Только что изданная книга Юрия Наумова «Кижанка» ― лодка Онежского озера» — отражение мечты об утраченной гармонии между человеком и природой, человеком и деревянной архитектурой.
{hsimage|Автор книги — инициатор Кижской регаты||||} На первый взгляд, скромное научное издание музея-заповедника "Кижи" о старых деревянных судах. А если заглянуть поглубже… Почему автор в качестве иллюстраций использует всем известные линогравюры поэта и художника Алексея Ивановича Авдышева? Фотографии старые и новые, чертежи, таблицы в книге тоже есть. Есть также замечательные рисунки-реконструкции старых судов, верфи на Волкострове, сделанные кандидатом архитектуры А.П. Скворцовым. Но камертон книге задают именно гравюры, то есть художественные произведения, поэтически настраивающие читателей, ибо в них запечатлена гармония между человеком и природой, между человеком и деревянной архитектурой. Вернее, мечта об утраченной гармонии.
Музей-заповедник «Кижи» в какой-то мере эту гармонию восстанавливает, реконструирует, сохраняет. Ведь именно за этим приезжают сюда туристы. Но одной детали не хватает в кижском пейзаже ― веселого паруса лодки-кижанки. Не смотрятся рядом с древними храмами огромные современные корабли, нелепо глядятся и шумные железяки ― моторные лодки.
Невозможно отменить ни первых, ни последних, иначе жизнь музея остановится. Но попытаться напомнить о традиционных для этих мест лодках, восстановить технологию их изготовления, заинтересовать местных жителей, по мере сил и возможностей, вернуться к ним, это реально. Это одна из целей книги Наумова. Кое-что из итогов его подвижнической деятельности мы уже видим на ежегодных Кижских регатах, мотором которых он и является.
В результате многолетних полевых исследований автора в книге собрана разнообразная информация по народному судостроению, о мастерах ушедших и нынешних, об истории судостроения на Онежском озере в целом.
Говорят, фермеров в Норвегии материально поощряют, если они пасут свои стада коров на лугах в пределах видимости туристов, проезжающих на круизных кораблях. То есть там сохраняют не только природу и архитектуру в первозданном виде, но и этнографическую картинку. Книга Наумова позволяет на практике подойти к этой проблеме, кстати, имеющей и экологический аспект.