Общество

Ракель Майерс: Зайти за рамки музыки

 
{hsimage| На фестивале электронной музыки SWElectronica|||} Зубастый пиксельный медведь, вооруженный балалайкой и электронным оборудованием, — пожалуй, мимо такой афиши пройти сложно. А тем более сложно было бы обделить вниманием рекламируемый этим чудным медведем фестиваль электронной музыки SWElectronica.
 
Компания Tele2 выступила соорганизатором фестиваля SWElectronica второй год подряд. Это своеобразное культурное окно в современную Швецию. Как несложно догадаться, главные действующие лица в нем – шведские музыканты, сочиняющие музыку с использованием необычных гаджетов. В ход идут и компьютеры 20-летней давности (как в случае с Андерсом Карлссоном, использующим Commodore 64 в своем проекте GOTO80) и игровые приставки, подаренные еще в детстве (этим может похвастаться уже Вильям Рикман, музицирующий под псевдонимом RANDOM с помощью Nintendo Gameboy).
 
В такой компании даже медведь может похвастаться своей оригинальностью и незаурядностью: как-никак, по словам одного из организаторов концерта, он олицетворяет всех своих собратьев, ходящих по шведским улицам (именно эта смешная новость, найденная в просторах сети по запросу «Швеция» стала отправной точкой для создания афиши). Впрочем, приставка SWE не должна вводить вас в заблуждение, ведь одна из ключевых фигур прошедшего фестиваля: испанская художница и видео-жокей Raquel Meyers, на вооружении которой вовсе не кисточки и краски, а пиксели всего лишь шестнадцати разных цветов. Однако столь малый ассортимент не мешает ей создавать примечательные видео-инсталляции, еще более расширяющие границы электронной музыки. Именно творчеству и устремлениям «пиксель-королевы современности» и была посвящена наша с Ракель беседа.
 
Без всякого сомнения, цвет играет очень важную роль в аудиовизуальных представлениях. Имеют ли отдельные цвета и формы особое значение для вас, может быть, символизируют что-либо?
 
{hsimage|Мастер-класс видео-жокея Raquel Meyers||||}- Все зависит от музыки, на которую я должна опираться при создании своих шоу. Чаще всего я создаю художественное сопровождение своим друзьям-музыкантам, с чьим творчеством я знакома. Пытаюсь рассказать историю, передать те эмоции, которые пробуждает во мне их музыка. Моя главная цель – даже зайти дальше, за рамки музыки, представить собственное видение!  
 
Вы принимали участие в самых разнообразных фестивалях. Какой из них наиболее запомнился вам?
 
— Хмм.. Скорее всего, это был фестиваль «Blip» в Токио в прошлом году. Токийскую сцену представляют совершенно другие музыканты, они сильно отличаются от шведских. Для нас это были совсем неизвестные исполнители электронной музыки, что и оставило неизгладимое впечатление. Впрочем, мы уже шесть лет занимаемся посещением всяких фестивалей, и нам сложно не запомнить какие-либо стороны проводимых мероприятий. Да и наше сегодняшнее присутствие здесь, в Петрозаводске, тоже памятно!  
 
Вы сотрудничаете со многими музыкантами-электронщиками. Но ограничиваетесь ли вы только этим жанром?
 
— Однажды я работала вместе с одной командой из Мадрида. Ну очень-очень попсовой! Тем не менее, они попросили сделать совсем не попсовое видео. Оно о двух полицейских, курирующих улицы ночного Мадрида и вычисляющих нарушителей закона. Та же задумка заложена и в самой песне (посмотреть клип можно по ссылке: http://www.raquelmeyers.com/?p=28, — прим.авт.).  
 
— Ваш арт появляется в самых разнообразных формах: от обложек музыкальных альбомов до футболок. Что будет следующим?
 
— В настоящее время я загорелась идеей создать книжку для маленьких детей, используя привычные для меня технологии. Пока эта задумка в процессе разработки, поэтому я не могу сказать ничего конкретного. У меня столько идей, ведь я всегда стараюсь быть открытой новому!  
 
Вы нередко проводите различные лекции и мастер-классы, на которых делитесь некоторыми секретами вашей работы. Что вы можете посоветовать любому желающему заняться low-fi графикой (графикой низкого разрешения. – прим.авт.)?
 
— В прошлом декабре я провела одну из лекций в Санкт-Петербурге, где продемонстрировала (как я обычно и делаю) сам процесс создания такой графики. Но главное, что нужно понять: каждый должен сам выбирать пути подражания «винтажной» графике, программное обеспечение и тому подобное. Очень важно наличие свободного выбора, способность самостоятельно решать, как будет удобно творить! И, конечно, важно получать наслаждение от самого процесса. Пиксель – это всего лишь маленький квадратик, и чтобы создавать из таких квадратиков картины, нужно на полную катушку использовать свое воображение!  
 
… Что с успехом и делают все участники состоявшегося как в Петрозаводске, так и в других городах фестиваля. Они творят новое, несмотря на все преграды, создаваемые их любимым электронным оборудованием, и не собираются останавливаться. Ведь для них наличие ограничений — главное условие и залог творчества без границ. 
 
  Фото  Марины Птица