12 апреля 1961 года всю планету потрясло известие о первом полете человека в космос.
На следующий день Привокзальная площадь в Петрозаводске была названа именем Юрия Гагарина.
Первый и главный
Когда в октябре 1957 года знакомый голос диктора Московского радио Юрия Левитана сообщил, что «с советского космодрома в 22 часа 28 минут по московскому времени стартовал первый искусственный спутник Земли», весь мир поднял глаза к небу …
В детской памяти осталась такая картина: поздно вечером во двор нашего двора дома на Первомайском проспекте высыпали из квартир и стар, и млад. Все радостно галдели и смотрели в темное небо. Мальчишки забрались на крыши гаражей, на заборы, в надежде увидеть НАШ спутник среди звезд.
Не прошло и четырех лет, как торжественный голос Левитана передал сообщение ТАСС о том, что 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» … с человеком на борту. И этот человек — «гражданин СССР», летчик, майор Юрий Алексеевич Гагарин. Известие потрясло мир.
…Давно не брала в руки небольшую книжку. Она о Сергее Павловиче Королеве, во многом благодаря которому стали возможны и эти первые, и последующие наши космические триумфы. Книга была переиздана в 1976 году к 70-летию Сергея Королева — крупнейшего конструктора ракетно-космических систем. К юбилею, до которого он не дожил. Королев умер 16 января 1966 года. Книга «Конструктор космических кораблей» журналиста Александра Романова создавалась по свежим следам тех грандиозных событий и при участии самого Королева.
Автор встречался со своим героем много раз. Собрал поистине «космический» материал. Мы же коснемся страниц о первых космонавтах, в отборе которых для полетов решающее слово было за академиком Королевым.
В 1960 году Королев немало времени проводил с группой будущих космонавтов в конструкторском бюро, возле корабля «Восток», который тогда еще именовался «изделием». Все они были очень симпатичны Главному. Но Юрий Гагарин понравился ему особенно. И скоро уже всем в группе стало понятно, кто станет Первым.
Но прежде, 25 марта 1961 года, на орбиту Земли выпустили пятый спутник с собакой Звездочкой в кабине. Летала Звездочка один час сорок пять минут. Техника работала безотказно. До полета Юрия Гагарина оставалось восемнадцать дней.
Автор книги приводит разговор главного конструктора с первым космонавтом перед полетом:
«- …Вам, Юра, предстоит испытать и перегрузки, и невесомость, и, возможно, что-то еще нам неизвестное. Вы знаете. Об этом мы много раз говорили, и, тем не менее, я хочу еще раз напомнить, что есть, конечно, большой риск. И это для вас тоже не новость. Все может быть, Юра. Но помни одно — все силы нашего разума будут отданы немедленно тебе.
Все будет хорошо! Я абсолютно уверен в успехе!
— И я тоже, Сергей Павлович!»
108 минут на пятёрку
Когда «Восток», облетая Землю, ушел из зоны прямой радиовидимости, связь с Юрием Гагариным поддерживалась при помощи телеграфа. Было условлено, что космонавт будет предельно краток, передавая только главное. Например, «пять» — все хорошо и нормально. Соответственно, цифры «три», «два», «один» имели свое значение.
Сначала все шло как нельзя лучше. На телеграфной ленте — радующая всех пятерка … И вдруг аппарат стал уверенно выбивать тройку. Всех, кто находился на узле связи — Королева, членов Государственной комиссии — словно обдало холодной водой. И в тот момент, когда Главный принял решение, раздался радостный голос оператора: «Все в порядке! Пошла пятерка»!
Через несколько минут выяснилось, что в линии передачи, на одном из пунктов связи произошел сбой. Аппарат сам стал выбивать проклятую тройку.
«- Вот такие секунды намного укорачивают жизнь конструкторов, — резюмировал Королев и тихо, но твердо отчеканил: «С узлом связи разобраться. И доложить … Виновников ко мне …» — из книги А. Романова.
Полет Юрия Гагарина начался в 9 часов 7 минут и в 10 часов 55 минут по московскому времени завершился. Первый космонавт провел на орбите 108 минут. «Восток» благополучно совершил посадку в районе деревни Смеловка Саратовской области.
В те дни вся планета жила под впечатлением гагаринского полета. Волны славы и восторгов подхватили героя и долго не отпускали на родной Земле.
За «Востоком» — «Восход»
А Королев продолжал свои стоические бдения в конструкторском бюро, готовя к запуску «Восток-2». Космонавтом номер два должен был стать Герман Титов. Перед ним поставили более сложную задачу.
6 августа 1961 года «Восток-2» взмыл на околоземную орбиту и провел на ней 25 часов 11 минут, облетев Землю 17 раз. Космонавт сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости и даже сумел поспать. Герман Титов был самым молодым из космонавтов: на момент полета ему не исполнилось еще и 26 лет.
