Подготовку и формирование Программы провести в 2 этапа:
ЭТАП 1 (ИЮЛЬ-ОКТЯБРЬ 2008 Г.)
Цель:
Получение достоверной информации об экологической обстановке в Заонежье в связи с 15-летней деятельностью на его территории горнодобывающих предприятий (добыча шунгита открытым способом).
Основание:
Ст. 42 Конституции РФ, 1993 г. – право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и благоприятную окружающую среду.
Пути реализации:
Проведение совместно с прокуратурой, экспертными организациями различных ведомств, научными и общественными организациями комплексной проверки и анализа результатов деятельности предприятий, ведущих добычу шунгита в Заонежье: ООО НПК «Карбон-шунгит», ООО «Шунгит-М», ОАО «ТЕВА-Шунгит».
Задачи проверки:
1. С учетом озабоченности общественности Карелии и Заонежья в связи с ухудшением экологической ситуации в Заонежье, ухудшением здоровья населения Заонежья проверить, не имеются ли признаки нарушения природоохранного законодательства, составов следующих экологических преступлений (согласно Уголовного и административного Кодексов РФ):
статьи 246 УК – Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ
статьи 247 УК – Нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов
статьи 250 УК – Загрязнения вод
статьи 251 УК – Загрязнения атмосферы
статьи 254 УК – Порча Земли
статьи 255 УК – Нарушение правил охраны и использования недр
статьи 257 УК – Нарушение правил охраны рыбных запасов
статьи 259 УК – Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу (в Заонежье есть организмы, занесенные в Красную книгу)
статьи 260 УК – Незаконной порубки деревьев и кустарников
статьи 261 УК – Уничтожение или повреждение лесов
статьи 262 УК – Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
гл.7 Ко АП РСФСР «Административные нарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры»
Для повышения эффективности комплексных проверок, экспертиз (от которых будет зависеть формирование основ Программы развития Заонежья), предусмотренных в Рекомендациях Парламентских слушаний «О социально-экономическом положении Заонежья» привлечь к проведению экспертиз также следующие Федеральные и региональные министерства и ведомства, организации:
А) Министерство природных ресурсов РФ:
(как федеральный орган управления государственным фондом недр, использованием и охраной водного, лесного фондов, охраны окружающей природной среды, государственной экологической экспертизы, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охраны атмосферного воздуха, земель) – для проведения государственной экологической экспертизы, организации экологического мониторинга: животного мира, атмосферного воздуха, водных ресурсов (ежемесячно и сезонно), земель, радиационного мониторинга, а также для экспертизы геологических документов вышеуказанных предприятий.
Б) Министерство сельского хозяйства РФ:
Для проверки выполнения требований по обеспечению экологической безопасности при использовании технических средств.
В) Министерство здравоохранения и соцразвития РФ и РК:
1. Для проведения через Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации (входящую в систему министерства) проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении объектов промышленности (близость карьеров к населенным пунктам, местам водозабора и т.д.).
2. Для проверки наличия у вышеуказанных предприятий гигиенических сертификатов по условиям специального водопользования, нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты, а также наличия у них экологических, радиационно-гигиенических паспортов, лицензии на пользование недрами, сертификатов.
3. Для проверки у предприятий РК и РФ, занимающихся реализацией и рекламированием продукции из шунгита для лечебных целей (мази, очистители воды, пирамидки и т.д.), — наличие у них лицензии, сертификатов на эту продукцию.
4. Для разработки совместно с экспертной группой общественных организаций РК плана комплексного медицинского обследования всего населения Заонежья (около 6 тыс. чел.), организации социально-гигиенического мониторинга (гос. системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения Заонежья и воздействием факторов среды обитания).
Г) Министерство РФ по атомной энергии и его департамент по экологии и безопасности:
Провести экспертизу состояния уранового рудника в Средней Падме Заонежья (где ранее проводилась добыча урана) и организовать наблюдение и контроль за радиационной обстановкой в этой зоне.
Д) Федеральную службу РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет):
Для содействия в организации надлежащего мониторинга состояния окружающей среды и ее загрязнения в связи с добычей шунгита в Заонежье.
