Исторический очерк Владимира Голяховского, посвященный 500-летию Реформации
Мартин Лютер и протестантское движение в католической религии
(глава из книги «Интеллектуалы эпохи Ренессанса»)
Исполнилось 500 лет началу протестантского движения в католической христианской церкви. Это движение привело к обновлениям религии и вызвало революционные изменения по всей Западной Европе.
Люди в средневековой Западной Европе были глубоко религиозны. Уже тысячу лет они жили по постулатам католической церкви. Основная церковная догма признавала почитание бога и всего божественного центром всех помыслов и направлением всех искусств, а человека воспринимала только как отражение образа божьего. В эпоху Ренессанса возникла новая моральная философия — гуманизм, который стал движущей силой эпохи Ренессанса.
В период развитого Ренессанса, к концу 1400-х годов, в среде интеллектуалов Западной Европы появился негативный настрой против неправильной политики католической церкви, которая руководила духовной жизнью миллионов верующих и вмешивалась в политику государств. Зародилось движение, которое назвали Реформацией церкви. Оно было основано немецким священником Мартином Лютером.
Лютер первым решительно и открыто высказал протест против догм церкви и предложил изменения. Реформизм разросся в массовое движение и привёл к оживление общественной жизни Европы. Пошатнулись традиции сурового феодализма, было отменено крепостное право.
После Лютера во многих странах Европы начались революции, которые привели к социальным изменениям.
Мартин Лютер (1483 — 1546) родился в 1483 году, в городе Айслебен (Немецкая Саксония). Его растили в строгих правилах католической христианской веры. Отец был шахтёром, скопил небольшое состояние и стал владельцем медных рудников и плавилен. Он заботился о будущем сына, откладывал деньги на его образование и хотел, чтобы он стал юристом. В 14 лет Мартин стал учеником в францисканской школе Марбурга. В 18 лет поступил в университет в Эрфурте, на факультет liberal arts (от латинских слов «свобода» и «искусство») — для прохождения курса «семи свободных искусств». Бюргерские семьи стремились дать своим сыновьям юридическое образование. Но этому должен был предшествовать традиционный курс занятий по философии.
Эрфурт был городом средней величины, с 20 тысячами жителей, его университет тяготел к соседнему знаменитому немецкому университету в Геттингенге и считался весьма престижным. Здесь Мартин впервые познакомился с учением итальянских и немецких гуманистов. Гуманизм, возникший в эпоху Ренессанса, признавал индивидуализм человека как основу прогресса. Он утверждал право людей на самоопределение и волеизъявление, новое понимание места человека в искусстве и науке. Для Мартина, выросшего в глубокой вере, идея гуманизма стала откровением. Она противоречила основной церковной догме, которая признавала почитание бога и всего божественного центром всех помыслов и направлением всех искусств, а человека только как отражение образа божьего.
В 1505 году, в возрасте 22 лет, Мартин завершил общее образование, получил степень бакалавра (магистра свободных искусств) и был готов к началу работы юристом. Неожиданно в его жизни произошёл крутой поворот. По его собственным воспоминаниям, 2 июля 1505 года он был один в пути, недалеко от Эрфурта, когда неожиданно разразилась страшная гроза, над его головой взрывались молнии и гремел гром. Мартин был так напуган, что взмолился: «Помоги мне, Святая Анна, я стану монахом!» Святая Анна (мать девы Марии) была покровительницей шахтёров в их округе.
Гроза прекратилась, Мартин остался цел. Как глубоко верующий человек он не мог обмануть святую, которая его спасла. Через две недели, вопреки воле отца, он поступил монахом в Августинский монастырь в Эрфурте. Но отец долгие годы не мог простить его за отказ от профессии юриста и не разговаривал с ним.
* * *
Через два года Мартин был посвящён в священники и оставлен при монастыре для изучения теологии. Позднее он писал, что монашеская жизнь была очень сложной, он вёл её со страстностью, но страдал от своей духовной неспособности следовать всем канонам. Тем не менее он был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания.
