожу школу, проверяю работу технического персонала, делаю необходимые записи. Результаты рейда довожу до сведения Татьяны Николаевны.

 

Спускаюсь в столовую. В столовой пахнет борщом, на противнях допекаются румяные пампушки, закладываются в котел пузатые вареники. Много всяких вкусностей из украинской кухни готовят повара. За 5 минут до звонка повара переодеваются в красивые украинские костюмы, бережно и аккуратно укладывают волосы в украинские венки. Красота!   

Входят дежурные ученики. Повара весело приветствуют их на украинском языке. Ребята смеются. Быстро включаются в работу. На табуретке за витринами в широких красных шароварах восседает украинский казак Микола – символ сегодняшнего Дня украинской кухни.  

 

 

10.10. В столовой небольшая линейка для начальной школы. Светлана Захаровна, заведующая столовой, готовит подарки для награждения победителей конкурса рисунков, объявленного поварами. Все рисунки повара вывесили на большой стенд, он украшает главную информационную стенку столовой. Я присутствую на линейке, поздравляю победителей, повара рекламируют украинские вкусности, вручают призы, изготовленные своими руками.

 

 

Ответственная за работу с кадрами Ирина Геннадьевна с раннего утра  составляет тарификационный список вместе с главным бухгалтером школы Галиной Юрьевной. Вместе они сверяют, выверяют, сравнивают, проверяют, печатают, перепечатывают, переделывают список, пока не сойдутся часы в тарификационном списке с часами в тарифной сетке. Наконец часы сходятся. Ирина Геннадьевна усаживается за компьютер и печатает чистовики проектов приказов, которые в обязательном порядке прикладываются к тарификационному списку.

 

Секретарь Ольга Владимировна выполняет сразу несколько важных дел: отвечает на телефонные звонки, исполняет мои поручения, выдает справки родителям, печатает отчет по форме №1 на начало учебного года, поливает цветы.

 

В коридоре слышен стук швабры о каменный пол. Это дневные уборщицы начали свою работу. Двум Маринам  и Татьяне Борисовне за урок надо успеть протереть три этажа и шесть туалетов… Им некогда разговаривать, работают быстро, на все приветствия отвечают кивком, не отрывая глаз от тряпки.

Заместитель по воспитательной работе Марина Юрьевна вместе с учителями физической культуры на переменке уточняет необходимые детали по субботнему туристическому слету. Слышится смех, радостные возгласы, чувствуется, что дело спорится.

 

Заканчиваются уроки в начальной школе, вереницей в школу потянулись родители за своими чадами. Но таких не так много. Основная масса малышей остается в группах продленного дня и дружно выходит на прогулку.   

Обгоняя малышей,  на поле бегут девятиклассники, у них кросс.

 

Внимательная Вера Ефремовна видит, как на территории школы почти садится на асфальт пожилая женщина, по селектору сообщает мне, я вызываю фельдшера  на вахту. Юля Ивановна осматривает женщину и вызывает скорую. Приезжает скорая, из окон школы высовывается не одна любопытная головка наших учеников, но сразу же исчезает, встречаясь глазами с оказавшейся на улице Людмилой Владимировной.

Около расписания сгрудилась большая группа шестиклассников – закончились уроки.

 

13.50. На смену Вере Ефремовне приходит не менее внимательная, мягкая по характеру вахтер Раиса Михайловна. Много лет отработав в паре, они понимают друг друга с полуслова. Раисе Михайловне уже тяжело работать в первую смену, когда нужна особая четкость в работе, а работать нужно по семейным обстоятельствам. Вера Ефремовна многие годы соглашается  работать  с утра, тем самым оказывает бесценную помощь Раисе Михайловне.

 

Дверь моего кабинета не закрывается. Учителя, администраторы, дети, родители, представители различных общественных структур идут ко мне со своими вопросами.

То же самое происходит и в кабинете завучей. Поток черновой работы в наших кабинетах затихает на один-два урока, если таковые сегодня у меня или у завучей есть по расписанию. Кабинет завучей в первой половине дня пустует дольше – завучи посещают уроки учителей, исполняют роль контролеров, чтобы результат учебного процесса нравился всем –  детям и родителям, учителям и администрации. 

 

15.30. Почти во всех кабинетах и залах начали работу кружки, секции, клубы и службы.  Авард, группа во главе с педагогом-организатором Кристиной Сергеевной, готовится к проведению многодневного лагерного сбора «Оснянка»

 

18.00. На вечернее дежурство заступает помощник по хозяйственной части Любовь Евгеньевна. Она следит за порядком в организации работы кружков дополнительного образования, готовит каждой уборщице необходимый хозяйственный набор для уборки, выдает по накладной, а после уборки принимает каждый вымытый участок. Многократно совершает прогулки по коридорам и кабинетам школы. В вечернее время она лично отвечает за сохранность инвентаря и оборудования кабинетов, безопасность детей и педагогов.

