История, Люди, Общество

Обыкновенное чудо Николая Дмитриева

Сцена из спектакля "Обыкновенное чудо" в Народном театре при ДК ЦБК. Сегежа, вторая половина 1960-х
Сцена из спектакля «Обыкновенное чудо» в Народном театре при ДК ЦБК. Сегежа, вторая половина 1960-х

#Старая_фотография

Однажды он появился в нашей школе с предложением создать …театр. От этюдов постепенно перешли к работе над большими спектаклями – по пьесам Карло Гоцци, А. Арбузова и А. Островского, от эстрадных миниатюр до мудрого Евгения Шварца.

Помните эпизодическую роль режиссёра народного театра в фильме «Берегись автомобиля!», одну из лучших у Евгения Евстигнеева? Вот только авторы слегка перебрали, вложив в уста его персонажа откровенно глуповатый текст, как я понимаю, из желания посмеяться над театральной самодеятельностью. Когда в кадре впервые появляется немолодой, нескладный герой Евстигнеева, мне в глаза всегда бросается в глаза орденская колодка на лацкане его пиджака. И я уже не верю, просто не слышу той пошлости, который авторы фильма постарались расцветить карикатурный образ маленького человека, фронтовика.

В далёкой юности в Сегеже я имел счастье познакомиться с таким человеком. У Николая Александровича Дмитриева тоже  всегда была приколота орденская колодка, а в торжественных случаях рядом неизменно появлялся значок члена ВТО (Всесоюзного Театрального Общества).

Однажды он появился в нашей школе №1 с предложением создать …театр.

В те годы город не страдал от отсутствия телевидения. В большом почёте и в цене были книги, спорт был по-настоящему массовым, Дом культуры бумажников открыт для всех желающих, на его сцене нередко выступали всесоюзные знаменитости, музыканты Карельской филармонии, не говоря уж о многочисленных коллективах самодеятельности.

Вот когда Николай Александрович стал работать в штате сегежского Дома культуры, к сожалению, узнать мне не удалось. Начну с момента создания школьного театра, это в начале 1960-х. Поначалу желающих попробовать себя на сцене набралось человек десять из разных классов. Никто из них не представлял себе, что это такое.

У Николая Александровича была удивительная способность заставить жить в предполагаемых обстоятельствах любого. Мне кажется, если бы у обыкновенной табуретки была возможность разговаривать и самостоятельно двигаться по сцене, он обязательно дал бы ей роль. По большому-то счёту мы тогда все были слегка такими табуретками, да ещё скованными по рукам и ногам страхом перед публикой. Нередко актёров приходилось на первых порах силком выталкивать на сцену!

Театр начинался с простеньких, казалось бы, этюдов, без которых не бывает актёрского мастерства. Режиссёр обладал таким огромным багажом знаний, что временами всем казалось, что мы находимся не в 22-й комнате Дома культуры, а в театральном училище. От этюдов постепенно перешли к работе над большими спектаклями – по пьесам Карло Гоцци, А. Арбузова и А. Островского, от эстрадных миниатюр до мудрого Евгения Шварца.

На «Обыкновенном чуде» я был в роли помощника у Николая Александровича, поскольку сам уговорил его взять эту замечательную пьесу. Репетиции были настоящим праздником!

Сцена из спектакля "Обыкновенное чудо" в Народном театре при ДК ЦБК. Сегежа, вторая половина 1960-х
Сцена из спектакля «Обыкновенное чудо» в Народном театре при ДК ЦБК. Сегежа, вторая половина 1960-х

Спектакля я так не увидел, накануне премьеры получил повестку из военкомата и к ней доброе, отеческое напутствие Николая Александровича.

Театр миниатюр (Народный театр) при ДК ЦБК. Сегежа, 1960-е годы
Театр миниатюр (Народный театр) при ДК ЦБК. Сегежа, 1960-е годы

… С возрастом всё чаще оглядываешься назад. Перелистываешь, прокручиваешь прожитые годы. Дверь в прошлое нередко приоткрывается сама собой. Правда, при одном условии – если там действительно есть ещё чем жить. Иногда достаточно взять с книжной полки старую книгу, из которой выпадет давно, казалось бы, утерянная фотография…

Нынешней весной продолжил долгий поиск в интернете сведений о воевавших родных. Что-то меня подтолкнуло ввести в поисковую строку фамилию «Дмитриев» и через пять минут я читал вот эти строки:

«Дмитриев Николай Александрович, год рождения 1917, Ленинград, время принятия присяги 1944 год, рядовой, беспартийный, русский, образование среднее, актёр Республиканского театра Карело-Финской ССР, медаль «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья», «За Победу над Германией».

Николай Александрович Дмитриев. Послевоенное фото
Николай Александрович Дмитриев. Послевоенное фото
Режиссер Николай Дмитриев ( в первом ряду в центре) и актеры Народного театра при ДК ЦБК. Сегежа, 1960-е годы
Режиссер Николай Дмитриев ( в первом ряду в центре) и актеры Народного театра при ДК ЦБК. Сегежа, 1960-е годы

Война закончилась 75 лет назад. Сорок пять лет назад, 15 октября 1975 года, Николая Александровича не стало.

Фотографии предоставлены автором публикации Анатолием Серебренниковым