Волонтерские отряды создаются по всей Карелии: в Петрозаводске, Суоярви, Медвежьегорске… Конечно, волонтеры помогают обездоленным, собирая для них вещи и деньги, проводят концерты. Но, как и любой человек, волонтер может сказать: этим я заниматься не хочу, а вот это мне интересно. Хочу быть бесплатным адвокатом, пока учусь, хочу устроить бесплатный показ модной одежды, хочу повысить уровень английского, занимаясь бесплатными переводами…
Алина: — Считаю, что волонтеры — это только те, кто помогает несчастным! Остальных можно назвать активистами, но не волонтерами.
Анна: — Волонтерской деятельности в моей копилке нет. Правда, какие-то шаги я пыталась предпринять, работая месяц в детском саду.
Кристина: — Волонтерство — это огромная часть моей жизни. В течение четырех лет я была лидером-организатором волонтерского движения «Альтаир» в Медвежьегорском районе.
Работали по трем направлениям: пропаганда здорового образа жизни, работа с детьми из группы социального риска, социально значимая деятельность для города. Теперь учусь в Петрозаводске, пока еще не вступала в волонтерские объединения города: еще не совсем адаптировалась. Пишу книгу о здоровом питании, о спорте в жизни человека.
Надежда: — Волонтерство — это возможность узнать себя и жизнь, соприкоснуться с другими людьми и сообществами. Платой за труд и помощь являются новые навыки, позитивные эмоции, открытия, знакомства… Поэтому волонтерить необходимо. К примеру, своим волонтерством считаю фотосъемку разных мероприятий, проводимых центром AWARD, поскольку являюсь участником этой программы. Я расту как фотограф, а у организации есть постоянный волонтер в сфере информационного обеспечения.
Путь Дарьи Маковецкой и Александры Кошкаровой в волонтерство начался с работы в общественных организациях. Правда, говорят девушки, добровольцами они себя не считали, просто делали то дело, которое нравится. В прошлом году они создали Карельский центр развития добровольчества, недавно провели игру «Эксперимент добра». Более 13 общественных и муниципальных организаций объявили для 33 команд задания на выбор: составить макет музейной экспозиции, организовать брейн-ринг для детей, изготовить будку для бездомной собаки…
— Почему молодые не идут в общественные организации?
Дарья: — В Петрозаводске много организаций, о которых даже мы не знаем. Дело в отсутствии информации и в том, что не все общественные организации готовы работать с молодежью. Они не всегда понимают, как привлечь молодежь, чем заинтересовать.
Александра: — Не проводят анкетирование, которое выявит потребности, мотивировку. Молодежь не будет ничего делать просто так. Дело не в материальном вознаграждении! Мотивация может быть разной, например, новые знакомства, получение профессиональных навыков, общение со сверстниками… Даже уборку двора можно сделать интересной.
Дарья: — Молодые хотят четко понимать, зачем они идут в ту или иную общественную организацию: у меня есть такие-то возможности, и я должен делать то-то.
Александра: — Волонтерство – это не дешево для государства. Да, добровольцы работают бесплатно, но на развитие добровольчества необходимы средства, нужно вкладываться. Некоммерческие организации могут предоставить специалистов, но денег у них нет. Существует непонимание волонтерской деятельности не только со стороны общества, но и со стороны чиновников, государства. Государство требует от некоммерческих организаций, чтобы они делали бесплатно все. Предъявляет даже претензии: мол, занимаетесь волонтерством, а где же волонтеры, почему на улицах грязно?
— Есть ли какие-то исследования в области понимания волонтерства молодежью?
Дарья: — Мы таких исследований еще не проводили, наша организация возникла только в прошлом году. В России есть организации, которые существуют дольше, они проводили опросы, выявляли, сколько молодежи вовлечено в волонтерство, что интересно молодежи. По России данные такие: молодые идут в волонтерство, чтобы самореализоваться, найти новых знакомых, попробовать себя в новой деятельности. Часто идут, потому, что друг пошел, потому что у тебя была беда, и теперь ты хочешь помочь другим.
— Волонтерство – это самопожертвование или только помощь нуждающимся?
Дарья: — Это одна из граней волонтерства, его неполное определение. Что называется, держим слона за его хвост и пытаемся говорить, кто это.
Александра: — Многие думают, что результат деятельности волонтерства должен быть виден сразу. То есть убрали двор, и это видно. На самом деле волонтерство выявляет способности и таланты, которые могут проявиться позднее.
— В каком возрасте появляется потребность помогать?
Александра: — Дело, скорее, не в возрасте. Волонтером становятся, когда меняется система ценностей. У кого-то это может пройзойти в 15 лет, у кого-то в 25, а у кого-то в 40. Зависит это и от разнообразия волонтерских вакансий.
— В Интернете много пишут о том, что на Олимпиаду в Сочи волонтеров будут набирать во всех регионах России. Кто поедет из Карелии?
Дарья: — В Детско-юношеском центре я веду волонтерское направление. Сейчас у меня занимаются 60 школьников. Многие впервые слышат о волонтерстве, но когда говорим о Сочи-2014, кричат: «Я хочу!» Это государственная программа, она будет начата в 2012 году и направлена на подготовку молодежи для помощи в проведении Олимпиады. Мы слышали, что на Олимпиаду поедут 23 тысячи молодых людей, в том числе иностранцы. Знание английского обязательно. Мы пока не знаем, как и кто будет проводить подготовку. То же непонимание возникает и с введением паспорта волонтера, в котором записываются все его добрые дела. Будет ли он кому-то нужен?
Наверное, сложно сделать первый шаг. Дарья Маковецкая всегда оставляет номер своего мобильного для тех, кто хочет участвовать в одном из миллиона интереснейших волонтерских проектов: 8 — 906 – 206 – 12 – 12.
НАШ ОПРОС
Мы провели опрос среди молодых петрозаводчан в Vkontakte.