Борьба за право сына посещать детский сад довела молодую маму до больницы.
В очередь с рождения
В очереди на получение места в петрозаводских детских садах сейчас числится 471 малыш, все они родились в этом году. Это не значит, что родители планируют немедленно отдавать своих детей в ясли, они заботятся о том, чтобы с трех лет у малыша появилось гарантированное место в детсаду. Среди трехлеток заветного направления ожидают 1353 ребенка, а всего в общей очереди находятся 9057 детей.
В апреле в Петрозаводске обещают открыть новый детский сад на улице Зеленая, очередь сократится на 280 детей. Предпринимаются и другие меры, чтобы сократить очередь. Однако проблема все еще очень острая, поэтому в каждом садике пытаются укомплектовать группы полностью.
Хождение по кругу
Первый год посещения детского сада можно сравнить с курсированием по замкнутому кругу — два дня среди ребят, две недели на больничном дома, поход в поликлинику. Кто-то болеет каждый месяц, а у некоторых дни, проведенные среди сверстников, можно пересчитать на пальцах одной руки.
— Мой сын пошел в 115-й детский сад в октябре, ему было тогда два года семь месяцев, — рассказывает Анна Маркелова. — У нас были три попытки начать посещать садик. С 8 октября Саша отходил в сад пять дней, затем проболел неделю, а когда его выписали и он снова отправился в садик, то буквально на следующий день пришлось обратиться к врачу — у него появились проблемы с дыханием, кашель, затем поднялась температура. Пришлось лечиться антибиотиками. С октября по 14 февраля он находился на домашнем режиме, есть справка от педиатра. В феврале Саша был в садике лишь два дня, и снова больничный, антибиотики, домашний режим…
В семье Маркеловых есть еще девятимесячная дочь. Родители заинтересованы, чтобы сын ходил в садик, но пока из-за болезней это не получается. К тому же заведующая детским садом № 115 Людмила Григорьевна Тимофеева стала предлагать вернуть ребенка в общую очередь и не занимать место, хотя все пропуски подтверждены справками от врача.
— Создается впечатление, что меня в чем-то подозревают, — недоумевает Анна Маркелова. — Медицинский работник детсада даже уточняла в поликлинике, насколько серьезно болеет Саша. 15 февраля, во время нашего последнего разговора с заведующей, она снова предложила мне перевести ребенка в общую очередь. Мотивировала тем, что место мы занимаем, а в сад не ходим.
Омбудсмен по правам ребенка: «Родители должны знать свои права!»
Комментарий по этой ситуации дала нам Марина Зверева, омбудсмен по правам ребенка в Карелии:
— Заведующая детским садом абсолютно не права. Мамочка получила направление в законном порядке, ее ребенок имеет право посещать дошкольное учреждение. Я считаю, что сейчас происходит давление, направленное на выживание ребенка из этого детского сада. Родители не должны бояться заявлять о случившемся. Они могут обратиться ко мне или в управление образования города с письменным заявлением, в котором описывается ситуация. Очень важно в этой ситуации сказать заведующему детским садом, что они знают свои права и обязанности, поэтому, если не прекратится психологическое давление, то последует обращение в Прокуратуру РК или любой орган, который надзирает за работой этого учреждения образования. Если руководство детского сада считает, что содержание часто болеющего ребенка им невыгодно, необходимо сесть за стол переговоров и обсудить вопрос с вариативным устройством других детей в сад. Судьба отдельно взятого ребенка, которого пытаются лишить законного места, здесь не при чем.
…Анна Маркелова, мама Саши, попала в больницу. В медицинской карте зафиксировано, что болезнь спровоцировало сильное эмоциональное потрясение.
Чиновник: «Ребенок не готов к детскому саду»
Находящейся в больнице Анне Маркеловой 13 марта снова позвонили, на этот раз из управления образования Петрозаводска и порекомендовали перевести ребенка в общую очередь, поскольку он сейчас болеет и не посещает детский сад.