В сравнении с малограмотной монашеской братией Мартин обладал знаниями учёного, хорошо знал саркастические высказывания о священнослужителях из книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Но в то же время он был вынужден жить согласно глубоким установленным традициям церкви. Поскольку он выделялся своим образованием, уже через год, в 1508 году, его пригласили для чтения лекций по моральной философии в недавно организованный университет маленького города Виттенберг, на берегу реки Эльба, где было всего две тысячи жителей.
В этот город перевёл свою резиденцию влиятельный курфюрст Саксонии Фредерик III, прозванный Мудрым (1463 — 1525). Здесь он организовал университет. Фредерик был глубоко религиозен и широко известен тем, что собирал в своей Дворцовой церкви мощи святых. Поэтому туда шли паломники со всей Германии. Университет давал Лютеру возможность преподавать, а паломники создавали широкую аудиторию для богослужений.
* * *
В конце 1510 года Лютер был послан в Рим как молодой богослов. За 40 дней он проделал зимний путь в 800 километров, в основном пешком, через Альпийские горы. Когда он увидел, наконец, вечный город, упал на колени и воскликнул: «Здравствуй, Рим!».
Но вскоре Рим начал разочаровывать его. Город того времени всё ещё оставался средневековым — полуразрушенным и неблагоустроенным. Папой римским был Юлий II, он вёл беспрестанные войны с другими городами Италии. Когда Папа бывал в Риме, занимался украшением Ватикана и своих покоев, на него работали Микеланджело и Рафаэль. Римские кардиналы имели роскошные дворцы, построенные по проектам лучших архитекторов. Лютер мог видеть работу Рафаэля — роскошные росписи высоких арочных стен жилых покоев Папы Юлия. Его неприятно поражало богатство дворцов кардиналов и роскошь Ватикана. Ему не нравилось это несоответствие стиля жизни высшего духовенства с постулатами христианства.
Старый тысячелетний храм св. Петра был снесён, на его месте строился новый. Лютер ходил по другим церквям Рима, присутствовал на молебнах. Священники читали их по текстам Библии, призывая людей любить Бога. Но изысканная роскошь и развращённость жизни глав церкви противоречили благочестивой любви к Богу. Мартин считал, что политические и светские дела — отступление от истинного христианства, это недопустимо для священников.
Когда Лютер вернулся в Виттенберг, он получил степень доктора теологии и занял должность профессора философии в местном университете, а затем перешёл на кафедру богословия. Одновременно он читал проповеди в дворцовой и городской церквях. Его проповеди пользовались большим успехом у горожан и паломников, он становился видной духовной фигурой.
* * *
С 1515 года, с избранием нового Папы Льва Х из рода Медичи, римская церковь стала всё шире вводить в продажу индульгенции для отпущения грехов. Это принимало массовый характер, Лютер осуждал эту практику в проповедях. 18 октября 1517 года в Виттенберге получили из Рима булу Папы об отпущении грехов и продаже индульгенций для «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Индульгенции были на красивых пергаментных листах с портретом нового Папы римского Льва Х.
Влиятельный монах-доминиканец Иоганн Тетцель беззастенчиво торговал ими, что возмутило Лютера. Как поборник чистой веры, он написал так называемые «95 тезисов», направленных на очищение веры от искажений папской властью.
31 октября 1517 года, всего через две недели, Лютер огласил их. По распространённой версии, он повесил написанные им тезисы у входа в Дворцовую церковь. Но было бы слишком наивно для него ограничиться только этим. Прихожан, умеющих читать, в Виттенберге было мало. К тому же тезисы были написаны на латинском языке, который знали только просвещённые люди. Поэтому тезисы были переписаны и переведены на немецкий язык его друзьями, несколько экземпляров разослано по городам.
Тезисы начинались так: «Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного профессора в этом городе… Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
Каждый из 95 тезисов — это короткий постулат религиозной мысли, выраженный в одной фразе. В них содержалось разъяснение греха и объяснение ограничения власти Папы римского. Лютер прямо написал: «Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается».
* * *
95 тезисов Лютера стали первым критическим документом, направленным против ошибочных установок глав католической церкви, и первым после написанных за 200 лет до этого трудов Джона Уиклифа и Яна Гуса. Смысл тезисов был намного глубже осуждения продажи индульгенций. Это были глубоко продуманные и чётко сформулированные религиозные мысли Лютера, которые он вынашивал уже несколько лет. В основе лежало представление об индивидуальной свободе. Лютер выступил в них как защитник свободы личности и прав обычных людей. Рассуждения о праведности жизни и о грехах были квинтэссенцией гуманизма, облачённые в постулаты религии в противовес средневековым догмам. Это был прямой вызов верхушке церкви.