 

20.00. Занятия объединений дополнительного образования заканчиваются. Начинается уборка школы. Уборщицы (правильнее сказать, рабочие по комплексному обслуживанию здания) наводят чистоту и порядок в помещениях. Зое Давыдовне сегодня не повезло, в 19-м кабинете идет родительское собрание. Она ждет, когда оно закончится, чтобы  привести в порядок кабинет. 

 

20.20. Раиса Михайловна передает дежурство сторожу. Вместе они обходят территорию школы. Раиса Михайловна делает запись в  вахтенном журнале: «Смену сдала». Сторож: «Смену   принял».

 

22.00. Школу покидает Любовь Евгеньевна, отдав последние наставления сторожу.

Давно уж погасли огни в многочисленных кабинетах уставшей за день школы, лишь на лестницах да в холлах включен дежурный свет. Тихо в школе.

 

22.30. Отчет на начало учебного года доделан и напечатан, идем с завучами по гулким коридорам. Светлана Леонидовна с Мариной Юрьевной уезжают на такси, попутно довозят меня до дома. В моих окнах свет давно погас. Тихонько вхожу, чтобы не разбудить домочадцев. На столе приготовленный для меня ужин. Есть почти не хочется, быстро принимаю душ, слегка перекусываю и стараюсь погрузиться в сон. Завтра новый рабочий день. Такой,  как  сотни предыдущих учебных  дней – творческий, ритмичный и  насыщенный всякого рода очень важными мелочами,  из которых складывается понятие   «наша школа».

От перенапряжения сразу не засыпается. Мыслями возвращаюсь в школу. Думаю о том, какое многочисленное количество ролей мы играем в течение дня. Мы и учителя, и  психологи, и врачи, и  инспекторы по профилактике правонарушений –  социальных ролей много, всех не перечислить.  

Но есть роли так называемого управленческого характера, которые  всем не видны, но являются фундаментом для всех процессов, протекающих в школе.  

Например, роль аналитика. Каждый из нас работает  с информацией и видит за ежедневными проблемами факты и тенденции, держит руку на пульсе многочисленных процессов, протекающих в школе. Два главных аналитических вопроса задаем себе в течение дня неоднократно: «Какова ситуация сейчас?»  и  «Что делаем дальше?»

За многие годы совместной работы  я и сотрудники школы выработали  важное умение – эффективно пользоваться обратной связью. Благодаря ей мы знаем процесс и постоянно учимся эффективно  его организовывать.

Каждый из нас на своем рабочем месте  не только учится, приобретая собственный опыт, но и помогает коллегам приобретать необходимые для него умения и навыки, то есть каждый выступает в роли тренера, ведь самородков, полностью готовых к эффективной работе, не так много.

Еще одним важным умением является компетентность в распределении времени, практическая работа помогает быстро  приобрести  навыки тайм-менеджмента.

Роль лидера играют все. Каждый из нас является лидером на конкретном участке работы. Мой конкретный участок – вся школа. Я – мотор, который должен  ежедневно создавать позитивную атмосферу в школе,  от моего настроя и организации работы зависит, будет ли коллектив работать слаженно и четко, с любовью к своему делу,  с пониманием необходимости работать много и хорошо.

Если каждый работник будет создавать хорошие условия для обучения, воспитания, развития, здоровья детей и нести персональную ответственность за персональную результативность работы, а все мы вместе обеспечим  стабильно высокую комфортность образовательной среды школы, – это и будет хорошим результатом нашей многоролевой деятельности.

Где-то прочитала, что если директор ведет коллектив много лет, то вверенные ему в управление  работники по поведенческим факторам и ценностям напоминают его самого. 

Как-то они сейчас, трудно ли им с приобретенным багажом ценностей 45-й школы в других коллективах? Не тяжел ли этот багаж и нужен ли? Наша работа такая, что результат виден в отдаленном времени. И не всегда ты сам об этом узнаешь.

Но вот о том, что мои бывшие работники с большой теплотой отзываются о трудовом коллективе, говорят о высоком уровне комфортности в коллективе 45-й школы, я уже знаю.

Желаю всем моим бывшим коллегам, всем педагогам, кто прочтет мои записки,  успешного учебного года!

 

Читайте «Рассказ первый. О моих учителях» здесь