Семейный портрет в интерьере
Супружеская пара Евгения и Натальи Михайловых как нельзя лучше подходит для проекта «Семейный портрет в интерьере». В Петрозаводске их знают как счастливое и успешное семейство. Нет-нет, они не имеют шикарных машин и дач, не совершают путешествий на морских лайнерах и у них нет огромных заработков, но зато их дом находится в самом чудесном месте на земле — на острове Кижи. И это даже не их собственный дом, а музейный, просто для этих удивительных людей работа в музее и для музея – счастье.
Наталья уже почти двадцать лет работает в музее «Кижи», десять из них руководит фольклорно-этнографическим ансамблем «Кижи». Евгений всегда рядом, помогает буквально во всем. Его основное место работы – Центр народного творчества и культурных инициатив, где с 1997 года он концертмейстер ансамбля Каrjala.
Наш разговор идет о семье. Меня волнуют рецепты семейного благополучия. В чем они?
Стоит сразу сказать, что Наталья, по знаку зодиака Водолей, — человек исключительно позитивный, эмоциональный, открытый! Но кто-то должен в семье сдерживать эмоции? Это ее супруг — разрешите представить Евгения Петровича, как почтительно называет мужа Наталья. Для нее уважение к мужчине как стержню семьи заложено с детства. Евгений Петрович молчалив, слов на ветер не бросает, основателен. Только иногда вступает в разговор, подтверждая или подправляя сказанное женой. Правда, глазами улыбается. И сразу понятно, что дети, чувствующие всё нутром, любят его, хотя и чувствуют строгость.
— Традиционный вопрос: что для вас самое главное в жизни? – спрашиваю Наталью.
— Семья. Кто знает меня, может подумать, что это не так, потому что работа занимает в моей жизни очень много времени, но семья все же на первом месте! Думаю, так у всех: чем спокойнее и счастливее в семье, тем больше времени можно уделить работе, если в семье неладно, то и работа не в радость.
— Было ли в вашем детстве такое, что повлияло на дальнейшую жизнь?
— Я росла в Суоярви в доме, который стоял прямо напротив кладбища, — вспоминает Наталья. — Часто видела траурные процессии. Когда мне было семь лет, ушел из жизни мой дедушка, которого я очень любила, и бабушка научила меня не бояться умерших людей, объясняла, что, как и зачем нужно делать, что происходит с человеком после смерти. Мы с ней, человеком верующим, частенько ходили на кладбище. Страшно не было, скорее интересно, и я задавала множество вопросов.
— Могло ли это помочь вам в профессии?
— Когда во время учебы в консерватории мы поехали в этнографическую экспедицию в Вытегорский район, мне эти знания очень даже пригодились. Нам посчастливилось участвовать в комплексных экспедициях под руководством Вячеслава Петровича Орфинского. Мы работали вместе с выдающимися учеными — Ирмой Ивановной Муллонен, Валентиной Павловной Кузнецовой, Константином Кузьмичом Логиновым, Тамарой Всеволодовной Краснопольской и другими.
Музыкальный материал собирался очень трудно. Тогда я и вспомнила все, что знала про похоронные обряды, что запечатлела моя детская память. Когда начинала беседу на эту тему, люди откликались, рассказывали о своем опыте, а потом незаметно раскрывались, и мы записывали очень интересный материал.
Кстати, когда мы несколько лет назад отмечали юбилей заонежской вопленицы Ирины Федосовой, я в очередной раз поняла, как важна эта тема для современного человека. Традиции проводов почти утрачены, люди боятся сделать что-то не так, и без того тяжелое состояние усугубляется страхом, непониманием, как себя вести, и неумением справляться с горем. В традиционной культуре для подобной ситуации есть свой порядок и специальный человек, который помогает ее пережить.
— Почему вы выбрали профессию, связанную с изучением фольклора?
