Семейный портрет в интерьере
Представляю вам, друзья, семью петрозаводчан Макаровых. После общения с Ольгой и Александром хочется покорить Эльбрус, честное слово! Такое ощущение, что беседовала я с молодыми энтузиастами. Можно только восхищаться их потрясающему умению и желанию жить творчески, интересно и с фантазией. Этому у них можно поучиться.
Ольга встретилась с Александром 40 лет назад, и это была судьба. Она вспоминает:
— Я жила в маленькой, дружной и любящей семье. Нас всегда было четверо: мама, папа, сестра и я. Мои родители познакомились в детском доме в Ладве, куда собрали сирот, оставшихся после войны без родителей. День Победы — всегда был для меня днем Памяти. Вы только представьте, все мужчины моего рода в трех поколениях гибли в войнах за Отечество. В память о дедах мы даже создали в 2007 году семейный проект «Электронная книга Памяти Карелии 1941-1945».
– Как вы встретились с Ольгой? — спрашиваю Александра.
— Сразу после школы я работал на Радиозаводе и заочно учился в Северо-Западном институте. Был членом сборной по радиопеленгации, мы ездили в основном по Северо-Западу. И вот однажды посреди ночи на базе в Косалме появляется девушка. Из Петрозаводска автобус шел только до Шуйской, поэтому оттуда она пришла пешком. Это была первая моя встреча с Олей. А после лета мы часто виделись на тренировках.
— У него были такие большие, красивые глаза… — вспоминает Ольга. Она тогда была еще студенткой физмата университета. Спустя два года, сразу после Олиных госэкзаменов, они поженились.
— Это был февраль 1984 года, — разговор продолжает Ольга. – Саша скромничает. Он в то время был комиссаром оперотряда, члены которого дежурили на дискотеках в новомодном тогда кафе «Молодежное» на Октябрьском проспекте. Поэтому нам позволили сыграть там свадьбу, кстати, безалкогольную. А вечером мы собрали чемоданчик и уехали в эстонский «Ноурус», молодежный центр олимпийского резерва. Там были лыжи, спортивные игры, сауна с бассейном под открытым небом – это было восхитительно! Таков был подарок Саше от комитета комсомола Радиозавода за общественную работу.
— Платье белое было?
— А как же! Моя фата, как берет у десантника, все время пыталась набок съехать. Еще было забавно: когда подъехали к загсу, увидели вывеску с большими буквами «Закрыто». Мы перепугались, но зря, это был всего лишь обед, который как раз подходил к концу, – Ольга и Александр смеются, вспоминая молодость.
— Где вы сначала жили?
— У Сашиных родителей. В воскресенье, Сашина мама Маргарита Петровна всегда стряпала пироги. Вкуснятина! Но в квартире, кроме родителей, жила еще семья сестры с ребенком. Конечно, мы мечтали о своей комнатушке, — вспоминает Ольга. — Я после университета тоже пришла работать на Радиозавод. И какое же это было счастье, когда перед выходом в декретный отпуск мой муж сделал мне подарок, вручив ключи от 12-метровой комнаты в общежитии! Почему подарок? Потому что комнаты в общежитии давали только приезжим специалистам, мы же были городские. Он эту комнату, что называется, выходил. Это было сумасшедшее счастье. На мои декретные купили диван и холодильник — предел мечтаний.
Ольга и Александр вырастили двоих детей: сына и дочь. У них уже есть внучок. В 90-е пришлось тяжко: Радиозавод развалился, работать приходилось, где придется — в типографии, в Медтехнике, на частных предприятиях.
Александр помнит, как завод, которому он отдал 13 лет жизни, в один день встал. Это было в 1995 году. Помнит, как возвращался туда после консервации в 2000 году.
— Заходишь в цех и видишь, что на верстаках и станках разложено все так, чтобы после выходных прийти и начать работать. Но в понедельник рабочих туда уже не пустили. А через два месяца те цеха, что я обслуживал, были полностью разграблены. И теперь, когда сын зовет меня покататься на картингах на территории бывшего завода, я не могу туда идти. Больно. Меня там вырастили, всему научили, подняли, сделали специалистом…
— В вашей жизни было такое необычное для того времени явление, как МЖК…
— Молодежный жилищный комплекс мы строили сами. Чтобы попасть в отряд, надо было победить в соревновании на своих предприятиях. Учитывалось всё, не только как ты работаешь, но и общественная деятельность, участие в субботниках. Для того, чтобы получить квартиру, уходили на полтора года на стройку. Строили новую Древлянку, работали наравне с профессионалами. Нас объединяло желание сделать жизнь наших семей яркой, запоминающейся. Такой она и вышла, мы стали не только соседями, но и друзьями. Праздники вместе проводили. Были своя поликлиника, кружки для детей и взрослых. Две больших спортивных площадки и детский городок. Жили одной большой семьей. Даже детский сад вечерний у нас был общий, то есть мы обустроили комнату, где могли оставлять детей, чтобы заниматься общественной работой.
Ольга и Александр надолго остались верны спорту. Вместе с детьми ходили на тренировки, ездили по соревнованиям почти каждый год: Кострома, Архангельск, Боровичи, Ярославль. Самое чудесное во всем этом была команда, люди! Иногда к концу соревнований дети спали в автобусе, как сурки. Саша и Оля и по сей день любят бассейн, фитнес, плавание. Вы слышали прежде о Геокешинге? Если вы любите гулять по неизведанным местам, если вам нравится ориентирование и разнообразные квесты, то эта всемирная игра для вас. Так вот, Макаровы и тут оказались в своей стихии.
