Семья и дети

Детей я душой чувствую…

Учить играя – это, наверное, мечта любого учителя, особенно того, кто работает в начальной школе. Дети готовы играть с утра до вечера, об этом знает любой выпускник педвуза. Знает об этом и Любовь Павловна КОШЕВА, социальный педагог республиканского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Возрождение».

kosheva.jpg Школе эта энергичная и очень добрая женщина посвятила пятьдесят два года, семь из которых прошли  в центре. Все это время Любовь Павловна работает по программе социально-педагогической реабилитации детей из семей социального риска «В школу с радостью». Это значит, что она учит ребят, которые по каким-то причинам не могут адаптироваться в обычной школе. С помощью  специалистов центра и при непосредственном участии Любови Павловны ученик должен не просто вернуться в общеобразовательную школу, а захотеть учиться.

Своими секретами  учитель с полувековым стажем поделилась с нашими читателями.

– Любовь Павловна, что вы любите в своей профессии больше всего?

– Люблю просто учить: писать буквы и цифры, считать. Мне нравится математика, но среди моих учеников много врачей, учителей, юристов, экономистов – людей очень разных. И, знаете, что я давно заметила? Дети сильные, которых нужно только направить и они пойдут дальше в своем развитии, став взрослыми, не всегда узнают тебя на улице. Но те, с кем ты особенно долго возился, вытягивал, помогал, подойдут всегда.

– Выходит, со сложными детьми у вас отношения особенные?

– Я сама в детстве была такой же сложной. И с уроков сбегала, и с ребятами дралась. Была четвертым ребенком в семье. Три брата меня и воспитывали. Моего отца расстреляли, когда мама была на четвертом месяце беременности. Несмотря ни на что она меня родила и неизменно помогала мне и братьям. А еще рядом с нами всегда были родственники, которые живут по всей Карелии. За десять лет учебы я трижды по разным причина  меняла школу: переходила из начальной в среднюю, потом и вовсе переехала к старшему брату, который к тому времени окончил ФЗО. И нигде не чувствовала себя обделенной или брошенной. Это от того, что рядом были родные люди – дяди, тети, братья, сестры, которые помогали и поддерживали. И сейчас наша родня держится вместе.

… О трудных временах в своей жизни Любовь Павловна Кошева говорить не любит. Вернее, совсем не говорит. Но в ее жизни произошли две огромнейшие потери – сына и мужа. Как справляются с таким горем, обычно не спрашивают. Но я знаю точно, что помогли ей в этом работа и ее ученики. Сначала Любовь Павловну убедили не уходить из родной шестой школы, в которой она отработала тридцать три года. А потом поняла, что без детей, проверки тетрадей жизнь стала бы слишком скучной. Скучать же Любовь Павловна не привыкла. Она всегда подтянута, современно одета, любит пошутить. Иной раз неожиданно и резковато, но от души. Меня она, например, прямо спросила: «Ну что, долго допрашивать будете?» А потом мы рассмеялись, и разговор наш продолжился.

– Что вы делаете, чтобы восстановить силы, ведь бывают такие моменты, когда их нет?

– Бывают, как и у каждого человека. Часто выбираюсь к родственникам, которые в своем доме живут. Очень люблю рыбалку. Летом на даче у меня непременно на столе уха. Зимой на лыжах катаюсь. Я ведь  начинала работать в школе после окончания педагогического училища учителем физкультуры. Это во многом мне помогло, когда я стала учительницей начальных классов. Мы с ребятишками всю страну объездили! Так в походах, постоянных встречах с интересными людьми я отдыхала, когда молодой была.

 – Любовь Павловна, слышала, что в шестой школе вы долгое время работали с  классами ЗПР?

– В девяностые годы такие классы в Карелии только начали появляться. Детей, а их в каждом классе  было не меньше тридцати, привозили с разных концов города. Мы начинали учить ребят со второго класса. На самом деле приходилось заново проходить программу первого года обучения. Сейчас мне кажется, что лучше не делать отдельных классов для школьников с задержкой психического развития. Все дети должны учиться вместе, если это не тяжелая умственная патология. Пусть учатся друг у друга хорошему, а не живут в резервациях. Это к тому же хорошая подготовка к жизни вне школы, в обществе обычных людей.

– Наверное, опыт работы с такими детьми помогает вам и в сегодняшней работе?

– Да, помогает, но я детей в нашем центре «Возрождение» душой чувствую, понимаете? Они все сложные, часто педагогически запущенные, не стремятся к знаниям, потому что ими, как правило, не обладают. И вот в каждом конкретном случае я пытаюсь помочь ребенку.

Знаете, у нас был парень, по документам он в восьмом классе  учился. Поначалу я даже не знала, умеет ли он читать. В первый день книгу какую-то листал, во второй Библию взял. А на третий я ему сказала: «Ты напиши мне что-нибудь, посмотрим, все ли буквы ты помнишь». И он написал пару предложений. Так начались наши с ним индивидуальные занятия. Потом Владимир мне сказал, что в восьмой класс он ни за что не хочет, потому что ничего там не понимает, зато в четвертом ему интересно.

– Любовь Павловна, как же у вас получается требовать результатов от детей, которые не привыкли учиться?

– Я прошу ребят выполнять мои требования: стараться быть прилежными, не зевать на занятиях, внимательно слушать объяснения. В каждом случае стараюсь придумать что-то такое, отчего ученик сразу постарается изменить поведение к лучшему. Именно этому меня учили в карельском педагогическом училище. Например, раззевается кто-то из моих подопечных, а я полушутя скажу, что за каждый зевок он останется после урока на пять минут. Иногда и до сорока минут набегает таких «внеурочных» зевков. На первый раз я прощу, а потом все же оставлю этого соню на дополнительное занятие. Оно все равно в данном случае лишним не будет, а наедине у нас появится возможность узнать друг друга поближе. Ребенку, который ушел из семьи или потерялся, в общем, оказался в сложной жизненной ситуации, нужна помощь, в том числе и обычное человеческое общение.

Примером такого человеческого общения становится каждый рабочий день Любовь Павловны. В девять часов собираются ученики на занятия. Поначалу нехотя заходят в класс, рассаживаются по своим местам, но, спустя несколько минут  детей просто не узнать. Для начала Любовь Павловна «будит» своих подопечных – то непривычно сложным примером, который разбирают всем классом, то заковыристым ребусом, то обычной игрой на внимание и память.

Ситуация осложняется тем, что обычно ребята разного возраста. Один учится в первом классе, другой – в третьем, а еще кто-то должен учиться в седьмом, но пока восстановил свои знания лишь до пятого класса. И несмотря на все «но» Любовь Павловна учит ребят работе в команде, учит не бояться ошибаться и в тоже время думать.

После такой разминки начинается индивидуальная работа. На моих глазах, можно сказать, играючи, учительница проверила домашнюю работу по русскому у Вовы, пока тот читал учебник по природоведению, Насте задала несколько вопросов по литературе, Рома в это время решал задачу по математике, а Вася учился выводить букву «з».

– У вас есть есть в жизни правило, которому вы всегда следовали?

– Да. В начале моей педагогической жизни мне очень помогала Ида Федоровна Арайс, которая стала моим наставником. Однажды она сказала так: «Никогда, слышишь, никогда не кричи на детей и не унижай ребят своим неуважительным к ним отношением». Я эти слова запомнила на всю жизнь. И ни разу это правило не нарушила.

Фото автора

"Лицей" № 5 2008