Семья и дети

Надо ли спешить учить ребенка читать?

Шестилетний Никита знает все о правилах дорожного движения, его ровесник Артем обожает уроки английского языка и рисования, хотя эти мальчишки, как и десятки других дошкольников, из одной «Розы ветров» Дворца творчества детей и юношества. Автор и руководитель программы Нина Борисовна КОРДОВА признается, что учится до сих пор, читает специальную литературу в поисках ответов на вопросы, которые я как раз собиралась ей задать.

— Как, по-вашему, можно определить, к чему лежит душа ребенка?

— В первую очередь душа ребенка должна лежать к людям. Если говорить об увлечениях, то главное — дать возможность увидеть то, к чему душа может лежать. Музыканты, художники часто ведут ребенка по своему пути. И он действительно становится виртуозом. Но они лишают его возможности попробовать себя в детстве в другой деятельности. Вдруг он стал бы великолепным чтецом или хорошим руководителем? Родителям нужно понимать: чем шире круг занятий ребенка, тем у него больше возможностей проявить себя. 

— На этой основе вы и создали «Розу ветров»?
— Да. Программа появилась очень давно, 23 года назад, она была первой в Советском Союзе. Здесь, во Дворце, ребенок может попробовать себя во всем. 
— Желающих попасть к вам очень много…
— Это так, но мы ни для кого исключения не делаем. Исключения в смысле «исключить». Берем всех.
— Если у родителей нет возможности приводить ребенка на занятия, как понять, какие у него способности?
— Есть выставки, музеи, спектакли, концерты. Ребенку нужно как можно больше показывать, гулять с ним. Спешить учить дошкольника читать и писать не стоит, это в последнюю очередь. Известно, что 5 — 7 лет — это рисовальный возраст.
 — Сколько минут должно длиться занятие у дошкольника?
— Зависит от возраста. Пятнадцать минут, максимум полчаса. 
Нина Кордова не устает удивляться детям. На стене ее кабинета висят листки с их неординарными высказываниями, забавными только на первый взгляд. Нина Борисовна много размышляет над терминами «способность», «талант», «гениальность»…
 
— Дети часто демонстрируют нестандартное отношение к событиям, к языку. У них на все своя точка зрения, иногда удивляюсь, почему ни одному взрослому это не пришло на ум. Ну а вундеркиндов в наше время очень много, особенно среди детей 5 — 7 лет. Однажды в моей группе из 12 человек было три Миши. Один в 5 лет сочинил поэму. Его стихотворные загадки были ничуть не хуже, чем созданные признанными поэтами, а переводы с английского потрясали стилем, слогом и близостью к тексту.
 
Второй Миша не только имел литературный дар, но и был невероятно одарен в рисовании. Третий Миша в 6 лет решал задачи 9 класса. У всех троих была колоссальная поддержка со стороны родителей. Судьба у них сложилась по-разному. Первый Миша проучился в трех вузах, но в конце концов приобрел рабочую специальность и поражает коллег творческим подходом к рутинной работе и искрометными эпиграммами. Второй Миша в подростковом возрасте увлекся биологией, медициной и стал хорошим врачом. Третий Миша в 15 лет окончил университет. Сейчас он в области программирования, как говорят, впереди планеты всей. 
Считаю всех детей способными. А чтобы вырос талантливый, нужна поддержка со стороны семьи и просто со стороны. Даже такая мелочь, как мебель, должна учитываться. Задатки, способности, талант, гениальность — наверное, ступеньки выстраиваются в таком порядке.

После беседы мы спустились в холл дворца. Нину Борисовну окружили малыши. Задрав головы, они рассказывали свои новости. Ласково, но четко она распределила их по группам. За час малыши посетят несколько занятий. Родители заняли места на скамейках: этот час они проведут за просмотров старых добрых мультфильмов.

 
Психологи разработали примерную таблицу, по которой можно определить способности ребенка. На нее и ориентируются педагоги «Розы ветров». 
Сфера деятельности,                             Характеристика ребенка 
в которой проявляются способности

Интеллектуальная — наблюдателен, разносторонне любознателен, имеет исключительную память, охотно и легко учится, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, умеет хорошо излагать свои мысли.

Математика — проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов, проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании цифр и знаков, с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания, разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание — внимателен к предметам и явлениям, проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации, часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов, проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам.
Сфера творческого или продуктивного мышления — чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей), часто делает все по-своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей, способен продуцировать идеи или находить оригинальные решения.
Сфера общения и лидерства — легко приспосабливается к новым ситуациям, другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, часто руководит играми или занятиями других детей, с легкостью общается с детьми и взрослыми, дети часто обращаются к нему за советом и помощью. 
 
Изобразительное искусство — проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием или лепкой, демонстрирует опережающую свой возраст умелость, осознанно строит композицию картин или рисунков, его работы отличают отменная композиция, конструкция и цвет. 
 
Музыка — проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает.

«Лицей» № 11 2010