#Старая_фотография
Однажды он появился в нашей школе с предложением создать …театр. От этюдов постепенно перешли к работе над большими спектаклями – по пьесам Карло Гоцци, А. Арбузова и А. Островского, от эстрадных миниатюр до мудрого Евгения Шварца.
Помните эпизодическую роль режиссёра народного театра в фильме «Берегись автомобиля!», одну из лучших у Евгения Евстигнеева? Вот только авторы слегка перебрали, вложив в уста его персонажа откровенно глуповатый текст, как я понимаю, из желания посмеяться над театральной самодеятельностью. Когда в кадре впервые появляется немолодой, нескладный герой Евстигнеева, мне в глаза всегда бросается в глаза орденская колодка на лацкане его пиджака. И я уже не верю, просто не слышу той пошлости, который авторы фильма постарались расцветить карикатурный образ маленького человека, фронтовика.
В далёкой юности в Сегеже я имел счастье познакомиться с таким человеком. У Николая Александровича Дмитриева тоже всегда была приколота орденская колодка, а в торжественных случаях рядом неизменно появлялся значок члена ВТО (Всесоюзного Театрального Общества).
Однажды он появился в нашей школе №1 с предложением создать …театр.
В те годы город не страдал от отсутствия телевидения. В большом почёте и в цене были книги, спорт был по-настоящему массовым, Дом культуры бумажников открыт для всех желающих, на его сцене нередко выступали всесоюзные знаменитости, музыканты Карельской филармонии, не говоря уж о многочисленных коллективах самодеятельности.
Вот когда Николай Александрович стал работать в штате сегежского Дома культуры, к сожалению, узнать мне не удалось. Начну с момента создания школьного театра, это в начале 1960-х. Поначалу желающих попробовать себя на сцене набралось человек десять из разных классов. Никто из них не представлял себе, что это такое.
У Николая Александровича была удивительная способность заставить жить в предполагаемых обстоятельствах любого. Мне кажется, если бы у обыкновенной табуретки была возможность разговаривать и самостоятельно двигаться по сцене, он обязательно дал бы ей роль. По большому-то счёту мы тогда все были слегка такими табуретками, да ещё скованными по рукам и ногам страхом перед публикой. Нередко актёров приходилось на первых порах силком выталкивать на сцену!
Театр начинался с простеньких, казалось бы, этюдов, без которых не бывает актёрского мастерства. Режиссёр обладал таким огромным багажом знаний, что временами всем казалось, что мы находимся не в 22-й комнате Дома культуры, а в театральном училище. От этюдов постепенно перешли к работе над большими спектаклями – по пьесам Карло Гоцци, А. Арбузова и А. Островского, от эстрадных миниатюр до мудрого Евгения Шварца.
На «Обыкновенном чуде» я был в роли помощника у Николая Александровича, поскольку сам уговорил его взять эту замечательную пьесу. Репетиции были настоящим праздником!
Спектакля я так не увидел, накануне премьеры получил повестку из военкомата и к ней доброе, отеческое напутствие Николая Александровича.
… С возрастом всё чаще оглядываешься назад. Перелистываешь, прокручиваешь прожитые годы. Дверь в прошлое нередко приоткрывается сама собой. Правда, при одном условии – если там действительно есть ещё чем жить. Иногда достаточно взять с книжной полки старую книгу, из которой выпадет давно, казалось бы, утерянная фотография…
Нынешней весной продолжил долгий поиск в интернете сведений о воевавших родных. Что-то меня подтолкнуло ввести в поисковую строку фамилию «Дмитриев» и через пять минут я читал вот эти строки:
«Дмитриев Николай Александрович, год рождения 1917, Ленинград, время принятия присяги 1944 год, рядовой, беспартийный, русский, образование среднее, актёр Республиканского театра Карело-Финской ССР, медаль «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья», «За Победу над Германией».
Война закончилась 75 лет назад. Сорок пять лет назад, 15 октября 1975 года, Николая Александровича не стало.
Фотографии предоставлены автором публикации Анатолием Серебренниковым