{hsimage|Валентина Сукотова передает книги в библиотеку Шуньги ||||}
Ежегодно в конце апреля из Петрозаводске в Заонежье отправляется представительная делегация. Именно там проводятся уже ставшие популярными Федосовские чтения. Ирина Андреевна родилась 17 апреля (по старому стилю) 1827 года в Кузаранде. Так что в этом году юбилейная дата: 185-летие со дня ее рождения.
Темы чтений, которые уже давно стали научно-практической конференцией, вышли за обсуждение личности и творчества знаменитой народной поэтессы. Они все чаще поднимают вопросы не только прошлого, но и настоящего, а то и будущего уникального региона Карелии. Причем, каждый год конференция сохраняет прописку в Заонежье, но меняет адрес. В этом году гостей принимала старинная Шуньга.
Раздвинулись не только темы чтений, но и состав их участников: в этом году в конференции участвовали представители республиканских министерств и ведомств, депутаты Законодательного Собрания РК, ученые Карельского научного центра, студенты ПетрГУ, представители местного самоуправления Медвежьегорского района, учителя и работники культуры заонежских поселений. Пришли и местные жители. В Заонежье Федосовские чтения не просто ждут, к ним готовятся, для учителей тамошних школ это возможность вынести на обсуждение не только вопросы своей профессиональной деятельности, но и научную, поисковую работу.
{hsimage|Заонежская Шуньга ||||}
Уверена, профессиональные интересы учительницы географии Великогубской средней школы Галины Александровны Малышевой лежат несколько в иной сфере, чем история игрушки. Но она показала участникам конференции… созданный ею фильм «Игрушки крестьянских детей Заонежья». Знакомство с книгой Василия Лукьянова о малолетних узниках Заонежья подвигло заместителя директора по воспитательной работе Шуньгской школы Ольгу Владимировну Дронову начать свою поисковую работу: в итоге она собрала сотни воспоминаний своих земляков, фотографий и документов, которым место в архиве или музее.
Учительница Толвуйской школы Татьяна Георгиевна Кондратьева посвятила свое исследование истории Толвуи, которая упоминается в письменных источниках с конца XII века и в которой сегодня одна из старейших школ Карелии. Кто учил детей до появления первых педагогов в селе, как местные жители относились к образованию, кто из них заботился не только о том, чтобы дать образование своим сыновьям и дочерям, но и оказывал материальную помощь в открытии школ? Ответы на эти и другие вопросы нашли отражение в исследовании педагога. А преподаватель этой же школы Вера Анатольевна Герасимова не только выступила с информацией о краеведческой работе как способе сохранения историко-культурного наследия Заонежья, но и организовала во время конференции сбор средств на восстановление Георгиевской церкви в селе, точнее, на ремонт крыши. 130 тысяч рублей жители Толвуи уже собрали, во время Федосовских чтений эта сумма весомо пополнилась, но всего требуется около 300 тысяч. Остается только надеяться, что пока будет собрана недостающая сумма, храм не придет в такое состояние, когда и реставрация ему уже не поможет.
{hsimage|Гости чтений — школьники Шуньги ||||}
В перерыве конференции мы разговорились с председателем правления КРОО «Заонежье», главного инициатора и организатора Федосовских чтений, В. А. Сукотовой. И речь зашла об активности заонежских учителей. Вы правы, согласилась Валентина Александровна, учителя и библиотекари — это последний бастион культуры на селе, падет он, и уникальная культура нашего Заонежья останется в воспоминаниях.
Впрочем, не только культуры. Сегодня как-то не модно добром вспоминать советские времена. А ведь не только современные школьные здания были построены в те годы, и современная система здравоохранения появилась в Заонежье в годы советской власти. Первый врачебный участок открылся на полуострове в Великой Губе в 1881 году, а до этого медицинскую помощь оказывали местному населения монахи близлежащих монастырей, но чаще знахари и даже колдуны, которых было много в этих местах.
