Русский Север

Там, на «другам» берегу…

Вячеслав АгапитовВ музее-заповеднике «Кижи» открыта выставка картин поэта, историка, председателя общественной организации «Русский Север» Вячеслава Агапитова, названная на заонежском диалекте «Другай берег».

Первый же взгляд – и все вокруг перестает существовать: душа растворяется в ярких волнующих красках, в которых сливаются поэзия и живопись.

Картины, сочетающие множество оттенков, рождают тонкие цветовые вибрации: невероятные красно-оранжевые сполохи над старинной деревней Ламбасручей, сине-красно-желтые – в Шитоламбе. Стрела колокольни в Белой Горе пронзает тяжелое небо, а в Загубье ветер колышет разноцветные травы. Под низкими грозовыми тучами деревушка Терехово, в которой остался один-единственный сгорбившийся от старости и времени дом, да и тот вот-вот встанет на колени.
 
На картинах Агапитова то пасмурное небо обволакивает и завлекает в свой безгранично-серый мир, то сквозь коричнево-темные краски прорываются к Богу кижские купола, то неспокойные путкозерские волны отрезают от всего мира маленькую и беспомощную Спировку, покинутую людьми…
Тем удивительнее вдруг оказаться в Вегоруксе, у церкви, в тихий синий вечер смотреть на плывущие причудливые облака или остановиться, прикоснувшись ладошкой к теплому деревянному срубу часовенки, в годичных кольцах которого застыли столетия.
Каждая деталь в картинах Вячеслава Агапитова – символ Заонежья, края, до боли родного художнику. Здесь он вырос, и первые слова его были на заонежском диалекте. Потому так подкупают и написанные на диалекте названия картин и самой выставки.
Экспрессия картин Агапитова заставляет затаить дыхание. Кажется, безмолвный мир природы кричит и просит о защите! И в душе невольно появляется тревога за исчезающий «Другай берег» – Заонежье, пронизанный стариной и необыкновенным духом мир, о котором мы забываем, но, однажды оказавшись там, очень хотим возвращаться туда вновь и вновь.

Выставка экспонируется до 20 сентября в Выставочном зале по адресу:

пл. Кирова, 10а.
 
Фото Ирины Ларионовой 
«Лицей» № 8–9 2009