Педагогика школы

Записки директора школы. О хорошей импровизации и любимом празднике

Фото из личного архива Светланы Артемьевой

Есть праздник, который объединяет всех, – день рождения школы.

 

 

В начальной школе я только числилась ученицей, часто болела и почти все свои дни рождения проводила в санатории или в больнице. К тринадцати годам организм мой укрепился, я стала постоянно посещать уроки, появился надежный круг друзей, которых я  пригласила на первый, отмечаемый в кругу сверстников, свой день рождения.

 

До сих пор помню волнение и радость от праздника, а еще одно из маминых угощений –  необыкновенно вкусный молочный кисель с горкой  вишни в центре.  С тех пор каждый год отмечаю свой день рождения в кругу близких мне людей, люблю каждую свою новую дату и считаю, что  вот это предвкушение радости укрепляет мои жизненные силы.

Когда происходит то или иное событие, часто говорят  о дне, когда оно произошло, как о его дне рождения, уподобляя событие живому человеку. День открытия новой школы  – это событие. Обычно оно совпадает с праздником начала нового учебного года, 1 сентября,  и кроме юбилейных дат, свой день рождения школы, как правило,  ежегодно не отмечают.

 

В нашей 45-й школе все сложилось по-иному. Строители готовили школу к сдаче  1 сентября. Я отказалась подписывать акт о приемке по причине большого количества недоделок, поэтому линейку мы у школы провели, а в школу не вошли. Больше недели ездили учиться во Дворец пионеров, где нам выделили помещения. Строители не торопились ликвидировать недоделки, а потом и вовсе отказались, пообещав их устранить по окончании первого учебного года. Делать было нечего, 10 сентября мы переступили порог школы-новостройки. В свой первый школьный день устроили праздник для рабочих – строителей нашей школы и назвали день 10 сентября Днем рождения нашей школы.

 

Великую пользу от ежегодного празднования дня рождения школы мы почувствовали спустя несколько лет, когда увидели, что благодаря этому празднику маленькие и большие жители нашего школьного дома научились  радоваться совместному проживанию в нем,  выросла их собственная значимость, гордость за принадлежность  к нашей дружной семье. Мы увидели, что умение радоваться  всем коллективом укрепило дружескую атмосферу, повысило уровень комфортности нашей школьной среды.     

 

С середины августа родители начинают готовить детей к школе, закупают  школьные принадлежности, то и дело заводят с детьми воспитательные беседы на темы: как надо учиться и как себя вести в школе. Растет чувство ответственности у детей, а с ним и напряженность. Эту напряженность ожидания – получится хорошо учиться и вести себя или не получится – несколько снижает первосентябрьский праздник.

 

Но уже со 2 сентября начинаются напряженные школьные будни. По эмоциональному напряжению первые 10-15 школьных дней можно сравнить разве что с экзаменационной порой. Напряжение рабочих будней необходимо периодически сбрасывать. Этому и служат школьные праздники. Их немало в учебном году. Есть праздник, который объединяет всех, – день рождения школы.

 

Подготовка и проведение праздника «День рождения школы» в конце первой  декады сентября в нашей школе лучшим образом способствует сбрасыванию первого возникшего высокого напряжения, напряжения ожиданий своей успешности, как у детей, так и у педагогов.

 

Любой праздник – антоним  будней. Разноплановая творческая деятельность  в ситуации праздника  дает каждому удовлетворение в той форме, какая в рабочие обыденные дни невозможна, способствует созданию в коллективе дружеских контактов.

 

Праздник «День рождения школы» представляет достигнутый коллективом  результат в реализации больших и малых целей школьной работы на данный период времени, формирует ощущение принадлежности каждого к общим целям,  мотивирует на достижение в дальнейшем более высоких результатов, является проводником основных, культивируемых школой,  ценностей и установок.

 

Праздник живой организм, и от нас самих зависит, будет ли он  продолжать жить в памяти его участников.

 

 

О праздниках некруглой даты

 

Все праздники некруглой даты рождения нашей школы (их мы отмечали 16 раз) имели свой торжественно спокойный стиль проведения.

 

…10 сентября. Ярко желтые клены и еще зеленые ясени приветливо машут своими веточками каждому входящему на школьную территорию. В фойе на вахте стоит  букет из  только что срезанных цветов в теплице, такие же букеты стоят у меня и во всех административных кабинетах. Улыбаюсь приятному подарку от хозяйки теплицы Анны Владимировны Ланевой. Вахтер Вера Ефремовна Татаренко не устает говорить каждому входящему: «С днем рождения нашей школы поздравляю!»

