#Старая_фотография
«В 1951 году, несмотря на то что папа окончил ЛГУ с красным дипломом, его никто не хотел брать на работу, потому что он еще считался сыном врага народа».
В нашей рубрике «Старая фотография» мы публикуем ваши снимки с короткой историей или вашими размышлениями. Присылайте копии старых фотографий с коротким текстом на наш адрес: licey1991@gmail.com
Эта фотография сделана в 1951 году. На ней мой папа Леонард Жемойтель (слева) в год окончания философского факультета ЛГУ – на лацкане пиджака значок выпускника. Папе всего 22 года. А рядом его двоюродный брат Олег Никитин, он чуть помладше, служил в морфлоте и стал морским офицером. В детстве они даже жили в одной квартире и дрались на швабрах, как на шпагах.
На фото папа очень похож на американского артиста Бена Барнса, который сыграл в последний экранизации «Дориана Грея». До сих пор бабушки, которые заходят на различные мероприятия в нашу библиотеку, рассказывают, какой красивый был у меня папа. Это так.
А в 1951 году, несмотря на то что папа окончил ЛГУ с красным дипломом, его никто не хотел брать на работу, потому что в 1951-м папа еще считался сыном врага народа (деда реабилитируют только в 1956-м), а до того времени жил с клеймом.
И вот я все удивляюсь, как это мальчик из татарского поселка Затон поступил в ЛГУ после войны без всякой протекции, да еще с таким клеймом! Неужели действительно все решали талант и знания? (В Татарию семью Жемойтелей выслали из Петрограда еще в 20-х как лиц благородного происхождения, там папа и родился в 1929-м).
Так вот, сразу по окончании университета папа остался безработным. На счастье в Карельском государственном пединституте как раз требовался преподаватель, и ректор даже специально приехал в Ленинград, чтобы подобрать кандидата. В Петрозаводске тогда принимали всех гонимых, так папа оказался в Карелии. Уже в 60-е он защитил кандидатскую по Парижской коммуне, стал завкафедрой философии и получил квартиру на улице Куйбышева. Но в 1969-м неожиданно умер – сказались лишения и стрессы юных лет.
Потом умерла моя бабушка Стефа, которая поддерживала связь с нашими ленинградскими родственниками Никитиными, и я долгое время не знала, что же стало с моряком Олегом со старой фотографии.
Но вот несколько лет назад его сын Дмитрий Никитин нашел меня в соцсетях, а прошлым летом Никитины приехали в Петрозаводск и привезли с собой дядю Олега. Ему почти девяносто лет, но он прекрасно все помнит, сам освоил компьютер, и мы теперь переписываемся с ним по мэйлу. А еще мы сфотографировались! Тельняшка на мне в тот день оказалась совершенно случайно.