ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ – это история мирного сосуществования народов, взаимного обогащения культур, верности высоким нравственным идеалам. Три коренных народа Карелии – карелы, вепсы и русские, несмотря на изначальную несхожесть языков, сумели создать единое культурное пространство, вошедшее органичной частью в социокультурный феномен, который принято называть Русским Севером.
Уместно напомнить, что освоение здешних просторов карелами и русскими совершалось практически одновременно. Союзническое поведение северян в отражении угрозы скрепило братство трех народов. Важную роль в процессах единения сыграло православие. Конфессиональная принадлежность оказалась важнее этноязыковой.
Разумеется, Русский Север не был подобен сказочной Аркадии, где беззаботно и счастливо жили ее обитатели, но здесь на приполярных просторах существовал тот образ жизни, при котором в основном удовлетворялись потребности человека, при этом сами эти потребности не вступали в явное противоречие с природным окружением. Суровый северный климат, военное пограничье, тяжелейший труд на земле, риск на охоте и при ловле рыбы сформировали особый тип личности, характерными чертами которого являются решительность, самообладание, а также деликатность, радушие и гостеприимство.
У нас на Русском Севере свершилась своеобразная личностная селекция, что в известной степени объясняется такими обстоятельствами, как отсутствие основных мерзостей крепостничества и сохранение в здешней крестьянской среде свободолюбивых традиций Новгородской Руси. Не случайно почти каждый путешественник или исследователь, посещавший в прошлом Олонецкий край, отмечал наиболее типичные черты северно-русского национального характера. Известный ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг, например, пишет: «Отрадно видеть северно-русского крестьянина этой местности, отрадно видеть его самого по себе; тяжело видеть обстановку, в которую он поставлен природою, еще тяжелее – ту, в которой держит его масса сложившихся и наслоившихся недоразумений. Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал…»
В ответ на назойливое стремление чиновников учить моих земляков толерантности хочется процитировать авторитетное мнение великого русского поэта и первого губернатора Олонецкого края Гаврилы Романовича Державина: «Я нашел народ сей разумным, разносторонним и довольно склонным к мирному и бессорному жительству. Сие по опыту я утверждаю. Разум их и расторопность известна, можно сказать, целому государству, ибо где олончане по мастерству и промыслу своему не знакомы?»
Элиас Леннрот, великий собиратель калевальской народной поэзии, проницательно пишет о карельском и русском крестьянстве: «Повсеместно землепашцы составляют лучшую и наиболее порядочную часть населения; это занятие благотворно влияет на национальный характер, но мне кажется, государство никогда не приложит достаточно усилий, чтобы должным образом поддержать крестьян, обрабатывающих землю. А ведь земледелие и скотоводство нуждаются в поощрении и поддержке государства, остальные же способы существавания – только лишь в хорошем к ним отношении. Если ствол дерева здоров, то и ветви растут без особого ухода, и все дерево имеет цветущий вид, радует глаз и предоставляет тень путнику».
Читая воспоминания, невольно отмечаешь общность национальных характеров, быта и культуры русского и финноугорского населения Карелии. В записках финской гостьи Эвы Спарре, к примеру, сообщается: «Не успели мы пересечь государственную границу, как сразу же, будто по мановению волшебной палочки, уныло-серый финский ландшафт сменился совершенно новым и неожиданным миром. Резким контрастом бросаются в глаза здешние дома православных; в них – живость и колоритность, которая неизвестна на финской стороне. Сердечное гостеприимство, радостная встреча, живописные женские одежды, все это привносит в эти деревни своеобразное очарование, которое, однако, соседствует зачастую с бедностью и нищетой».
Давно признан и оценен вклад народов Карелии в культурную сокровищницу России и остального мира. Карелия уникальна уже тем, что здесь издавна существовали две эпические традиции – калевальская руническая у карелов и былинная у русских Заонежья и Пудожья. Творчество причитающих (нельзя не вспомнить здесь Ирину Федосову в юбилейный для великой вопленницы год!) до сих пор в центре внимания научной общественности. А сколько уже говорилось с различных трибун о таланте местных плотников (Кижи, Кондопога), вышивальщиц, камнерезов, лодочников!? Неужели вся слава края связана лишь с его прошлым? Не хочется в это верить.