 

На дверях всех кабинетов висят бумажные кленовые листики с поздравлением учителям и ученикам, сделанные таинственными дарителями.  Приятно!

 

В фойе большой плакат: «С днем рождения, родная школа!», много разноцветных шаров,  музыкальные колонки по всем этажам разносят звуки школьных мелодий. Празднично одетые ученики и учителя спешат на первый урок, посвященный истории нашей школы. Прохожу по коридорам школы. За дверью одного класса  слышны звуки гитары, за дверью другого ребята смотрят видеоролик о школе, за дверью третьего разучивают песню о нашей школе:

 

Мы дети средней  школы 45

Мы жить мечтаем дружно и красиво.

Хотим, чтоб в лучшем городе страны

Ребенок каждый был всегда счастливым…

 

За четвертой дверью первые учителя, «старички» школы, рассказывают о своих первых школьных днях, о достижениях наших учеников и учителей. Лейтмотивом урока истории школы служат слова: «Кто не помнит прошлое, тот не видит будущее!»

 

В столовой накрывают столы для первого завтрака. Меню праздничное, много угощений. В большом холодильнике находится главное угощение – сливочное мороженое! Им сегодня угостят всех учеников, всех учителей и обслуживающий персонал школы – это традиция.

 

Перемена, звучат веселые школьные мелодии, школьные почтальоны разносят ребятам и учителям письма-поздравления. Школьная почта работает целый день.

 

В 12 часов в музее истории школы начинается наш школьный дружеский огонек-поздравление. По очереди в центр круга выходят  родители, ученики, учителя-представители от каждого класса и поздравляют школу. Поздравления звучат примерно так: «Дорогая моя школа №45! Тебе сегодня исполнилось 7 лет. Ты такая же маленькая, как и я. Мы с  тобой сверстники. Я поздравляю тебя с днем рождения, желаю тебе хороших учеников, чтобы ты была всегда красивой и уютной. Я очень тебя люблю!» Это очень трогательно, никто из ребят не обращается ни к администрации, ни  к учителям. Все обращаются к нашей школе. Родители и дети дарят школе подарки, кладут увесистые красивые коробки в центр круга.

 

Здесь и художественные книги для школьной библиотеки, учебники, цветы в  горшочках, канцелярские принадлежности, чистящие порошки, мыло, губки, тряпочки большие и маленькие, швабры, совочки, метелки и ведра, много других предметов, так необходимых школе в начале учебного года.

 

Каждый предмет красиво упакован, перевязан красивой ленточкой так, как бы упаковали, например,   столовый    сервиз в отделе оформления подарков магазина. И это важная часть обучения наших детей тому, как надо оформлять и дарить даже самый маленький и простой подарок.

 

Особое умиление вызывает оформление 20 веников, подаренных разными классами. Это тоже традиция оформлять веник в виде букета. Каждый веник упакован в целлофан, украшен бумажными цветами и разноцветными ленточками. Уборщицы радуются, хорошее пополнение их хозяйства после подготовки к новому учебному году, а главное вовремя!

 

Ничего удивительного в наборе подарков  нет. Начиная с 1993 года,  школе не выделялись средства на учебники и  хозяйственные нужды. Наша школа до такого светлого дня, как выделение средств на эти цели, не дожила.

 

На школьном праздничном огоньке звучит много хороших добрых слов в адрес нашей школы, стихов и песен. А в конце огонька весь круг поет песню школы №45. Заканчивается огонек, кто-то бежит на уроки, кто-то – на подготовку  классного вечера.

 

В 15.30 в столовой за праздничными столами собирается рабочий коллектив школы. Здесь и повара, и медики, и технический персонал, педагоги, администрация, мы пьем чай с пирогами, рассказываем истории  из наших школьных будней, дарим свои поздравления.

 

Целый день ко мне в кабинет приходят ученики, родители с поздравлениями, приятно, что мои учителя помнят обо мне как о носителе идеи 45-й школы, и передают через своих учеников тепло и внимание.

 

Уходят учителя, Татьяна Николаевна, зам по АХЧ, оставляет на вахте пироги для рабочих, которые придут работать в  школу вечером.

 

А в мой кабинет постепенно собираются администраторы, и за чашечкой чая мы продолжаем вспоминать разные моменты из жизни нашего школьного братства. Постепенно разговоры затихают, каждый из нас думает об очередных делах и планах. Завтра новый день нового года жизни школы.

 

О праздниках круглой даты

 

В праздник круглой даты мы не изменяем традициям проведения первой половины школьного дня. Вторая половина школьного дня уходит на праздничные хлопоты перед проведением большого общешкольного вечера.