Лютер послал один экземпляр тезисов в Майнц влиятельному архиепископу Альберту, не предполагая, что этим вызовет злобную реакцию. Альбрехт переслал их в Рим, рекомендуя, чтобы курия Папы римского «сокрушила безрассудного монаха из Виттенберга». Рим не ожидал, что протест такой глубины может исходить от никому не известного священника в маленьком германском городе.
Распространение тезисов Лютера вызвало волну солидарности в интеллектуальных кругах Германии, Лютера поддержал саксонский курфюст Фридрих Мудрый и ещё несколько курфюрстов других городов. Лютера вызвали в Рим ко двору Папы, но его сторонники отсоветовали ехать, мотивируя это опасностью для него. Из Рима на него посыпались угрозы, начались нападки. Он писал: «Я втянут в середину бури«.
Поддержка идеям Лютера шла от просвещённой интеллигенции. Но он считал, что для понимания его идей массами одних тезисов было недостаточно. Поэтому через полгода, весной 1518 года, он написал памфлет на немецком языке «Проповедь об индульгенции и благочестии» и затем написал три книги-манифеста об истиной вере. В них он изложил свою программу:
Сбросить с Германии папское иго.
Отменить священство, монашество и церковное землевладение.
Свести церковные таинства к двум упомянутым в Евангелиях: крещение и причастие.
Отменить культ святых как идолопоклонство: бог не нуждается в посредниках.
Покончить со светской властью церкви и злоупотреблениями вроде индульгенций.
Это были призывы к настоящей революции в католической церкви. Недовольство церковью существовало среди интеллектуалов уже давно. Теперь некоторые из них присоединились к Лютеру, распространяли и пропагандировали его труды. В 1520 году Лютер опубликовал ещё три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В них он излагал своё учение о спасении души через веру и достоинство личности, и указывал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви.
Эти книги были опубликованы 22 раза в пяти городах Германии, переведены на языки Дании, Голландии и Чехии и изданы. Между 1518-м и 1520 годами ходило по рукам уже около 300 тысяч экземпляров печатных трудов Лютера. С этого началось настоящее распространение его учения в массах, и сам он стал широко известен — так Человек стал Движением.
* * *
Филлип Меланктон (1497 — 1560), германский реформатор церкви вместе с Лютером, профессор Виттенбергского университета, считается первым теологом протестантской ветви христианства, интеллектуальным лидером лютеранской реформации.
Меланктон учился философии, реторике, астрологии и изучал греческий язык в университете Гайдельберга, а затем изучал юриспруденцию, математику и медицину в университете Тюбингена. К тому времени он уже написал и издал учебник греческого языка. Под влиянием работ Эразма Роттердамского, Меланктон начал понимать, что истинное христианство отличается от схоластической защиты догм, которые со Средних веков преподавались в университетах. Ему был 21 год, он стал преподавать теологию по-своему, это не понравилось другим профессорам. Лютер пригласил его в университет Виттенберга преподавать греческий язык.
Под влиянием Лютера, Меланктон глубоко изучил Библию и Евангелие, письма св. Павла, и стал горячим сторонником реформ Лютера. Они подружились и одно время жили вместе. В 1519 году он участвовал в теологическом диспуте «Лейпцигские дебаты» между Иоганном Майером Экком, германским схоластическим теологом, и Лютером. Меланктон защищал позицию Лютера.
Гонения церкви на Мартина Лютера
Самым ярым интеллектуальным противником Лютера был Иоганн Майер Экк (1486 — 1543). Как и Лютер, он происходил из крестьян, и в молодости они дружили. Экк учился в университетах Тюбингена, Гейдельберга и Кёльна. Он считался одним из самых образованных богословов своего времени. Его сделали проканцлером Ингольштадтского университета, каноником и инквизитором Франконского и Баварского инквизиционного церковного округа. Обладая замечательной памятью, Экк славился своей начитанностью в каноническом праве, был мастером говорить по-латыни, ловким диспутантом, умел сбить своего противника. В восьми университетах Экк одержал блестящие победы на учёных диспутах.