— До консерватории я училась в педагогическом училище, куда поступила на экспериментальный курс: кроме профессии учителя начальных классов, можно было получить еще и специальность руководителя фольклорного коллектива. Мир фольклора открылся для меня благодаря удивительным педагогам Марине Георгиевне и Аркадию Геннадьевичу Устиновым. Они были настолько увлечены своим делом, что не могли не заразить им и своих учеников. Они проводили с нами круглые сутки, без преувеличения, и были для меня как крестные родители. Это были трудные 90-е годы. Первые годы в консерватории, пока у меня не появилась своя семья, мне очень помогала Ирина Борисовна Семакова.
Евгений Петрович вырос в Кондопоге в семье этнических ведлозерских карелов. В детстве поступил в музыкальную школу и уже с этого пути не сворачивал. Окончил музыкальное училище, в консерватории учился сразу на двух кафедрах: по классу баяна у Вячеслава Леонидовича Калаберды и на кафедре музыки финно-угорских народов. Там он и познакомился с будущей супругой, живя с ней по соседству в общежитии.
— Моя соседка по комнате знала Евгения со студенческих лет в училище и звала его, когда надо было что-нибудь отремонтировать: утюг, дверной замок или музыкальный инструмент, — рассказывает Наталья. – Я сразу обратила на это внимание. В семейной жизни Евгений Петрович на деле проявил в полной мере все свои способности. Любой ремонт сам выполнит: укладка плитки, расчет и изготовление шкафа, починка бытовой техники, ремонт автомобиля – всё ему под силу. Всегда стремился иметь свои музыкальные инструменты, поэтому стал изготавливать их сам. Часто мне нужно для работы отреставрировать старые пленки, сделать качественную запись или создать видеоролик или целый фильм – и с этим он прекрасно справляется! На все руки мастер! Ну и, конечно, замечательный музыкант. Профессионал!
Дружба Евгения и Натальи началась с совместной экспедиции. Вспоминают, смеясь, как с гармошкой за спиной неслись по улицам Кондопоги вдвоем на одном велосипеде, как искали и записывали гармонистов.
Свадьба Михайловых состоялась 19 сентября 1998 года. Молодые специально выбрали для торжества особенный момент – канун Михайлова дня. Готовились основательно, да немножко не повезло: накануне в стране случился дефолт, и всё резко подорожало. Свадьба была скромной, но зато с белыми гладиолусами для невесты. По словам Наташиной мамы, свадьба без белых гладиолусов – не свадьба. Евгений обошел весь город, но белых цветов так и не нашел. А когда приехали на торжество бабушка и дедушка Евгения, то принесли именно белые гладиолусы, других просто не оказалось. Это был знак судьбы!
— Как складывался ваш быт?
— Сначала жили в общежитии консерватории, — в разговор вступает Евгений. — На третьем курсе у нас родилась дочь Екатерина. Она появилась на свет в день моего рождения. Вот такой подарок сделала мне жена. Нянчились по очереди. Теперь Екатерина уже взрослая, учится в Москве на художника-реставратора. Вторая дочь Елизавета недавно после колебаний приняла решение идти по нашим стопам. Мы же в свое время и учились, и работали сутками, как и сейчас. Потихоньку копили деньги на квартиру. Купишь 2-3 доллара и положишь в копилку. Все эти годы нам еще и моя мама помогала.
— У вас бывают причины для раздора? Давно ли вы ссорились?
— Мы так давно не ссорились! — Наташа смеется и ласково смотрит на мужа.
— Теперь у нас несколько комнат и можем не встречаться, если поссоримся, – шутит в ответ Евгений Петрович.
— Ваш ансамбль дает в год около 200 концертов, — обращаюсь к Наталье. — Как вы все успеваете? Статьи, исследования, конференции, фестивали, концерты. Вы еще и председатель общественной организации «Преемственность русских традиций»…
— Сейчас мы в таком возрасте, когда дети выросли, а внуков еще нет, поэтому можем уделять много сил и времени работе. К тому же у меня отличные коллеги, на которых можно во многом положиться, и мой муж!
