Семья и дети

Учусь быть мамой. Если ребенок не играет

 
{hsimage|Детки 2-3 лет очень хорошо играют с ребятами постарше ||||} Исследователи выяснили, что мама становится опытной, терпимой и почти идеальной к пятому ребенку, когда она с легкостью определяет потребности своего малыша. Получается, что идеальные мамы — это бабушки. Но хорошей мамой хочется быть с  первого ребенка.

 

Я мама троих детей. Старшему мальчику пять лет, девочке четыре года, малышу полтора. Все детки воспитываются дома. Мне есть чем поделиться. Но не судите строго, я по-прежнему еще только учусь быть мамой. И я буду рада, если мои мысли покажутся интересными.

Детские магазины за последние несколько лет превратились в такое изобилие товаров, что туда и детей водить страшно. Все сверкает, поет синтетически-притворными голосами, иногда противно пахнет пластмассой или, наоборот, благоухает слишком сладко… Многие разумные поначалу идеи доведены до абсурда. Если раньше серию для девочек составляли шампунь и мыло, то теперь появились и лак для ногтей, и помада, и зубная паста. И все это в розовой упаковке с клубнично-малиновым  (читай аллергенным) ароматом. Обычные пистолеты превратились в такое рычаще-кричащее безобразие, что мимо полок с оружием, если не удалось их обойти, хочется как можно быстрее пробежать.

{hsimage|Мои дети ||||} Примерно до трех лет малыш не спрашивает, откуда берутся игрушки. Но дети должны играть, хотя часто они этого не делают. Тянутся к компьютеру, смотрят телевизор, напевают современные песни, подхваченные с радиоволн, имитируют звуки стреляющего оружия, выясняют отношения, но те самые современные красивые игрушки валяются ненужными по всей квартире. Почему?

Возможно, как раз из-за этого самого изобилия. У ребенка так много всего, что он не хочет играть ни во что. Его пугает сама возможность выбора. Вторая вероятная причина в том, что малыш просто не умеет играть. Ведь многие детки растут единственными в семье и иногда у них нет соратника по играм. А с мамой и папой почему-то игра не складывается. Причины могут быть разными — занятость родителей, их нетерпение, да и нежелание ребенка играть со взрослыми. По поводу детсадовских детей пока ничего не скажу. Мои дети в сад не ходят. Но по опыту семейного воспитания знаю, что многому дети учатся по примеру. И, если малыш в садике что-то увидел, то наверняка игру эту покажет и дома. А уж если повезло с воспитательницей, то ребенок освоит многие игры и будет знать, чем занять себя дома или в гостях, были бы только игрушки.

А пока ребенок дома, игрушек много, очередь в детский сад еще не подошла, посещение магазина превращается в игру : «Мам, купи-и-и!». Мама купила — и все же ребенок не играет. Что делать?

Несколько практических советов

* Если игрушек много, их нужно рассортировать (об этом в следующем тексте).

* Полезен эффект новизны. Хорошо иметь несколько коробок с игрушками, которые на время выносятся на балкон или убираются на шкаф. Как только одна порция игрушек надоела, ее можно заменить на другую. Но при этом важно помнить, что те игрушки, которые особенно дороги чаду, трогать не обязательно. Этот совет актуален для тех, у кого детки в возрасте до 2-3 лет.

* Перестать  бессмысленно покупать все, что просит чадо. Иначе это потом очень осложнит жизнь. Посещение магазинов детских игрушек не самое полезное занятие, но уж если без этого не обойтись, лучше договориться — за чем именно вы идете.

 
* Обсуждать с родственниками или друзьями, что они хотят подарить малышу. Особенно накануне праздников. Потому как на день рождения или Новый год часто  приносят сладости, но многим детям они противопоказаны. По крайней мере можно корректно напомнить: «Катеньке нельзя шоколад. И она не играет в мячик» или «Из сладостей малышу можно только мармелад и пастилу».