Когда вышли тезисы Лютера, Экк в письме к епископу Эйхштетскому писал, что его взгляды проникнуты еретическим ядом. Письмо это было напечатано под названием «Обелиски». В ответ на него Лютер написал резкий памфлет «Астериски». В 1519 году Экк вызвал соратника Лютера Карлштадта на религиозный диспут в Лейпциге. Тезисы были направлены против Лютера, и Лютеру пришлось самому приехать на диспут.
Лейципский диспут продолжался 11 дней и стал одним из важных событий движения реформации, на него приходили священники, интеллигенты, простые горожане. Лютер и Экк спорили об оправдании папской власти. Лютер доказывал, что главою церкви должно и можно считать только самого Иисуса Христа. Экк опровергал это и заявил, что Лютер уподобляется еретику Яну Гусу. Лютер выразил мнение, что причиной сожжения Гуса на костре было отрицание божественного происхождения папской власти. Тогда Экк воскликнул: «Почтенный отец, если по вашему мнению законно собранный собор, осудивший Гуса, может погрешать, вы для меня язычник и мытарь».
* * *
После диспута обозлённый Экк отправился в Рим, помог папской курии написать булу об отречении Лютера от церкви и добивался, чтобы Папа Лев Х подписал её. Папа в это время развлекался охотой на кабана. Кабан убежал, Папа был зол, обозвал Лютера «кабаном» и булу подписал. Экк сам привёз эту булу в Виттенберг, она начиналась словами: «Exurge Domine — Восстань, Господь«.
Лютеру давалось 60 дней, чтобы отречься от ереси. В буле утверждалось, что Папа римский является наместником Христа на земле. Это вызвало гнев курфюрста Фридриха Мудрого, он отказался публиковать булу. Лютер считал, что он сам имеет право отлучить Папу от церкви как антихриста. По преданию Лютер вместе со студентами сжёг эту булу во дворе университета. Но в Риме, на площади Навоны, 3 января 1521 года была устроена принародная казнь изображения Лютера — его сожгли на костре.
* * *
За короткое время (1517 — 1520) реформистское движение в Германии привлекло на свою сторону множество людей и распространилось на другие страны Европы. Многие люди отказывались ходить в католические церкви. Папа римский и его верхушка вызывали Лютера в Рим якобы для дискуссии, но друзья отговорили его, опасаясь суда, чтобы покончить с ним.
В это время королём Германии стал Карл I испанский, из рода австрийских Габсбургов. Он объявил себя императором Священной Римской Империи Карлом V. Карл вёл войну с Францией, и в его интересах было прекратить религиозные волнения в германских городах, покончить с революционным движением. Курфюрст Фридрих считался главой курфюрстов Германии. Спасая Лютера, он настоял, чтобы Карл принял закон, не разрешающий другим государствам судить граждан Германии. Тогда Карл приказал для суда над Лютером созвать сейм в рейхстаге Вормса и выдал ему охранную грамоту на 21 день.
Пока Лютер ехал на суд в Вормс, его приветствовали по дороге толпы сторонников.
17 апреля 1521 года в епископском дворце на троне восседал 21-летний император Карл V, его окружали князья, прелаты церкви, дворяне, бюргеры и юристы. Перед троном, посреди зала, стоял 37-летний Лютер в чёрной монашеской одежде. На столе лежали его напечатанные труды. Ему было задано два вопроса:
— Признаёте ли вы, что это ваши книги?
— Готовы ли вы отречься от того, что в них написано?
На первый вопрос он ответил утвердительно: «Да, это мои труды».
Для ответа на второй вопрос, он попросил ещё один день, чтобы продумать его: «Это касается Бога и Его Слова. Это может повлиять на спасение душ… Прошу вас, дайте мне еще время».
На второй день он сказал: «До тех пор, пока мне не объяснят и не докажут мою неправоту на основании Священного Писания или же используя понятные, внятные и ясные аргументы… я не отрекусь от написанного мною, поскольку глупо и небезопасно действовать против своей совести. Я стою перед вами. И ничего более я сделать не могу. Да поможет мне Господь! Аминь».