В августе 1963-го были запущены поочередно два корабля: «Восток-3» с Андрияном Николаевым и «Восток-4» с Павлом Поповичем. Это был первый групповой космический полет двух пилотируемых кораблей, который продолжался трое суток 22 часа 22 минуты.
Многосуточными полетами Валерия Быковского и Валентины Терешковой закончился первый этап освоения космоса. На смену кораблям «Восток» пришел «Восход».
Главный конструктор снова и снова отправлял свои корабли в космос. А мир рукоплескал космонавтам. Ведь они рисковали жизнью. И Королев это прекрасно понимал. А жалел только об одном: о том, что не может увидеть Землю из космоса, как дорогие ему «ребята»: Юра, Гера, Андрей, Паша…
Площадь без героя
На второй же день после полета Юрия Гагарина, 13 апреля 1961 года, Привокзальная площадь в Петрозаводске была названа именем первого космонавта Земли. С нее, как известно, открывается вид на главный городской проспект, спускающийся к Онежскому озеру. С неё начинается знакомство с Петрозаводском гостей города, прибывших к нам поездами.
В центре площади скверик, где время от времени устанавливают что-то скульптурное, временное. Вот и позапрошлой зимой, к 50-летию первого полета в космос, площадь Гагарина украшала ледовая скульптура, изображающая запуск ракеты, выбросившей в космос корабль «Восток-1». Честь и хвала авторам этого произведения. К сожалению, недолговечного.
Неужели так и не появится на площади Гагарина хотя бы скромный бюст первого космонавта, не изо льда, а из гранита или мрамора? А то как-то странно, даже нелепо получается: площадь имени героя …без героя
После полета второго космонавта планеты Германа Титова в его честь названа одна из небольших центральных улиц нашего города, спускающаяся к набережной Онежского озера. На ней среди других почтенных зданий стоит и Дом печати, в котором более сорока лет находились все редакции ведущих республиканских газет.
Карельский след
Ни Юрий Гагарин, ни Герман Титов не бывали в Петрозаводске. Во всяком случае, свидетелей этого мне найти не удалось. Зато в биографии третьего из первых космических героев — Андрияна Григорьевича Николаева карельский след имеется.
Николаев, который в космической табели о рангах числится космонавтом номер три после Гагарина и Титова, с 1947 по 1950 год работал мастером леса в Деревянкском леспромхозе Карелии, откуда и был призван в ряды Советской Армии.
Космонавт номер три приезжал в Петрозаводск на 60-летие республики в 1980 году. Именно тогда ему было присвоено звание Почетного гражданина города Петрозаводска. Свидетельство об этом и красочную ленту через плечо вручал космонавту мэр города тех лет Павел Васильевич Сепсяков.
Тогда же был сделан интересный снимок: космонавт в полной парадной форме сидит за рычагами лесного трактора «Онежец», которые выпускал наш Онежский тракторный завод. По воспоминаниям Павла Сепсякова, Андриян Николаев приезжал и на празднование 300-летия города в 2003 году.
Во второй половине пятидесятых годов проходил воинскую службу в Кемском районе и под Петрозаводском, в Бесовце, летчик-истребитель авиационного полка Павел Попович, космонавт номер четыре
Список отметившихся в Карелии героев космоса можно продолжить. В прошлом году наш земляк Дмитрий Кондратьев стал командиром Международной космической станции, командиром пилотируемого корабля «Союз ТМА-20». А это значит, что и аллее Космонавтов должно бы найтись место в одном из парков или на одной из улиц карельской столицы.
«Прошу это всегда помнить»
Но вернемся к воспоминаниям журналиста Александра Романова о встречах с Главным конструктором космических кораблей: «Как сейчас я слышу неторопливый, такой знакомый голос Сергея Павловича Королева: «Не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовке космонавтов, — это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, инженеров, людей подлинного таланта … Прошу это всегда помнить».
Конечно, Главный конструктор, в первую очередь, имел в виду и своего друга, академика Мстислава Всеволодовича Келдыша — человека мощного ума, редкой интуиции, новаторского чутья, исключительной честности. Ни один новый проект в космонавтике и ракетной технике не получал зелёного света без соответствующего заключения экспертных комиссий, которыми руководил Мстислав Келдыш. За ним со времени полета Юрия Гагарина закрепилось неофициальное звание главного теоретика советской космонавтики. Келдыш прокладывал (точно рассчитывал) космонавтам маршруты, Королев создавал корабли. Без них, без их гения, преданности делу невозможен был и первый, и последующие полеты в космос; без их самоотверженности не явился бы миру и наш Юрий Гагарин, за 108 космических минут ставший любимцем всей планеты.