Е) Федеральную службу безопасности РФ:
Для анализа деятельности иностранных инвесторов вышеуказанных предприятий, добывающих шунгит в Заонежье с целью предотвращения получения ими фактического контроля над месторождениями шунгита и урана в Заонежье.
Ж) Федеральную службу геодезии и картографии РФ:
Для осуществления экологического картографирования и мониторинга окружающей среды в Заонежье.
З) Налоговую службу:
Для проведения всесторонних аудиторских проверок деятельности вышеуказанных предприятий (платежи за пользование недрами и т.д.).
ЭТАП 2
Цель:
Знакомство общественности Заонежья и РК с результатами комплексных проверок, экспертиз. Формирование Программы на основе поступивших предложений, и с учетом результатов экспертиз, проверок.
В общей концепции построения Программы развития Заонежья желательно учесть следующие принципы:
1. Комплексность Программы. Новая социально-экономическая концепция и модель инновационного развития территории, очень привлекательная для инвесторов.
На примере Заонежья должна быть создана новая эффективная модель инновационного развития региона республики Карелия, которую можно будет впоследствии использовать и для развития других регионов РК и РФ.
Повышение привлекательности этой новой концепции развития территории можно достичь сочетанием сверхразвитой технологической промышленной базы (на основе технопарка высоких технологий – (шунгитовых, сельскохозяйственных и т.д.) с уникальным культурным, ландшафтным потенциалом Заонежья, развитой инфраструктурой туристической отрасли. Эту концепцию следует разработать в течение года с помощью конкурсов проектов, конференций.
Программа должна запустить механизм обновления и реконструкции всех сторон жизни Заонежья, чтобы уже через 5 лет оно выглядело очень современно, например:
А) В жилищной сфере – необходимо разработать и внедрить новые современные виды жилья, адаптированные к уникальному ландшафту Заонежья, перспективе развития туристической отрасли (вместо старых деревянных жилых построек местного населения, напоминающих иногда бытовки, без удобств – современные коттеджи с приусадебным хозяйством, современные гостиницы), современные системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения.
Б) В здравоохранении – строительство современной больницы европейского образца, фельдшерско-акушерских пунктов. Строительство лечебно-оздоровительного учреждения в рамках технопарка.
В) В сельском хозяйстве – оснащение современными комбайнами, внедрение автоматизированных технологий переработки сельхозпродукции, нового вида ферм и т.д.
Г) В культурной сфере – реставрация всех памятников культуры (Кижи, Космозеро и т.д.), создание развитой инфраструктуры.
Д) В промышленности – создание технопарка в Толвуе, Петрозаводске и т.д. (сеть малых предприятий, разрабатывающих высокие технологии на основе шунгита, для экспорта, туристических фирм и т.д.).
Е) В области образования – использование передовых образовательных программ, в т.ч. заочного дистанционного высшего образования для создания условий, предотвращающих миграцию молодежи из Заонежья в города. Подготовка инженеров, экономистов, менеджеров, врачей, и т.д. для работы в технопарке.
2. Широкое использование конкурсов, публичных торгов, котировок и т.д. для отбора наиболее перспективных проектов и исключения монополизации и лоббирования.
3. Использование особых механизмов финансирования социально-экономического развития Заонежья за счет прибыли горнодобывающих предприятий.
Для надежного сохранения экологии Заонежья необходимо принять за основу следующую концепцию развития промышленности:
– В течение 2-3 лет обеспечить трансформацию экологически опасного производства по добыче шунгита в высокотехнологичный комплекс (технопарк) по добыче и переработке шунгитового сырья в высокотехнологичные, запатентованные во всем мире уникальные изделия (стоительные материалы, медицинские изделия и т.д.).
Для этого создать рядом с Толвуей технопарк под руководством КНЦ РАН, ПетрГУ. В перспективе он обеспечит занятость всего населения Заонежья.
– Объем добыча шунгита должен в течение 2-3 лет не нарастать, а уменьшаться до экологически безопасного уровня. Для предотвращения потери прибыли горнодобывающими предприятиями возможно их слияние с технопарком, переориентация их сотрудников на высокотехнологичное производство, ориентация на экспортную продукцию.