Лютера осудили, но дали ему выехать под охранной грамотой. Однако каждый день его могли арестовать на обратном пути, ему грозила смерть как еретику. Чтобы избежать этого, Фридрих Саксонский приказал имитировать тайный арест Лютера. В пути его повозку окружили, и его отвезли в один из замков Фридриха в Вартбурге. Никто не знал, куда делся Лютер. Там его тайно держали десять месяцев в комнате за раздвижной лестницей. Для конспирации он отрастил волосы и бороду (священники должны быть бритыми), сменил монашескую рясу на рыцарский наряд и назывался рыцарем Георгом.
Через месяц был издан «Вормский эдикт», провозгласивший Лютера еретиком — самое серьёзное обвинение, приводившее к сожжению на костре. Учение и труды Лютера были запрещены и публично сожжены, жителям империи не разрешалось оказывать ему какую-либо помощь, за это их могли признать еретиками. В ответ Лютер саркастически назвал еретиками священников Рима.
* * *
Вынужденная тайная изоляция в Вартбурге не нравилась Лютеру, но он продолжал работать, углубляя своё учение, написал 50 писем. Но более всего он был занят переводом текста Нового завета, Евангелия, на немецкий язык. До этого был немецкий перевод с примитивного латинского. Лютер сделал перевод Евангелия на разговорный немецкий язык с греческого перевода Эразма Роттердамского. Художник Лукас Кранах Старший сделал 21 гравюру-иллюстрацию по тексту. За два года в продаже разошлось 66 изданий этой книги. Это дало возможность простым людям Германии впервые самим читать основной христианский труд и и помогло созданию основ единого языка Германии. Благодаря этому труду Лютер считается одним из создателей немецкого литературного языка.
Позднее Лютер писал: «Все мои труды могут забыться и пропасть, но этот труд никогда не забудется».
Неожиданная пропажа Лютера после суда в Вормсе возбудила подозрения среди его сторонников, особенно в Виттенберге. Там считали, что его убили. В ответ на это в городе началось массовое движение против католической церкви: богослужения были остановлены, монахи и монахини покидали монастыри, люди разрушали алтари и церковные росписи, священников забрасывали камнями. Возник хаос, началось разорение. Руководил этими волнениями Андреас Карлштадт, соратник Лютера. Так Виттенберг стал центром воинственной Реформации.
Когда Лютер вернулся в город, он раскритиковал Карлштадта, говорил, что людские души завоевываются любовью: «Дайте людям время. Мне потребовались три года постоянной работы, размышлений и дискуссий, чтобы прийти к тому, что я сейчас имею; как же может простой человек, не сведущий в этих вопросах, пройти эту же дистанцию за три месяца? … Опрометчивые действия и сопровождающее их насилие свидетельствуют о недостаточном доверии к богу… »
Лютер снова вернулся за кафедру университета и ежедневно выступал с проповедями. Вместо старых рутинных молитв он проповедрвал Евангелие. В Виттенберге Лютер был в безопасности — люди любили и уважали его.
***
В тот период Андреас Карлштадт первым начал критиковать обет безбрачия католических священников и монахов. Лютер сначала возражал проти этого, целый год он искал в Библии, где сказано, что священослужители обязаны соблюдать безбрачие. И не нашёл. Тогда он поддержал Карлштадта и благословил монахинь, ушедших из монастырей, сочетаться браком со священниками. В возрасте 42 лет он сам женился на бывшей монахине Катарине.
Это была романтическая история, нехарактерная для священников того времени. Катарина фон Бора (1499 — 1552) была из обедневшего саксонского дворянского рода, воспитывалась в монастыре. Дворянских девушек растили в католической вере и давали хорошее образование: учили письму, чтению, счету, латинскому языку и началам ведения сельского хозяйства. Когда они достигали 15-16 лет, им предлагался выбор — выйти из монастыря в семью или остаться монахиней. В возрасте 15 лет Катарина дала клятву стать монахиней.
