Люди, Общество

Побег Козиных в Финляндию

Евдокия, Яков и Ниило Козины
Евдокия, Яков и Ниило Козины

#Старая_фотография

Найти давно потерянную родню все равно, что сделать открытие, это волнует и радует. Распавшаяся связь времен восстановлена, недостающие пазлы встроились в картину бытия. 

В нашей рубрике «Старая фотография» мы публикуем ваши снимки с короткой историей или вашими размышлениями. Присылайте копии старых фотографий с коротким текстом на наш адрес: licey1991@gmail.com   

На фото — Евдокия, Яков и Ниило Козины из деревни Пялозеро-Наволок. Начало 1930-х годов, Финляндия.

Я люблю слушать и рассказывать интересные истории. «Мама, расскажи, как раньше было!» — просила я маму, и она рассказывала. Про довоенное детство, про войну, про эвакуацию. И о том, что знала из жизни своих родственников. А я слушала и запоминала. Так узнала о драматичном побеге Козиных в Финляндию: Якова — в 1919-м, Евдокии — в 1923-м.

Вижу неподдельный интерес со стороны найденной кузины Леа, внучки пялозерских Козиных. Активный обмен письмами тому подтверждение. Найти давно потерянную родню все равно, что сделать открытие, это волнует и радует. Распавшаяся связь времен восстановлена, недостающие пазлы встроились в картину бытия.

Людям свойственно чувствовать себя увереннее, когда они знают о своей принадлежности к большому роду. А в данном случае это для меня не только найти родню. Это продолжение истории старого пялозерского рода Козиных.

Вот получила от кузины Леа фото. Персонажи из старого маминого рассказа обрели плоть и кровь. Это все равно, как если бы герои Жюля Верна или Марка Твена ожили, для меня они из того же времени, из моего детства.

Мальчику с фотографии сейчас 91 год, он отец Ниило, благочинный.

Ниило до 10 лет не знал о существовании старшего брата, Ильи. Рос себе в Финляндии как единственный ребенок в семье, учился в школе. И вдруг в 1937-м свалился как снег на голову взрослый старший брат, деревенский парень, сплавщик леса. Ни слова не понять, говорит только по-карельски. Яков, отец, решил, что опасно уже оставаться Илье на родине, у дедушки с бабушкой, и забрал сына к себе. Страшные времена в России наступили, за родственников за границей парню грозил расстрел.

От редакции. В ходе гражданской войны в Карелии в 1018 — 1920 годах тысячи карелов бежали в Финляндию. По данным карельских историков, в 1922 году в Финляндии скопилось 12-13 тысяч беженцев, некоторые волости Карелии обезлюдели на 80 процентов. С этого же года началось их возвращение на родину. Тысячи возвращенцев в 30-е годы были репрессированы.