– В течение 2-3 лет за счет средств Программы развития Заонежья и отчислений от прибыли предприятий горнодобывающей промышленности создание туристической отрасли, а далее (ориентировочно к 2014 г.) всю территорию Заонежья перевести в категорию особо охраняемых природных территорий (нац.парка, природного парка, памятника природы, лечебно-оздоровительной местности и курорта, музея-заповедника, музеев-усадеб).
Возможные механизмы финансирования интенсивного соц.-экономического развития Заонежья:
А) Первый механизм должен обеспечить прямую зависимость объема финансирования социально-экономических программ развития Заонежья от величины прибыли шунгит-добывающих предприятий. Фактически сейчас, несмотря на то, что объем реализации продукции ООО НПК «Карбон-шунгит» достиг в 2007 г. более 130 млн. руб., он никак не отражается на развитии Заонежья, как и все предыдущие 15 лет добычи здесь шунгита.
В то же время не менее 100 млн. руб. согласно Паспорта программы «Шунгиты Карелии» уже должны были перечислить на развитие Заонежья. Очевидно, что для этого нет действенного механизма. В связи с этим для обеспечения быстрого социально-экономического развития Заонежья необходимо предусмотреть ежегодные отчисления от прибыли каждого из шунгит-добывающих предприятий в объеме 15-17%, поделив их по 50% между Толвуйским территориальным управлением и Медвежьегорским районом.
Необходимо также изучить возможности льготного налогообложения этих предприятий, чтобы сохранить их заинтересованность в бизнесе. Кроме этого необходимо взять под общественный контроль госконтракты этих предприятий с Министерством экономики РК. Важно, чтобы в контрактах было прописано условие отчислений от прибыли ежегодно.
Для повышения контроля за вышеуказанными горнодобывающими предприятиями можно выдавать лицензии на конкурсной основе на срок не более 2 лет (такая практика известна в др. отраслях). Важно также демонополизация добычи шунгита, чтобы была конкуренция в борьбе за недропользование.
До завершения гос. экологической экспертизы целесообразно, однако, приостановление деятельности этих предприятий. Важна также полная прозрачность бизнеса (ежегодные аудиторские заключения, бухг.балансы).
Б) Второй механизм – привлечение федерального финансирования из Целевых научных программ. Необходимо провести переговоры с Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и др. фондами об открытии Программы «Экологическая безопасность Заонежья, Кижей» на 2009-2014 гг.
3. Использование научного потенциала КНЦ РАН, ПетрГУ.
А) Выявить и объединить всех ученых КНЦ РАН, ПетрГУ, предприятий, занимающихся разработкой высокотехнологичной продукции из шунгита (лаборатория шунгитов КНЦ РАН, кафедра физики твердого тела ПетрГУ, инновационное подразделение ПетрГУ).
Создать сеть малых предприятий и на базе них – технопарк в Заонежье.
Разработать бизнес-планы проектов, способных обеспечить в перспективе экспорт изделий из шунгита за рубежом.
Б) Под руководством кафедры туризма ПетрГУ и с участием др. заинтересованных организаций начать разработку комплексного плана построения туристического бизнеса в Заонежье.
4. Информирование общественности о проблемах Заонежья и о ходе реализации программ социально-экономического развития Заонежья
А) Создать информбюро на базе КРОО «Земля Заонежская» для издания газеты «Земля Заонежская» с отражением в ней наиболее важных вопросов. Тираж –1 тысяча экз.
Б) Создание сайта с аналогичным содержанием.
В) Проведение ежегодные республиканских конференции по теме «Проблемы Заонежья». Осенью 2008 г. провести первую конференцию «Концепции развития Заонежья».
Г) Систематизировать всю информацию о Заонежье.
5. Осуществление общественного контроля за подготовкой и реализацией программ социально-экономического развития Заонежья.
Создать согласно рекомендациям Законодательного собрания РК общественную экспертную группу для мониторинга принимаемых решений по реализации сценариев социально-экономического развития Заонежья. Группа должна функционировать в качестве финансируемого программой ее структурного подразделения. Она должна включать экономистов, юристов, ученых, журналистов, и т.д.
Предложения к Программе социально-экономического развития Заонежья на 2009-2013 гг. и к подпрограмме «Устойчивое развитие Заонежья» Программы «Основные направления социально-экономического развития муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район на 2008-2011 гг.»