Виртуальный аутизм мало чем отличается от классического. И там, и там у детей присутствуют задержка развития, нарушения речи, расстройства поведения, а также вспышки агрессии, различные страхи. Значит ли это, что всё, что нам принес прогресс в XX веке, нужно просто выбросить на свалку? Это будет уже не аутизм, а просто идиотизм.
Хорошая знакомая рассказала мне, как ходила в гости к подруге. Известно, что когда собираются женщины разного возраста, речь идет в первую очередь о детях и внуках. Каждая обязательно найдет в своем ребенке что-то хорошее. Это закономерно, иначе и быть не может.
И вот одна из бабушек рассказала, что пятилетнего внука очень часто приводят к ней его родители. Кто-то посочувствовал: какая большая нагрузка. Но бабушка горячо возразила: «Ну что вы, какая нагрузка! Вы просто не представляете, какой он у меня замечательный и умный! Придет, сядет на диван или в кресло, достанет гаджет, и его не видно и не слышно. Я успеваю и обед приготовить, и полы помыть. Пообедаем, говорю ему: «Пойдем погуляем, в магазин зайдем». «Да нет, — отвечает, — погуляй бабушка сама, тебе надо, а я подожду дома, не бойся, ничего не случится».
Свидетелем второго сюжета стала сама, возвращалась от родных с Древлянки в полупустом троллейбусе. Рядом сидела молодая мама с девчушкой лет трех. Малышка капризничала, и успокоить ее мама не могла. Тогда она достала из кармана мобильник, включила его и дала дочери. Судя по тому, как девочка с удовольствием его взяла и довольно умело обращалась, он ей хорошо знаком. Когда дочка с интересом ушла в мобильник, молодая мама с гордостью оглядела других пассажиров. Как и все, я смотрела на это с улыбкой.
Знакомая всем картина, не правда ли? Она встречается везде и уже стала привычной: в общественном транспорте, в кафе, в кинотеатре. Гуляя в по городу, даже не одиночестве, молодые люди не выпускают из рук мобильники, айфоны, гаджеты. А если у подростка ничего из этого перечня нет, для него это настоящая трагедия: ведь сверстники не будут считать его продвинутым, умным.
С продвинутым можно и согласиться. А вот умным? Нередко встречаешь в том же Интернете утверждение, что люди сегодня делятся не только на бедных и богатых, но и на умных и глупых.
В январе этого года в Давосе прошел международный экономический форум. В его рамках глава Сбербанка Герман Греф традиционно проводит деловые завтраки. В этом году специально приглашенным гостем был не банкир, не известный экономист, не инвестор, а… врач-психиатр, доктор Андрей Курпатов, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком, и йог Садхгуру. Гости говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. А если шире, как эти перемены влияют не только на нашу жизнь, но и экономику страны. Журнал Forbes опубликовал самые яркие тезисы их выступлений. Меня заинтересовало: тема, конечно же, важная и актуальная. Захотелось разобраться, а при чем тут психолог и йог?
Казалось бы, современная цифровая техника позволяет получать больший, чем еще несколько лет назад, объем сведений, стать умнее, информированнее, наконец, профессиональнее. Тогда почему многие — от академика, лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова до великой певицы Елены Образцовой — в своих интервью не раз говорили о падении в последние годы уровня именно профессионализма? Более того, психологи предупреждают о начинающейся настоящей эпидемии цифрового аутизма. Кстати, взрослые тоже подвержены ему, но дети более уязвимы, менее защищены.
Оказывается, люди, «которые не вылезают из твиттера и инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются». Речь о взрослых. А что говорить о детях? Сегодня подростки, не только в России, но и в мире, 60-70 процентов своего времени проводят онлайн, потребляя всё без разбора, что он предлагает . То есть, говорят профессионалы, они «отправляют свой сервер мышления в спячку, или он у них просто не формируется». И с каждым годом ситуация усугубляется.
Если в 1997 году количество экранного времени было равно тому, которое мы тратили на общение друг с другом, то через 10 лет, ситуация коренным образом поменялась; у различных экранов мы стали проводить более 8 часов, а на общение остается менее двух.
Психологи определяют цифровой аутизм как «состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности».
Серьезно занимается этой проблемой румынский психолог Мариус Замфир, который и ввел в обиход понятие «виртуальный аутизм» или, как он его еще называет, «аутизмом гаджетов». Замфир считает, что виртуальный аутизм мало чем отличается от классического. И там, и там присутствуют у детей задержка развития, различные нарушения речи, расстройства поведения, а также вспышки агрессии, различные страхи.
И действительно, поскольку сегодня любые знания можно найти в сети, то зачем слушать еще кого-то? Сами с усами. Моя подруга-врач рассказывала, что часто молодые люди у нее на приеме, когда она пыталась дать им какие-то рекомендации, советы, напоминая, что онаучилась для этого многие годы и имеет право, небрежно отвечали: «Да бросьте, это все в Интернете можно найти».
Чем хорош Интернет? Тем, что не учит, не воспитывает. В годы моей учебы, насколько помню, нам говорили, что в ХХ веке любой первоклассник знает больше, чем великий Исаак Ньютон. Но значит ли это, что он гениальнее Ньютона?
Сегодня психологи выражают сожаление по поводу того, что цифровая аутизация приводит к тому, что человек тупеет. Не случайно как грибы после дождя в Сети растут предложения по проведению различных тренингов по повышению эффективности. Судя по откликам, самую большую пользу от них имеют сами тренеры, их материально благополучие становится все весомее, а вот умных людей – всё меньше.
Вы знаете, что Стивен Пол Джобс, один из основателей культовой корпорации Apple, человек, который совершил революцию в сфере мобильных гаджетов и стал пионером эры информационных технологий, не разрешал своим детям пользоваться айпадом? Так же поступали и поступают и многие другие его коллеги, имеющие отношение к цифровым технологиям, причем они не только детей ограничивают во времени пользования, но и самих себя.
Значит ли это, что всё, что нам принес прогресс в XX веке, нужно просто выбросить на свалку? Это будет уже не аутизм, а просто идиотизм.
Для лечения виртуального аутизма у детей совсем не нужны дорогие препараты, дорогостоящие тренинги, а всего лишь внимание родителей, родных, которые бы не просто выгуливали их в определенные часы, но и находили время на разговоры с ними, спорили, искали компромисс во взаимоотношении поколений,, приводили их к пониманию того, что в жизни людей больше, чем продвинутость, ценится другое: уважение, любовь, внимание, доброта, сочувствие, и, наконец, даже страдания.
В Интернете этого не найдешь. Но там можно найти другую информацию, например, о том, в Древней Греции в Дельфах еще в античные времена установили стелу, на которой были высечены советы философов того времени. Два из них, на мой взгляд, особенно актуальны, и как раз в нашу тему: «Ничего – слишком», — предостерегал Солон-афинянин. А Фалес из Милета вторил ему: «Соблюдай — меру».
Кстати, при подготовке этой статьи автор использовала и печатные издания (до сих пор читаю книги, журналы, газеты), и публикации в Интернете.