*
Если ребенок  смотрит телевизор, увлекается мультиками и компьютерными играми, постоянно слушает радио, тогда ему просто некогда играть. Поэтому лучше мультики показывать в ограниченном количестве, телевизор при ребенке не смотреть, а шум приемника приглушить при разговоре с чадом.

* Случается, что малыш не играет совсем или играет очень примитивно. Это повод задуматься и начать искать информацию о том, как разнообразить его игру или, может быть, найти ему напарника. Детки 2-3 лет очень хорошо играют с ребятами постарше. Иногда ключик к сердцу ребенка с легкостью подбирают бабушки и дедушки. Так проблема решается сама собой.

Игра для ребенка — подготовка к реальной жизни. Так он овладевает навыками, которые ему пригодятся  в более старшем возрасте. И даже если вам в игре малыша что-то совсем не нравится, это не повод для уныния. Игра хороша тем, что ее можно доиграть, переиграть и даже начать сначала.

Фото автора

  • катерина новикова

    Очень важно, чтоб игрушки соответствовали возрасту ребенка и несли развивающую функцию. Для детей раннего возраста (до 3 лет) характерна предметная деятельность и очень неустойчивое внимание. Малыши любят перебирать кубики, вкладыши,собирать пирамидки, играть в различные стучалки, катать машинки, греметь погремушками,любят пальчиковую гимнастику. После трех лет начинает появляться сюжет. Появляются куклы, разного рода машинки и различные игровые сюжеты. Но в этом возрасте дети еще играют «рядом», то есть сами по себе, но рядом со сверстниками. А вот после 4-х лет появляется потребность в совместной деятельности не только со взрослыми, но и со сверстниками. В играх появляется сюжет, в который можно играть до нескольких дней. Кроме того, появляется потребность играть в развивающие настольные игры, шашки, лото.

  • Мария Голубева

    Из игрушек для четырех лет… У нас были популярны говорящая азбука, мыльные пузыри, раскраски, пластилин, который при нагревании превращается в пластмассу, карточки с разными картинками(можно сделать самим и придумывать по ним истории, обсуждать нарисованное), книжки и конструктор. Думаю, иногда надо ориентироваться на эффект новизны, иногда на совместное делание с ребенком. И самое сложное, но важное — уже сейчас пытаться находить варианты совместное деятельности сестренки и братика. Даже если малышка будет что-то напевать братику — это хорошо. Улыбаться, читать стишки, держать за руку, показывать погремушку… Оля, все получится)

  • Ольга Харламова

    Машенька, четыре :)

  • Мария Голубева

    Оля, а сколько лет старшей девочке?

  • Ольга

    Моя доча не любит играть одна, только с мамой или папой, тогда игрушки идут в ход, и фантазия работает. Но с рождением второго ребенка просто невозможно стало уделять ей столько времени, как раньше. Вот она и дуется, и говорит, что скучно.

  • А.А.

    Мария, спасибо большое за интересные советы! Интересная тема. Хотелось бы прочитать продолжение!

  • Ксения

    А еще важно чтобы игрушки комбинировались, на мой взгляд. Сочетались! У моего самые любимые — смешарики маленькие, он их и на машинах разных возит, и из кубиков им строит, и в мисочке купает) ну и тд и т.п.

  • Елена

    По собственному опыту с детьми знаю еще, что они не любят «законченные» игрушки — такие, с которыми надо играть как с таковыми, это быстро наскучивает. Кубики, конструкторы, даже самые примитивные, пользуются неизменной любовью — из них можно сделать Другое. «Машинка» из детского стульчика с накидкой, придуманная во время игры, по всем статьям выигрывает у большой яркой машины, предназначенной как раз для этой цели. Маленький сын когда-то на вопрос, почему он с ней не играет, ответил: С ней нечего делать.
    И еще мне кажется, дети не любят слишком яркие игрушки.