Наталья Кривицкая, ведущий специалист управления образования Петрозаводска, сказала нам по этому поводу следующее:
— Мы общаемся с мамой уже не первый раз. Александр Маркелов с октября посещал садик всего несколько дней. Можно говорить о том, что ребенок по состоянию здоровья не готов к детскому саду, он формально занимает место. Поэтому заведующая детсадом и предложила такой вариант – восстановиться в общей очереди, а в тот момент, когда он будет готов посещать дошкольное учреждение, место ему предоставили бы в этом же саду. Но маму не устроил этот вариант, поэтому место мальчика за ним сохраняется, он является воспитанником этого детского сада. Договор, заполненный родителями при поступлении ребенка в ДОУ, остается в силе, справки о состоянии здоровья ребенка мама предоставляет вовремя.
Зав. детским садом: «Ему лучше побыть дома»
У Людмилы Тимофеевой, заведующей детским садом № 115, свой взгляд на ситуацию:
— За этот учебный год, который уже подходит к концу, ребенок был в саду пять дней. После разговора с мамой выяснилось, что Саша болел и раньше, когда ходил в частный детский сад. Поэтому я предложила подумать родителям о том, чтобы ребенок пока побыл дома. 1 сентября 2013 года я готова взять Сашу обратно в детский сад, даже сверх списка. За это время ребенок бы окреп. Я знаю, что не имею права снять ребенка с садика по своему усмотрению и вернуть в общую очередь. Подобное возможно только по заявлению родителей. Хочу уточнить о поликлинике — общалась с педиатром не я лично, а медицинский работник. Речь не шла о диагнозах — они и так есть в справках, нас интересовали рекомендации врача. Педиатр, как и мы, считает, что пока ребенку лучше быть дома.
Хотя Сашина мама Маркелова в больнице, думать о своем здоровье ей некогда, заботы о детях на первом месте.
— Мы с мужем не исключаем, что нам придется решать вопрос о переходе в другой детский сад, — не скрывает Анна. — Точнее мы определимся, как только я поправлюсь. Наше дело находится на личном контроле у Марины Михайловны Зверевой.
Депутат: «Место в детсаду никто занять не может»
Ольга Залецкая, депутат Петросовета, заместитель председателя комиссии Петросовета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту, считает, что ситуация с дефицитом мест в детских садах остается по-прежнему напряженной:
— К детсаду наши северные дети адаптируются сложно, часто и продолжительно болеют. В результате возникает ситуация, когда в реальности в группе детей меньше, чем по списку. В этой ситуации мамы, чьи семьи особо остро нуждаются в устройстве ребенка в садик, просят предоставить возможность временного устройства детей — на место того, кто болен, хотя бы на несколько месяцев, до момента, когда подойдет их очередь. Но сделать этого заведующие садами не могут, поскольку место ребенка, полученное по направлению из мэрии, никто другой занять не может, даже временно.
Точка не поставлена
Подобные конфликты в детских садах не исключение, мне известно еще о двух похожих историях в Петрозаводске. В каждой из них есть свои нюансы. Но до тех пор, пока родители не начнут говорить об этих и других проблемах открыто, аргумент про чужое место так и будет работать. Место, положенное конкретному ребенку в конкретном саду — это его место. Оно должно быть гарантировано каждому малышу Петрозаводска, начиная с трех лет. Если же места нет — необходимо платить родителям достойную компенсацию или искать альтернативный способ решения проблемы. Но решать задачку о правах одного ребенка с помощью ущемления прав другого нельзя.
История с Сашей Маркеловым еще не окончена. Когда поправится его мама, которая заболела, столкнувшись с несправедливостью? Сумеют ли родители повести ребенка в этот же сад, право быть в котором пришлось отстаивать? Не решат ли мама и папа подать в суд, чтобы подобное не повторялось больше? И есть ли гарантия, что не повторится?