Общество

Жизнь прекрасна, не забывай!

Яна ШУЛЬЖЕНКО – выпускница исторического факультета ПетрГУ. После окончания вуза она зарегистрировалась на сайте www.hospitalityclub.org и стала путешествовать, навещая новых интернет-знакомых, автостопом и самолетами. По нашей просьбе Яна рассказала об одном из десятков своих путешествий.

Я привыкла к путешествиям. К перекати-полю и встречам-расставаниям. Уже три года живу в разных странах и с разными – прекрасными – людьми. Но каждый раз, когда уже куплены билеты, придуманы маршруты и расчерчены карты, все равно кажется, что это в первый раз.
Вот и сейчас нас ждет португальское солнце, виноградники Доуры, порт Лиссабона и холмы Коимбры. Мы учим новые слова: obrigada, bom dia. И, конечно, читаем книги, смотрим картинки. Google pictures вместо глаз. Но все это очень скоро заменят настоящие запахи, звуки, ощущения.
Самолет Ryanair несет нас в шесть утра из Марселя в Порто. Сквозь ресницы проглядывает первое солнце. Из аэропорта сразу на трассу А1 – автостоп как образ жизни. К сожалению, не на сей раз. Прождав 5 часов и помахав рукой бесчисленному множеству пролетающих мимо автомобилей, отправляемся на вокзал и, как самые настоящие туристы, покупаем билет на поезд. Первый и, наверное, единственный в Португалии англоговорящий кассир объясняет нам, что автостоп в стране запрещен в головах, а не на бумаге. Здесь люди консервативны, боятся любых особенностей и отличий. В этом мы скоро убедимся сами.
Из Порто направляемся сразу в Коимбру, рай студентов. Из 150-тысячного населения их здесь около 60 тысяч! Нас принимает бразильянка Таис, с которой мы познакомились на сайте hospitalityclub.org, тоже студентка. По ее словам, всю Коимбру можно разделить на учеников и стариков.
От Таис мы узнали, что быть студентом в Коимбре – работа. Во-первых, университет расположен на горе, автобусы доходят только до ее подножия. Надо быть настоящим фанатиком, чтобы несколько раз в день карабкаться по узким каменным мостовым. Во-вторых, здесь, как в самой настоящей Российской армии, существует дедовщина. Каждый год студенты второго курса после сдачи экзаменов облачаются в черные плащи и костюмы и устраивают невообразимые гулянья. В это время первокурсники должны следовать любым их указаниям. Мы видели студенческую группу, одна половина которой в течение часа стояла на коленях возле университета (легкий вариант), а вторая половина следила за верным исполнением ритуала.
В апреле студенты, дешевое пиво и теплый климат превращают город в одну большую террасу. Можно сказать, что вся жизнь здесь подчинена студенческим ритмам. Фестивали, театры, политические группы, кинотеатры – все носит префикс student. Даже в семейных ресторанчиках есть студенческое меню.
После Коимбры направляемся в Лиссабон. В Португалии предпочитают автобусы для передвижения между большими городами. Первое впечатление от столицы – метро. Так всегда: Париж, Нью-Йорк, Москва… Вам не миновать метро. Здесь оно в изразцах, еще одна португальская особенность. Азулежу – глиняную плитку с росписью – вы не пропустите. Она здесь повсюду вместо обоев, краски, бетона, причем каждый раз с новым орнаментом. Азулежу пришла в Португалию с арабами. Сначала плитки были цветные, яркие. Позже, в XIX веке, по голландскому рецепту, бело-голубые.
 
В Лиссабоне до сих пор можно найти мастерские азулежу, где профессия передается из поколения в поколение и где можно поучаствовать в раскраске плиток. Весь город выложен такими расписными квадратиками. Может, оттого он не выглядит на свой возраст? И покосившиеся от старости, жары и ветра дома по-прежнему похожи на пряничные домики, хоть и скрипят, как старики?
Направляемся распознавать Лиссабон. Попали на празднование 35-й годовщины революции. Португалия жила под диктатурой Салазара до 1974 года. Может, оттуда закрытость и страх перед иностранцами, медлительность, консерватизм? Кто-то сказал нам, что между первым свиданием и первым поцелуем обычно нужно выпить двадцать чашек кофе. Вот и революция здесь не более, чем символ. Только старые хиппи и коммунисты выходят на улицы с транспарантами и гвоздиками, которые символизируют новое время. Зато весь город, конечно, на ногах до пяти утра! Здесь нет границ для праздника, и кажется, что все друг друга знают и любят!
Город напоминает старую жену рыбака, в морщинах, добрую, любящую сплетни, гостеприимную и мудрую. Она нальет вам стаканчик жинжины – настойки на черешне, накормит супом и отправит восвояси: бродить по блошиным рынкам, сидеть на террасах, гулять вверх-вниз по семи холмам Лиссабона, забираться на развалины замков и смотреть сверху на город, полную неразбериху улиц и разноцветные дома, теряться в Алфаме, старом районе церквей и торговцев подержанными стульями, катить на трамвае до гавани Белем с маяком. Наша ночь закончится под рассвет на площадке около улицы Санта-Катарина, и Лиссабон снова и снова будет шептать нам на ухо: «Жизнь прекрасна, не забывай!»

«Лицей» № 6–7 2009