«…на болоте для престарелых стиральных машин началось разделение труда. Когда машине надо было постирать лягушек, она начинала квакать. Когда постиранных лягушек надо было отправлять на развешивание для просушки, она начинала гавкать. А болотные туристы делали селфи!»
Карельские писатели подумали, что можно много говорить о вреде пагубных привычек у детей, а что взамен? И они объединили свои усилия для значимого дела – развития литературного творчества детей. При поддержке Министерства культуры Карелии Карельское представительство Союза российских писателей пишет программу, в которую включаются члены всех писательских союзов республики.
Каждый детский писатель со своими читателями работает по-своему. Привожу пример моей работы в арт-пространстве «Кимберлитовая трубка».
Вот как вы считаете, сколько сюжетов можно придумать на тему «бинома»(сочетания слов): ЛЯГУШКА – СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА ?
У нас всего трое деток. При таком количестве игра в «бином фантазии» нереальна. Предлагаю маме семилетнего Олави Алатало поиграть с нами. Мама Олави – актриса Национального театра Наталья. Мама Сони Стеблецовой снимает игру на видео. Первый «бином» был неудачным: «ЗЕРКАЛО – КОТ». В обычной жизни Кот и Зеркало вполне сочетаются с домашней обстановкой. Немножко сценически размялись и нашли тот самый, удачный для развития фантазии «бином»: Лягушка – Стиральная машина». В момент розыгрыша чудесные находки возникают мгновенно. Их даже не запомнить.
В общем, сюжет складывался таким образом. Хозяин выбросил состарившуюся стиральную машину в болото. Выброшенной машиной очень заинтересовалась лягушка. Они познакомились, разговорились. Нашли главное, общее: ЛЮБОВЬ К ВОДЕ.
На болото выкинули ещё и учебник грамматики. Дамой по имени Грамматика стала Соня Стеблецова. Роль лягушки исполняла девятилетняя Маша Сазонова. Олави Алатало был стиральной машинкой. Когда все сценки экспромт-театра были разыграны и стало неизвестно, чем завершить сюжет спектакля, мама Сони Стеблецовой предложила создать на болоте приют для престарелых стиральных машин. А мама Олави Наталья, плюшевая собачка, предложила свой бизнес-план: селфи в приюте престарелых стиральных машин на болоте.
А теперь вторая часть занятий. Надо нарисовать свои ассоциации от игры. Трое детей и две мамы рисуют одну и ту же тему. И вот уже, глядя на рисунки, можно развить самые разные сюжеты. Пространство Маши Сазоной – что-то воздушное, сказочно-мечтательное.
Иллюстрация Сони Стеблецовой – бархатная зелень. И внутри этой зелени – всё, а во главе дама Грамматика.
Пространство Олави – мультяшное шествие. У мамы Олави – солнечное пространство. Лягушка – прям-таки принцесса красок. Стиральная машина в платочке. Собачка в ванночке…
Пространство мамы Сони Стеблецовой, Анны, делится на три сюжета: плюшевая собачка верхом на стиральной машине, на уголке машины – шляпка (это центральный сюжет). Лягушка в красочном кресле вытягивает шею в сторону машины и собачки. Третий сюжет – пейзаж: изумительная пластика болотного дерева. Тоесть сразу три иллюстрации к сказке.
И вот к концу занятия – пять картин. Тема одна, общая. А состояние души в каждой картине – это совокупность несхожих ассоциаций. По каждой картине можно написать пять совершенно разных воздушных сказок. Хотя, заметьте, с одними и теми же героями!
Глядя на картину Олави, сказку можно начать так:
«У стиральной машины на болоте вдруг опухли ноги. Как-то не просто опухли, а прямоугольно.
– Ну и как я с такими ногами бельё развешивать буду? – расстроилась Машина.
– Да ладно, – попыталась утешить её Лягуха, – у всех какие-то неприятности случаются. У меня вот шортики разорвались. И ничего. Порванные шортики совсем не мешают мне квакать!
– А тебе необязательно бегать бельё развешивать! – сказала Стиральной машине Плюшевая собачка. – Ты, главное, стирай чисто, а я буду бегать развешивать, пока у меня лапы не оквадратились…
Так на болоте для престарелых стиральных машин началось разделение труда. Когда машине надо было постирать лягушек, она начинала квакать. Когда постиранных лягушек надо было отправлять на развешивание для просушки, она начинала гавкать. А болотные туристы делали селфи!»
… Это только мой подход и принцип работы. А ещё у нас есть замечательный детский поэт Елена Харламова. Есть живой классик Игорь Востряков. Владимир Софиенко много всего интересного из жизни рассказывает на своих встречах со школьниками. И ещё есть интересные поэты и прозаики. И вот карельские писатели решили объединить свои усилия для значимого дела – развития литературного творчества детей.
Программа пишется, писатели работают. И хочется надеяться, что благие намерения найдут отклик не только в сердцах детей, учителей, родителей, но и у грантодателей, радеющих за новую Россию. Новую в плане умного, талантливого растущего поколения.
Об авторе. Вера Линькова — член Российского Союза писателей с 1994 года.