Свободная трибуна

Обратный эффект

Начавшееся в республике празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне заставляет задуматься о том, станет ли эта дата действительно событием или очередным «мероприятием» по разделу «патриотическое воспитание».

Мемориал павшим воинам. Село Деревянное, 8 сентября 2009 годаВ сентябре, за три недели до празднования 65-летия освобождения Карелии, мы проезжали через село Деревянное. Остановились у мемориала погибшим за освобождение края воинам. Картина удручающая: внутри ограды все заросло сорняками, тропинка к надгробным плитам, похоже, давно не чищена. Читаем полузасыпанную опавшими листьями надпись «Вечная слава павшим в боях за свободу и независимость социалистической Родины в годы Великой Отечественной войны».

 
И это не единичный случай. Запустение мемориалов видим в кадрах, запечатленных на днях Карельским ТВ в Вилге и Калевале.
На вопрос о неухоженности участка воинских захоронений на почетном Сулажгорском кладбище, замеченной 22 июня (!), новый мэр Петрозаводска Николай Левин ответил на прямой линии в городской газете в том духе, что надо бы школьникам заняться наведением порядка. Но ведь сподвигнуть их на благое дело должны взрослые!
В одной из школ республики услышала недавно, что там как раз составляют план к 65-летию: «У нас всегда на 23 февраля и День Победы мероприятия проходят». Очевидно, в этом плане будут до боли знакомые «научные» конференции, на которых дети монотонно читают переписанные из книг сведения, встречи с ветеранами, которых школьники не знают о чем спрашивать. Вижу в этом будущем плане, да и не только там, неуважительную по отношению к ветеранам и нашей истории аббревиатуру ВОВ.
Никакого патриотизма набившими оскомину «мероприятиями» не воспитаешь, добьешься, скорее, обратного эффекта: святая тема навязнет в зубах, дети так и не осознают всего ужаса фашизма, не прочувствуют, как страшно, когда «до смерти четыре шага», не поймут, что такое неволя, голод и холод, и не узнают цену самопожертвования.
В Карелии есть замечательный опыт действенного, живого приобщения детей к исторической памяти, о таком в этом номере пишет «Моя газета+». Поисковая работа, походы по местам боев, записи воспоминаний очевидцев страшных лет, в первую очередь своих родных. Главное – не голые факты, не пересказывание чужих текстов, только эмоционально пережитое входит в сознание ребенка. Неоценима в этом роль искусства.
Не забыть спектакль «А зори здесь тихие…» в студенческом театре «Подвальчик» Карельского педуниверситета. Все представления проходили в битком набитом зале, студенты иняза, ведомые своим преподавателем Владимиром Прозоровым, достигали удивительного перевоплощения, гибель героев воспринималась как личная трагедия. Такой же силы сопереживание рождалось на представлении ансамбля «Кантеле» «Гастроли длиной в войну». За 40 минут артисты больше рассказали о 1418 днях Великой Отечественной, чем иные школьные «конференции». Думала, на спектакле побывают все школьники республики, увы, массового пришествия не наблюдалось. И не детей в том вина.
Огромный потенциал у отечественных фильмов о войне. В петрозаводской школе молодая учительница на уроке истории показала ученикам знаменитый фильм Михаила Ромма 60-х годов «Обыкновенный фашизм». После этого отношение старшеклассников к фашизму изменилось с безразличного на резко негативное. Какие-то фильмы, естественно, уже устарели, но такие ленты, как «Летят журавли», «Отец солдата», «Судьба человека», потрясают по-прежнему. Благодаря современным мультимедийным системам, имеющимся почти в каждой школе, особых затрат показ фильмов не требует – в отличие от помпезных, рассчитанных на внешний эффект акций.

Фото Ирины Ларионовой

 
"Лицей" № 10 2009