Сообщение самой В.А. Сукотовой и было посвящено истории медицины Заонежья. От себя замечу, что, судя по процессам оптимизации, которые происходят сегодня в этой отрасли, опыт заонежских колдунов и знахарей еще может пригодиться. В подтверждение приведу выступление доктора Л. Рошаля на представительном собрании медицинского сообщества в прошлом году (на котором, кстати, присутствовал В.В. Путин), который говорил о том, что за 100 километров от Москвы о современной медицинской помощи население может только мечтать и его нынешнее состояние оценивает, увы, в непечатных выражениях.
{hsimage|Поклонный крест, дер. Хашезеро ||||}
Учительница Великогубской средней школы Валентина Алексеевна Куванина поведала историю Заонежья на примере своей семьи заонежских крестьян, живших на этой земле испокон веку. Не менее сотни человек в нескольких поколениях насчитывает их семья. Но сегодня в родных ее Кургеницах остался единственный постоянный житель да приезжают на лето дачники. Своеобразным продолжением этого рассказа стало выступление библиотекаря Шуньгского сельского библиотечно-досугового центра Татьяны Сергеевны Рабазановой «Забытое Заонежье. История Хашезера», ее родной деревни, в истории которой немало интересных событий и людей. Там был поставлен Поклонный крест (сейчас он находится в музее-заповеднике «Кижи») в память об участии жителей Хашезера в войне с Наполеоном. Здесь до сих пор сохранился дом местного жителя Дмитрия Берегова, который слыл ведуном, пережил трех царей и четыре войны, а, главное, оставил по себе добрую память у людей. И именно здесь, в Хашезере, 20 сентября 1928 года была создана артель «Хашезерская вышивка» (ныне «Заонежская вышивка» в Медвежьегорске), которая, как и все народные промыслы России, переживает далеко не лучшие времена.
Самое интересное, что Хашезеро не уникально. Копни историю любой заонежской деревни и такое откроешь! Только не забытое это Заонежье, пока, к счастью, не забытое, а ушедшее, и ушедшее безвозвратно. Что в этом уходе объективно, а чему поспособствовали государство и люди? Возможно, лет через 20 на эту тему сделает доклад на очередных Федосовских чтениях кто-либо из наших ученых. Или порассуждает о том, почему очень быстро — за какие-то 10 лет! — свернули здесь сельскохозяйственное производство «из-за низкой рентабельности его в зоне рискованного земледелия». И это в регионе, который называют северным черноземом. У единственного выжившего на полуострове совхоза «Толвуйский» после смерти его многолетнего директора и настоящего хозяина Ивана Ивановича Ткачука тоже, как я слышала, тревожное будущее.
Оживят ли заонежские села и деревни перспективы, которые им предлагают сегодня? Или обживать их будут только дачники, не вытесняя, а замещая местных жителей? Едешь по Заонежью, и такое впечатление, что война кончилась не почти 70 лет, а несколько дней назад. Великую революцию Заонежье с потерями, но пережило, а вот выживет ли после нынешней — «тихой»», трудно сказать.
{hsimage|Выступает С.В. Ковалева ||||}
Слушая выступление кандидата филологических наук, ученого секретаря Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Светланы Викторовны Ковалевой, я вспоминала прочитанное накануне интервью главы корпорации "Развитие Республики Карелия" Андрея Смирнова, данное им корреспонденту интернет-издания «Фонтанка.ру». Речь в нем, в частности, шла и о пафосной программе «Духовное возрождение Русского Севера», в соответствии с которой в Заонежье должен быть построен современный туристский комплекс, откуда проложена дорога к острову Кижи и его шедеврам. Вместе со стилизованными под русские терема корпусами предполагается и строительство храма, так сказать, забота не только о телах, но и душах будущих туристов. С тем, что весь этот новодел предполагалось построить в охраняемой исторической и заповедной зоне, можно было бы и смириться. Тысячи рабочих мест для молодежи — весомый аргумент. Но в это духовное возрождение мало верится, потому что никак авторы проекта не могут вписать в него сохранение уже существующих старинных заонежских храмов, многие из которых памятники северного деревянного зодчества.
Об одном из таких храмов — церкви Иоанна Предтечи в деревне Леликово — и рассказала С. Ковалева. Благодаря поддержке священника Николая Озолина удалось получить помощь от музея-заповедника «Кижи», который к счастью, взял под свою опеку Заонежье, и кижские плотники-реставраторы, нет, не восстановили, но законсервировали храм, предотвратив его дальнейшее разрушение. Причем, выполнили работы бесплатно.