ПРИЧИНЫ, ПОБУДИВШИЕ часть общественности к проведению настоящей конференции и созданию новой общественной организации «Русский Север», коренятся в игнорировании властными структурами и предпринимательским сообществом интересов и традиций коренного населения Карелии. Не разрешает существенным образом возникшую ситуацию и деятельность парламентариев как в Москве, так и в Петрозаводске. К великому сожалению, у нас до сих пор не появилось авторитетные общественные институты, способные повлиять на нынешнюю ситуацию.
Государственный комитет по национальной политике и пришедшее ему на смену министерство озабочено в большей степени проблемной толерантности. Кстати, слово латинского происхождения – tolerans – tolerantis – терпящий. На мой взгляд, надуманная проблема. А поведение людей из Министерства и иже с ними напоминает приобретение ребенком новой игрушки. Стало быть, играем, пока не надоест. И это при том, что круг серьезных вопросов, требующих решения, широк и сложен.
Первое собрание общественности, состоявшееся в феврале, представляло будущую организацию не узко культуртрегерской и не в виде конформистских по форме отношений типа: министерство от щедрот своих дает микроавтобус для поездки на краеведческие чтения, а общество русской культуры за оказанную услугу расточает комплименты чиновничеству. На наш взгляд, целью новой организации должна стать иная задача: беречь следует не язык, а его носителей!
Вот уже более 15-ти лет мы живем в новом государстве, которое значительной частью сограждан не воспринимается ответственным партнером. В материалах Государственного Совета Российской Федерации от 28 декабря прошлого года, в частности отмечалось: «Нельзя игнорировать и отрицательные аспекты нравственной переориентации людей. На первое место в нашей повседневной жизни все чаще выходят ценности потребления, стремление к материальному благополучию как к главной, а иногда и единственной цели в жизни».
А почти сто лет назад, в 1918 году, русский мыслитель Николай Александрович Бердяев в своей статье «Душа России» писал: «Душа России – не буржуазная душа, – душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно». И словно в ответ на увещевания нынешних политических реформаторов далее в своей статье он заявляет: «В России в силу религиозного ея характера, всегда устремленного к абсолютному и конечному, человеческое начало не может раскрыться в форме гуманизма, то есть безрелигиозно. И на Западе гуманизм исчерпал, изжил себя, пришел к кризису, из которого мучительно ищет западное человечество выхода. Повторять с запозданием западный гуманизм Россия не может». Наблюдение Бердяева тем более актуально сегодня, когда Европейский Союз конституционно готов отказаться от христианского характера своей цивилизации.
НЕ НАДО ДОКАЗЫВАТЬ, что происходит с нашей деревней. Деревня исчезает. Исчезают исторические села и деревни нашего Поморья, иссякает один из самобытнейших центров севернорусской народности. Нюхча, Вирма, Колежма – каждое здешнее название (какая славная звукопись из прошлого!) хранит память о трудовых подвигах поморских родов. Вспомним Сумпосад, где в местной мореходке учились будущие капитаны – стяжатели полярной доблести. Красавицы-сумлянки не уступали в морской хватке мужчинам, ходили кормщиками по морю Белому. Депрессивный статус можно присвоить и Заонежью и Пудожью. Стремительно сокращается численность населения (и без того небольшая!); к примеру, только в Заонежье она сократилась за полвека примерно в пять раз! Продолжается отток коренных жителей и разрушение традиционной поселенческой сети. Можно даже сказать, что она уже разрушена. Оба района не имеют ясных перспектив развития, а местными людьми утеряна вера в общественные и государственные институты. Процветает пьянство.
На протяжении длительного времени общественностью Карелии высказывались предложения по кардинальному решению проблем Заонежья. Предлагалось неоднократно объявить земли Заонежья территорией историко-культурного назначения и установить специальный охранный режим. Статус края как уникальный историко-культурной и природной территории, признаваемой в качестве не только российского, но и всемирного наследия позволил бы сохранить уникальную этнокультурную территорию и наложил бы окончательное вето на добычу полезных ископаемых.