 

С теплом и улыбкой вспоминаются юбилейные вечера, посвященные 5- и 10-летию во Дворце творчества, 15-летию в филармонии, 20-летию в Экспоцентре.

 

Основу сценариев четырех юбилейных вечеров придумывала  сама. Помогали мне в подготовке и проведении праздников Марина Юрьевна Хуотари, заместитель директора по воспитательной работе, режиссер по наитию души,  и созданная ею творческая группа. 

 

Директор школы имеет  массу важных обязанностей, он,  как говорится,  и швец, и жнец, и на дуде игрец. Но эти вечера были особенными, они являлись вехами в развитии школы как культурно-образовательного комплекса, идеи, с которой я и мои форпостовцы шли в школу, итогом пройденного отрезка пути и началом отрезка нового. Именно поэтому директору школы так важно было вновь пережить в творческом представлении наработанный опыт коллектива.

 

Я люблю создавать действо, видеть и чувствовать, как оно захватывает, увлекает  зал, энергия от действа на сцене перемещается к зрителям и от них обратно на сцену. Такой энергетический взаимообмен доводит идею праздника до каждого его участника, рождает эмоциональные всплески, через которые устанавливается контакт тех, кто на сцене отдает и тех, кто в зале принимает, а потом опять отдает, но уже новый обогащенный всплеск эмоций  ведущим на сцене.

 

Когда писала сценарии или проводила репетиции, не посвящала никого в его общее содержание. Хотелось, чтобы праздник был открытием для каждого, а не прочитанной заранее хорошей книгой, когда читаешь и знаешь, что будет дальше. Помню нашу репетицию в филармонии праздничного вечера 15-летия школы. Учителя были приглашены на репетицию и на сцене проигрывали отдельные моменты, где  требовалось их участие. По лицам видела, что они, не видя целого действа, сомневаются в том, что праздник удастся. Вопросов они мне не задавали, я тоже молчала, понимая, что все равно ничего им сегодня не расскажу. Все они увидят сами через день.

 

Когда прошел юбилейный вечер, многие признавались, что не ожидали такого замечательного праздника, потому как на репетиции было ощущение, что у праздника нет конца и нет начала, нет его и середины. Вместе мы посмеялись, я сравнила подготовку вечера со съемками фильма, где артисты снимаются в эпизодах, которые не расположены последовательно в самом сценарии. И рассказала о некоторых условиях, соблюдение которых помогло мне и творческой группе сделать вечер ярким и запоминающимся.

 

Обратила внимание коллег на то, что четко сформулированная идея праздника не дала уйти в сторону. Подбор содержания точно отвечал запросам сформулированной идеи. С разновозрастной аудиторией зала велся разговор посредством художественных образов, близких разным возрастным группам. Был использован оригинальный сюжетный ход, захвачено внимание зрителя на первых минутах и удерживалось до самого конца. Были правильно угаданы возможные реакции зрителей. Использованы приемы, объединяющие  зрителей  в проявлении чувств. Этому способствовали, например,  неожиданные события в  развитии действия,  зрелищность,  участие  необычных ге­роев.  Была создана атмосфера сопережи­вания и участия, ее развитие нарастало одновременно с развитием единения зала.

 

Конечно, сказала я тогда коллегам, что все эмоциональные моменты  высокого накала включались с учетом  логики, своевременности и технологии подачи и  были согласованы с идеей праздника, не утяжеляли, а облегчали доводить идею до понимания зрителей,  мысли и чувства были в едином ключе. Этому помогало четкое композиционное построение вечера, логичное изложение событий, правильное использование светомузыкальных эффектов, подбор ведущих с  хорошей дикцией и громким голосом, с чувством меры и такта, умением ощущать пульс праздника.

 

Рассказывала коллегам о ключевых моментах, на которые я и  творческая группа обращали внимание при подготовке вечера, а сама думала о том, что, может быть, когда они будут готовить свои праздники с ребятами, этот рассказ они вспомнят.

 

И еще хочу сказать о том, что юбилейные вечера, посвященные дню рождения школы, были всегда хорошей импровизацией, потому как включали эти самые моменты импровизации, живое участие зрителей и актеров не по сценарию.

 

Каждый юбилейный вечер – действо, которое свершается лишь однажды, его нельзя повторить, нельзя переделать и исправить, он сразу должен получиться  на отлично.

 

Поэтому так важно иметь хорошую творческую команду организаторов праздника, умеющих слаженно работать и действовать в непредвиденных складывающихся обстоятельствах. В 45-й школе такая команда была, и школьные праздники  были яркими, незабываемыми и эффектными.