Дочь пытаются разлучить с матерью вопреки их желанию быть вместе. Как такое может быть?! Оказывается, может. В Карелии, в одном из райцентров.
В этой шокирующей истории готов помочь российский эксперт по сиротству Александр Гезалов.
«Не дербаньте детей, дайте им отдохнуть, » — попросила ретивых чиновников на рабочей встрече в Минобразования Карелии на прошлой неделе сотрудница инспекции по делам несовершеннолетних. Однако ни детский омбудсмен Карелии Оксана Старшова, ни чиновники Министерства образования РК не только не защитили молодую женщину Клавдию (имя изменено. — Н.М.), дочь которой неожиданно стала наследницей миллионов, более того — поддержали ходатайство о лишении ее родительских прав!
Все перипетии драмы, которая началась осенью прошлого года и длится до сих пор, дербаня детей, доведя их мать до болезни, описала моя коллега Татьяна Смирнова во вчерашней публикации «Девочка и миллионы» в «КП» в Карелии».
Татьяна, как и депутат ЗС Андрей Рогалевич — в отличие от Оксаны Старшовой и чиновников минобраза — встречалась с двумя дочерьми Клавдии (старшая от первого брака. — Н.М.), своими глазами видела, что дети любят мать, буквально виснут на ней, не хотят расставаться. А она не мыслит своей жизни без дочек. У Клавдии действительно есть проблемы, нужно помочь ей справиться с ними, а не добивать, не уничтожать. Иначе зачем нам многочисленные социальные и психологические службы, детский омбудсмен? Иначе люди ли мы?
В публикации Т. Смирновой цитируются слова детского правозащитника Галины Григорьевой, давно помогающей семье Клавдии:
«– Необходимо отдать должное работникам опеки и попечительства, которые несмотря на осуществляющееся на них до сих пор давление, считают, что Клавдия способна справляться со своими родительскими обязанностями. С февраля 2015 года она активно по договору сотрудничает со специалистами районного центра помощи семье и детям, которые отмечали серьезный прогресс в ее стремлении развивать родительские навыки. Меня искренне возмущает проводимая министерством образования в этом конкретном случае политика – антигосударственная и непрофессиональная».
Не поверила бы, что такое возможно, но на встрече в Минобразе сама услышала, как руководитель службы районной опеки заявила о давлении на нее со стороны чиновников, требующих подать иск в суд на лишение Клавдии родительских прав. Надо было видеть негодующее лицо руководителя службы опеки, когда выступала Оксана Старшова и проникновенно рассказывала, как она защищает ребенка Клавдии!
Я попросила прокомментировать эту шокирующую историю Александра Гезалова, известного правозащитника, эксперта Общественной палаты РФ по сиротству, помощника депутата Госдумы РФ Ольги Баталиной:
— Я считаю, что такие вопросы нужно решать неспешно. Не лишать родительских прав, а провести качественную работу как социальным службам, так и тем, кто за это отвечает, — комиссии по делам несовершеннолетних и опеке. В рамках общероссийского проекта «России важен каждый ребенок» это и есть национальная стратегия в интересах детей, заявленная президентом Путиным. Даже если ситуация непростая, сегодня есть механизмы, при которых детей и маму необязательно разлучать. Вся социальная работа может вестись на территории семьи с подключением либо родственников, либо общественных организаций. Возможно, налицо непрофессионализм структур, которые отвечают за снижение кризиса в наших семьях. Возможно, и госпожа Старшова не желает разбираться в ситуации и находится под влиянием чиновников. Я готов подключиться, если потребуется.
…Бывают ситуации, когда, как это ни горько, но надо родителей лишать прав, просто нет иного выхода, нужно спасать ребенка. Знаю о подобном случае, когда за пять лет (!) мать ни разу не позвонила дочери, не поздравила с днем рождения, не поинтересовалась ее жизнью. Случай с Клавдией принципиально иной. Как сказал после встречи в минобразе один из ее участников, все понимают истинную причину, по которой ведется жесточайшая борьба за ее дочь, — это большие деньги, неожиданной обладательницей которых она стала. А вот при чем тут чиновники?..
Галина Григорьева и Татьяна Смирнова направили обращение вице-премьеру РК Валентине Улич, в котором потребовали провести общественный контроль действий Министерства образования Республики Карелия в отношении органа опеки и попечительства района, в котором живет Клавдия и ее дети.
Пожелание «не дербанить детей и отправить их на отдых» пока, увы, так и остается только пожеланием.