Кстати, на заседании Государственного Совета РФ в декабре прошлого года губернатором Читинской области было высказано предложение о необходимости подготовки федерального закона «Об особом национально-культурном статусе отдельных регионов». Следующим шагом могли бы стать воссоздание поселенческой сети, восстановление наиболее развитых местных объектов местного туризма, отдыха и лечения людей. В плане восстановления Заонежья следовало бы учесть возрождение отдельных аграрных традиций края, а также ремесел и промыслов.
Нелишне напомнить, что отдельные требования и предложения были отражены в документах научной конференции «Рябининские чтения» за 1995 год. Но обращение участников конференции, подписанное председателем оргкомитета конференции, доктором наук, профессором Б.Н. Путиловым, органы исполнительской и законодательной власти Карелии проигнорировали.
СЕГОДНЯ В МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ, особенно в районных изданиях, все чаще можно встретить материалы о проникновении крупного бизнеса в Карелию и скупке различных объектов нередко в ущерб интересам местного населения. Общественность возмущена возможностью продажи отдельных исторических памятников как в районах республики, так и в столице – городе Петрозаводске. И все это на фоне восторженных заявлений о ежегодном росте числа приезжающих к нам любителей Севера – туристов из родного Отечества и из-за рубежа! Внимательный взгляд на ситуацию обнаруживает удручающе малое количество объектов для показа. Да, разумеется, есть Кижи, есть Валаам, люди едут на Кивач, в Марциальные воды. И это практически все, что можно продемонстрировать приезжающим на отдых в Карелию.
Но в каком состоянии некоторые из этих мест? Совсем недавно удалось услышать и такую новость: продается или уже продано историческое заводское здание в селе Кончезеро якобы под автосервис какому-то москвичу. А ведь этот памятник екатерининской эпохи мог бы стать полноценным музеем горнозаводского дела Олонецкого края. А сколько уже появилось в Карелии дач, огражденных плотными заборами – коих в Карелии никогда не бывало! А каким надругательством стало появление в Царевичах частных сараев (якобы туристских домиков), исказивших естественный природный фон местной путевой часовни – редчайшего памятника архитектуры!
Создается впечатление, что деятельность экономического блока правительства Карелии, как и местных администраций, направлена не в последнюю очередь на распродажу всего и вся.
Карелия сегодня относится к тем регионам России, где прекращена поддержка книгоиздательской деятельности, особенно это касается издания книг местных русских авторов. Отсутствует в Карелии и независимая пресса. В случае создания нашей организации возникает необходимость в создании собственного печатного органа – газеты или бюллетеня, а также сайта в Интернете.
ВОВСЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, чтобы выступление воспринималось как очередной выпад против властных структур (хотя поводов всегда предостаточно!), важнее другое: попытаться донести до представителей государства нашу боль и озабоченность состоянием дел не только в культуре, но и в целом в нашем социуме. Завидовать тем, кто правит сегодня, не приходится: ком проблем растет буквально на глазах – впору вообще растеряться.
Нами сегодня движет естественное стремление обозначить вопросы, которые требуют скорейшего разрешения. Пренебрежение же общественным мнением, как правило, приводит только к взаимному отчуждению власти и народа, к всеобщему равнодушию и экономическому застою. Что случается далее – мы уже не раз в нашей истории проходили.
За последние годы в Карелии возникло большое количество общественных организаций. Создается впечатление, что и здесь городятся новые заборы, только на сей раз этнические. Но хочется в очередной раз напомнить, что никогда прежде у нас в Карелии не было обособления прибывавших на протяжении веков групп инородческого населения. Мы против возникновения Косовского синдрома у нас на Севере. Карелия открыта для международного согласия, но она не приемлет неуважительного отношения к ее согражданам, а также игнорирование многовековых традиций народов края, где главными были не стяжательство и хамство, а упорный труд на земле, трепетное отношение к природе, социальный и справедливый мир.
Хочу закончить свое выступление словами Аввакума Петрова: «Душе моя, душе моя, что спиши?»
От редакции. Автор — историк, этнограф, писатель. Из выступления 21 апреля 2007 года на учредительной конференции Карельской региональной общественной организации русской культуры «Русский Север»
Лицей № 5 2007