— Саша долго мечтал о хорошей машине, — говорит Ольга, — а когда мы ее купили, то между двумя нашими юбилеями отправились в путешествие по Золотому кольцу. Терпеть не можем всякие юбилейные застолья и с удовольствием путешествуем. Мы взяли тогда 50 тайников! В тайниках могут быть небольшие сувениры. Мы обычно оставляли что-то из шунгита и всегда получали позитивные отзывы. Однажды, когда путешествовали по Венеции, таким образом открыли для себя удивительный храм в стороне от туристического маршрута.
Рассматриваю книжечки-буклеты с чудесными фотографиями. Макаровы создавали их после путешествий. Вот экзотическая Шри-Ланка, величественный Байкал, увлекательный Кёнигсберг, историческая Франция.
Когда они были в Париже, их ждала встреча с родственниками. Надо сказать, что у семьи Макаровых есть еще одно увлечение, которое стало частью жизни хозяйки дома и отнимает большую часть ее свободного времени, — генеалогия. На просторах генеалогического интернета все ее знают, как Balabolku. Между прочим сейчас она занимается генеалогическим древом Заонежья.
Благодаря исследованиям, Ольга узнала о своих предках столько всего интересного, что это кажется просто невероятным. Корни рода Александра Макарова теряются в XI веке в Нидерландах. Он происходит из известного древнего рода Спенглеров. Среди них были титулованные бароны, инженеры путей сообщения, проложившие дороги по территории всей России, революционеры, музыканты. То был уникальный род людей образованных, верой и правдой служивших Отечеству. И вот как раз в день 50-летия Александра, они оказались в Париже, доме на Елисейских полях с видом на Эйфелеву башню, где их принимал 93-летний барон Спенглер. Александр Борисович еще помнил немного русский язык. Таким вот содержательным оказалось туристическое путешествие — благодаря генеалогии и погружению в историю былых времен. Генеалогия – это ведь история страны, отраженная в жизни рода, семьи.
— Знаю, что вы страстные почитатели искусства, вас часто можно встретить на вернисажах, раньше в Открытом университете на лектории по искусству Виктора Семеновкера. Как у вас началась любовь к искусству?
— Я в детстве начал заниматься филателией, — рассказывает Александр. — И предпочитал собирать марки с произведениями искусства. Когда появилась семья, на филателию уже не хватало средств, но Оля все мои марки систематизировала и даже создала по ним каталог, так что мы оба оказались вовлечены в этот процесс. Поступая в институт в Ленинграде, решил посетить Русский музей. И когда я увидел «Девятый вал» Айвазовского размером в стену, а не в размере марки, меня это ошеломило! Мне казалось, что меня накроет — такое было ощущение! С тех пор мы с Олей ходим в музей для того, чтобы получить новое ощущение.
— Иногда мы идем в музей ради одной картины, — вступает в разговор Ольга. — Когда ходили в Париже в музей Оранжери на импрессионистов, нас поразил Ренуар. Он был совершенно потрясающий, светлый, яркий, незабываемый, совсем не такой, как у нас. Вернувшись, помчались в Эрмитаж на часик ради Ренуара, чтобы сравнить. И поняли: просто те картины, что мы видели, относились к периоду влюбленности Ренуара, поэтому и окрашены были в яркие тона. Так влияет на нас наше настроение, состояние. Родственники, помнится, тогда подивились: кто же ходит в Эрмитаж на часок? А мы бываем там не один раз в год. В марте этого года Саша возил меня в Эрмитаж на Рафаэля. Это был его подарок мне на день рождения. А прямо сейчас идем на очередную лекцию к Артему Стародубцеву.
— А еще мы по жизни волонтеры и гордимся этим, — продолжает Ольга. — Последние 10 лет активно участвуем в волонтерском движении. Событий разных и очень интересных было очень много. Нам удалось проработать волонтерами на одном из самых крупных событий в Сочи в 2017 году – на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Мы участвовали в церемонии открытия фестиваля в большом ледовом дворце Олимпийского комплекса. В тот момент, когда на огромной круглой сцене мы развернули огромное панно с флагами государств мира, зал встал. Это было такое ликование! Невероятное ощущение полета, энергии, силы единства! Свободного времени было совсем мало, но мы успели попасть на концерт-беседу Игоря Бутмана, сходить на пару лекций. Рядом с молодыми оптимистами и сам становишься моложе. У нас прекрасная молодежь!
К рассказу Ольги Саша добавил, что за участие в волонтерском движении Ольгу наградили медалью «Мы вместе».
— Вы в самом деле вместе, и уже 40 лет! Удивляет, что все ваши увлечения, включая спорт, путешествия, генеалогию, музыку, бальные танцы — была и такая страничка в вашей жизни, судя по фотографиям, — вы разделяете их друг с другом, проживая эти моменты вместе…
— Мы разделяли между нами не только наши увлечения. У нас, как и у всех, были свои проблемы, со здоровьем, например, случались переживания, общие тревоги. Слава Богу, черных пятен не было в нашей жизни, хотя серые бывали, как и у всех. Но мы вместе по жизни, и нам интересно быть друг с другом.
Чтобы это понять, не нужны громкие слова. Достаточно увидеть эту легкую на подъем супружескую пару, перехватить их теплый взгляд, обращенный друг к другу, ободряющую улыбку, незаметное рукопожатие, нежное касание плеча. Это больше, чем просто любовь…