Дальнейшая судьба сельской церкви неопределенна, по крайней мере, в духовном возрождении Севера ее использование не предполагается. Более того, государственный чиновник в своем интервью возмущается тем, что «администрация музея заповедника сумела пролоббировать расширение зоны, которая находится под патронатом ЮНЕСКО… и сделала все, чтобы помешать строительству. «Тем не менее, даже в таких условиях мы все равно сможем проект реализовать», — заверил он. Вместе с обещанием построить гостиницу «на Кижах» это пугает.
Значит ли это, что Заонежье нужно законсервировать, спрятать под стеклянный колпак? Подуставший к вечеру зал буквально взорвало эмоциональное выступление доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Института геологии КарНЦ РАН, руководителя Регионального петрографического совета по Северо-Западу России Виктории Владимировны Куликовой. Она сделала акцент на уникальности Заонежья, которую необходимо учитывать, разрабатывая любой проект его развития, исповедуя принцип врача «Не навреди!». Мало таких регионов, где на сравнительно небольшой площади сосредоточены исторические, культурные, природные, климатические объекты. Здесь находятся знаменитые на весь мир Кижи, здесь родина русских сказителей (кстати, как следует из выступления музыковеда Ирины Борисовны Семаковой в XV — XVII веках в этом крае были популярны и скоморохи), здесь интереснейшие геологические объекты (оказывается, в Заонежье вам могут показать, как зарождалась жизнь на Земле!), и много других чудес. А еще здесь уникальный климат, о чем свидетельствует растительный мир полуострова. Бездарно распорядиться всем этим, согласитесь, преступление.
Трудно не согласиться с В.В. Куликовой, что духовная основа Заонежья должна столкнуть с места ситуацию в регионе, а не заезжий дяденька с мешком денег. Духовную основу создают люди, которые уже веками жили здесь, которые населяют этот регион сегодня и которые будут жить здесь в будущем. Кстати, в этом году на конференции не выступали заонежские школьники, но вот когда чтения проводились в Толвуе (где был и автор этих строк) они были активными их участниками, предоставив серьезные и аналитические доклады по истории родного края. В этом году в Шуньгу приехали две студентки Петрозаводского госуниверситета Арина Уракова и Анастасия Афанасьева, заонежанки, между прочим.
{hsimage|Церковь Богоявления в Челмужах, история которой связана с инокиней Марфой ||||}
Открытый же урок отношения к своей малой родине нам дала и Ирина Андреевна Федосова. Ибо была она не только знаменитой на всю России народной поэтессой, но и ходоком по крестьянским делам, выполняя поручения односельчан. О том, каким попечителем народного образования она была, свидетельствует завещание Федосовой: часть заработанных ею средств она оставила на строительство школы в Кузаранде — с условием, чтобы в ней учились и девочки. Об этом помнили и рассказывали еще после войны ее односельчане. А еще часть своих гонораров неграмотная крестьянка обязательно тратила на приобретение книг для детей Заонежья книг, на подписку детских журналов для школ. Между прочим, в истории любого заонежского села или деревни вы обязательно найдете последователей Ирины Андреевны.
И еще об одном человеке следует здесь рассказать — о председателе правления КРОО «Заонежье» В.А. Сукотовой. Если Федосовские чтения не только проводятся уже многие годы, но и стали популярными, в этом огромная заслуга Валентины Александровна и ее соратников по обществу заонежан, истинных патриотов своей малой родины. Причем с какими бы финансовыми проблемами ни сталкивались Сукотова и общество, каждый год они приезжают в Заонежье с подарками — в первую очередь с книгами. В этом году последние книжные новинки подарили библиотеке в Шуньге ученые КарНЦ. Не остался в стороне и музей-заповедник «Кижи» — подарком стал выпущенный им альбом «Ирина Андреевна Федосова — вопленица и поэтесса».
В следующем году на конференцию решено вынести тему 400-летия Дома Романовых. Как известно, мать первого русского царя — инокиня Марфа — отбывала ссылку в Заонежье и оставила здесь свой след.
Фото автора