Но вскоре она прочла труды Лютера, в ней зародились сомнения, а отказаться от обета было скандалом и позором. Она решила бежать из монастыря и написала письмо Лютеру. По уговору он прислал в монастырь повозку для бочек с сельдями. Катарина спряталась между ними с девятью другими юными монахинями. Сбежавшим из монастыря по закону грозила смерть. Лютер велел привезти их всех в Виттенберг и расселил так, чтобы их не нашли. Им стали подыскивать «порядочных мужей». Катарина жила у знаменитого художника Лукаса Кранаха, друга Лютера. Её сватали к нескольким женихам, но она отказывалась. Тогда Лютер сам неожиданно женился на Катарине. Ему было 42 года, ей — 25.
Слух о женитьбе Лютера произвёл шок в Риме и во всём мире католических священников. Он на это сказал: «Ангелы улыбаются, а дьяволы плачут«. Лютер надеялся, что женитьба примирит с ним отца, который всё ещё не простил ему ухода в монахи. Следующие 20 лет Лютер и Катарина счастливо жили в опустевшем августинском монастыре, его предоставил в их распоряжение курфюрст. Там они вели семейную и светскую жизнь — принимали гостей, известных людей, учёных, преследуемых священников, бедных родственников.
Катарина занималась хозяйством, разводила скот и вела пивоварение. Во многих делах она была помощницей Лютеру. В комнатах она давала приют и еду студентам. Этим она зарабатывала столько же денег, сколько получал сам Лютер (его жалование несколько раз увеличивали). Он был прекрасным музыкантом, играл на лютне, пел и сочинял песни. Благодаря многим посетителям, их жилище стало широко известным (о нём есть упоминания в литературе эпохи Ренессанса). Там у Лютера и Катарины родились шестеро детей — три мальчика и три девочки.
Игнорируя запреты и угрозы, Лютер составил две книги — Большой и Малый Катехизис. Книги, разные по объёму, были для чтения более и менее грамотных людей, они были написаны в форме вопросов и ответов, и содержали наставления по основным положениям реформистской ветви религии. Вопреки папскому запрету, Лютер закреплял право на новое исповедование вероучения. Поклонники его реформ стали называть его «Протестантский Папа».
Многие курфюрсты Германии присоединились к реформаторам и конфисковали церковные земли. В стране начались мятежи и смуты. Происходили погромы католических церквей, уничтожали их утварь, изгоняли священников. В суеверной среде распространилось ожидание конца света. Это привело к крестьянской войне 1524 — 1526 гг. Лютер сурово осуждал её.
В 62 года состояние здоровья Лютера ухудшилось, он переживал депрессию, но продолжал работать с большой энергией. В холодную зимнюю погоду он простудился. Простуженный, читал проповеди, основал новую школу, посвятил молодого священника и писал успокаивающие письма жене. Врачи лечили его порошком «одинорога», примешанным в вино, и другими подобными средствами того времени. Он умер 18 февраля 1546 года в возрасте 63 лет.
После Лютера
В год смерти Лютера император Карл V начал войну против протестантов. К тому времени 51 из 65 имперских городов стали протестантскими. Реформация побеждала, и император Карл V вынужденно заключил перемирие — протестантам разрешалось исповедовать лютеранство, но не проповедовать его. Однако проповеди продолжались, несмотря на запрет. Целые страны — Англия, Швеция, Дания и Норвегия — порывали со Святым Римским престолом.
Движение Реформации ширилось, особенно в Нидерландах, в Прибалтике и даже в католической Франции, где протестанты назывались гугенотами. Папская римская курия перешла в наступление и начала движение Контрреформации. Оно вылилось в тридцатилетнюю войну (1618 — 1648), которая затронула почти все европейские страны. Эта война считается самой кровавой до Первой мировой.
Такими тяжёлыми потерями оформился полный разрыв католичества с протестантством. По окончании религиозных войн начался процесс секуляризации во всех странах. В результате престол Папы римского перестал быть главным центром европейской политики. Мартин Лютер победил.
Об авторе публикации. Читатели нашего журнала хорошо знакомы с Владимиром Юльевичем Голяховским. Его публикации регулярно появляются в «Лицее». Огромный интерес вызвала его документальная повесть о Майе Плисецкой «Нога балерины».
Владимир Голяховский — советский и американский хирург-ортопед, учёный-медик и писатель. Свою профессиональную жизнь начинал в Петрозаводске.
Сейчас Владимир Голяховский работает над книгой «Интеллектуалы эпохи Ренессанса».