Свободная трибуна

Поморский вопрос

Общественные организации надеются, что на съезде поморов разговор пойдет о широком круге проблем, в первую очередь о безработице, а не будет носить исключительно культурно-этнографический характер. 
 
В марте журналист «Лицея» Ирина Ларионова побывала в командировке в поморских деревнях. Впечатления у нее остались полярные. Радостные после встреч с людьми, сохраняющими старинный уклад, после знакомства со школой в Сумпосаде (см. публикацию на сайте). И грустные от того, что происходит с поморскими селами:
— Нюхча, когда-то большая деревня в 400 дворов, наполовину опустела. В колхозе, где раньше было несколько бригад, и не только рыболовецких, но и сельскохозяйственных, теперь всего два звена по три человека. Выловленную рыбу девать некуда. Клуб холодный, ремонт в последний раз, наверное, сделан был в советское время, свет едва теплится. Особая гордость сельчан своего рода краеведческий музей — сотни предметов поморского быта. Правда, места для него нет, поэтому находится он в обычном сарае, который сельчане так и называют — Хламной сарай…
Поморы, как сообщает Википедия, субэтнос русского народа, потомки древних новгородских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. Известно, что были это люди свободолюбивые, не знавшие крепостного права.
Предыдущие съезды поморов состоялись в поселке Умба Мурманской области и в Архангельске. О предстоящем съезде, который пройдет 16 — 17 сентября в Беломорске, о том, что волнует местных жителей, шла речь на недавней встрече членов общественных организаций «Русский Север», «Заонежье» с заместителем министра по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Карелии Еленой Богдановой. Надо отметить, что в Карелии именно Миннац «ответственный» за съезд, в Мурманской области и Архангельске то была забота общественных организаций.
Волнует северян многое: и природопользование, и сохранение традиционного образа жизни, но прежде всего, как повсюду, безработица. Культура тоже оказалась в положении бедной родственницы, и вовсе не по причине ее невостребованности, а из-за отношения государства, местных властей. Что говорить, если возникли сложности с сохранением даже знаменитого на всю Россию Поморского народного хора!
Социологический опрос среди русских, который только что провел Миннац Карелии в пяти районах республики (Беломорском, Кемском, Медвежьегорском, Пудожском и Лоухском), показал, что люди первое место в сохранении социальных институтов отводят учреждениям культуры (клубам, домам культуры), семье и образованию, последнее — органам местного самоуправления. Большое значение придают народным праздникам, по мнению 52,8% опрошенных, именно они связывают с культурой предков, на втором месте язык (48,5%).
Данные этого опроса, на мой взгляд, поразительны. Оказавшись в последние десятилетия на грани выживания, значительная часть сельских жителей — около трети — не сотавляет творчество: участвует в фольклорных коллективах, проводит народные праздники, занимается традиционными ремеслами.
Елена Богданова считает, что необходимо в законодательном порядке решать вопрос о статусе коренного народа у поморов. Но по мнению общественников, трудности их жизни вызваны общим социально-экономическим упадком. Вепсы имеют статус коренного народа, тем не менее и у них хватает проблем.
Председатель «Русского Севера», историк, поэт и художник Вячеслав Агапитов глубоко убежден в том, что все губит неверная идея личного обогащения: «Ставка на стяжательство ни к чему хорошему у нас не приводит». Не случайно те, кто поклоняется золотому тельцу, на Севере, как правило, люди пришлые, местные их за своих не считают. И особенно поморы — народ, не принимающий никакого рабства…
 
 «Лицей» № 4 2010