Конечно, я успеваю делать далеко не все, что мне хотелось бы. Придумываю новые проекты, решаю непростые задачи, но бывает, что перегораю, опускаю руки. Но удивительное дело: у Евгения Петровича всегда находятся для меня нужные слова, стимулирующие к продолжению начатого.
— У вас на страничке в соцсети был пост о необычной новогодней программе…
— Два года назад мы подготовили программу «И в Новый год вернуться в детство», представляя советские 1960-1980-е годы. Нам не приходится ничего играть, мы просто проживаем жизнь хозяина и хозяйки дома. Евгений Петрович топит русскую печь, кипятит самовар, я варю житну (ячневую) кашу. Мы принимаем гостей, рассказываем о досюльной жизни в Заонежье, поем вместе песни под баян. Людям очень нравится! Старшее поколение, действительно, вспоминает детство, а молодежь сравнивает с современностью, отмечая особую атмосферу деревенского домашнего уюта, и задает множество вопросов.
— Наверняка на острове не раз случались необычные встречи…
— В прошлом году в новогодние праздники у нас была и впрямь необычная встреча. В избе стояла елочка, украшенная советскими игрушками. Приехала группа гостей. Люди приятные, скромные. Кашу отведали. Расспрашивали меня обо всем. Я самозабвенно рассказывала, в том числе и о старых елочных игрушках, среди которых, помимо шаров и сосулек, были игрушки в виде космонавта и спутников. В нашей семье Юрий Гагарин всегда был кумиром, а его портрет висит в доме моей свекрови. Это, кстати, был один из первых портретов, который копировала как будущий художник наша дочь.
Человек, что сидел в избе рядом со мной, выглядел обычно: невысокого роста, простой, скромный, задавал вопросы. А потом, когда гости уже уходили, у меня спросили: «А вы знаете, что рядом с вами сидел космонавт?» Можно представить себе, какие чувства переполнили мою душу! Уже год прошел, а я не могу спокойно рассказывать об этой удивительной встрече. Это был Сергей Николаевич Рыжиков. Он оставил очень трогательный отзыв о поездке на Кижи.
А в этом году случилось чудо! Накануне 8 марта мне позвонили прямо с Международной космической станции и поздравили с наступающим праздником. Я и не знала, верить или не верить, что это происходит со мной.
— Знаю, что для вас работа — это жизнь, яркая, наполненная, творческая. А как вы проводите свой совместный отпуск, если он случается…
— Он именно случается. Обычно в конце августа дней десять мы всей семьей куда-нибудь едем. Когда дети подросли, мы на машине специально отправлялись в путешествие по России. Нам хотелось, чтобы дети знали историю нашей страны, нашего края.
Сначала посетили Старую Ладогу, Новгород, Изборск. Дети в школе на уроках радовались: «А мы знаем, где проходило зарождение государства Российского! Мы же все это видели своими глазами!». Потом были Псков, Пушкинские Горы, Псково-Печерский монастырь, куда мы попали как раз на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Мы побывали в Вологодской области, Архангельской, на Соловках и Валааме, добрались на машине до Смоленска. У нас в поездке всегда есть полноценная культурная программа, в первую очередь мы посещаем музеи и храмы, потом все остальное.
— Какое время года на острове Кижи вам больше всего по сердцу?
— У каждого времени свои прелести. На острове не устаешь удивляться красоте: этому синему небу, бегущим облакам, озеру, такому разному по состоянию, тому, как весной шумит сходящий лед. Кажется, всё на том же месте, но каждый раз все другое. Для нас это самое прекрасное место на земле!
— Сейчас время вакцинации. Какую прививку вы посоветовали бы сделать нашим читателям в это трудное время?
— Нет ничего эффективнее прививки красотой!
Увлеченные, позитивные Наталья и Евгений Михайловы с фольклорным коллективом музея щедро знакомят туристов с красотой по-заонежски, с традициями заонежского гостеприимства, просвещают детишек, проводят концерты для петрозаводчан, всех одаривая своим вниманием и любовью. «Душа запела!» — пишут в отзывах гости. Что еще надо для радости?