Свободная трибуна

Уроки нравственности или безнравственности?

Семиклассница принесла письмо в школьную газету:
"Совсем недавно наша классная руководительница сообщила новость о том, что в следующем учебном году лицей подвергается очередному эксперименту. В программу вводится предмет «Уроки нравственности». «Как? Еще один предмет!? Сколько можно?» — это был ответ класса. Также все смутились, когда услышали, что 200 рублей, которые нужно сдать на учебники, это лишь часть стоимости. Большинство класса заупрямилось: пусть на себе эксперимент проводят!
Мои дорогие одноклассники абсолютно правы. Нагрузка в школе огромная. Со следующего года добавляются новые предметы. Я, недолго думая, присоединилась к мнению одноклассников. И не только потому, что увеличивается нагрузка. Я считаю, что нравственность – это…словно индивидуальное наследие каждого человека. Его можно воспитать только в семье. Впрочем… и то не всегда. В большинстве случаев это просто невозможно, ибо масса негативных факторов захватывает ум подростка и медленно уничтожает с корнем все благодатные ростки чести и благородства, которые заложены в нем изначально. Что мы можем сделать, если СМИ калечат сознание ребенка? И еще нравственность – это то, что воспитывается на примере. На убедительном примере. То есть то, что познается на практике, а не в теории.
В воспитании нравственности нужен индивидуальный подход, который, к сожалению, в суровой нашей действительности школа осуществить не может. А настоящими уроками нравственности можно назвать уроки литературы. Благородные поступки, прекрасные черты характеров героев, являются лучшим источником добра и мудрости. Прочем как и жизненные ошибки и пороки, пример того, как поступать нельзя. Маша N."

«Боже, какие мысли, какой слог!» — не удержалась я, и конечно, объяснила Маше, что с этим согласятся все до единого учителя с директором. И родители, да все, кто не потерял здравый смысл и последнюю совесть. Но печатать в школьном издании – сотрясать воздух. Родители, конечно же, выплеснут гнев. И на кого? На школу. На кого же еще? Учителя сегодня как никогда бесправны. Предмет нравственности не отменят. И учебники бесплатными не сделают. Писать в школьной газете совсем напрасно об этом. Я сказала подростку, что не знаю, в какую газету смогу эту заметку отнести. И есть ли у нас в России такие издания, а главное — силы, которые начнут отстаивать простые и безмерно важные истины. Наглядный пример. Каждый педагог изначально предвидел страшный вред ЕГЭ. Сколько было протестов! И предвиденья оправдались, но власть твердит, что ЕГЭ необходимые новации. 

Впрочем, уроки нравственности, конечно, не лишние. Но ведь это все равно, что носить воду в решете для тушения пожара. 
Задумайтесь, в каком информационном пространстве находятся наши дети. Нынешнее ТВ, за исключением нескольких программ, газеты и журналы в киосках, Интернет – это уроки порока. В последнее месяцы уже на государственных каналах в непозднее время мелькают сюжеты с содомскими грехами. Или еще пример: на первом тоже государственном(!) канале отвязный сериал «Школа» показывался полгода. И это несмотря на то, что профессиональные психологи заверили, что «Школа» — практикум по растлению. Да, что психологи. Есть опыт цивилизаций – он в поговорке на всех языках: дурной пример заразителен. 
Сегодня неприятно включать радио: глупость, пошлость, похабщина. Впрочем, многие утверждают, что просто неприлично смотреть и ТВ – ну если Ксюша Собчак на пятом канале ведет шоу о модернизации образования… 
В России нарушены международные стандарты журналистики. СМИ не могут быть повально такими грязными, желтыми. Научно-познавательные, литературные журналы, в сотни раз сократили свои тиражи, и даже «Науку и жизнь», «Дружбу народов» можно найти далеко не в каждой библиотеке. Сегодня необходимо говорить об ЭКОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА, защищать ее. Ибо ценные знания, хорошая музыка, настоящее кино для нас важны не меньше свежего воздуха и чистой воды. Высокую поэзию дети должны слушать не только на уроках литературы. Как и о композиторах и художниках и их творениях они прежде должны узнать из прекрасных теле- и радиопередач и фильмов.
 
И прежде всего эти передачи должны быть для детей. Потому что дети должны учиться не только в школе и не только на УРОКАХ НРАВСТВЕННОСТИ. Разносторонние полезные знания они должны получать из журналов и газет, из программ на радио и ТВ. Ценности, которые навязывает сегодняшний эфир, противоречат тем, что содержит классическая литературы, да и элементарные нормы приличия. Учителя словесности бьют тревогу: дети просто перестают понимать Пушкина и Лермонтова. Многие ученики не понимают смысла пословиц и не хотят задумываться. Дети привыкли к языку мыльных сериалов и боевиков. И даже если они не смотрят эту низкопробную кинопродукцию, то смотрят другие дети и, к сожалению, очень многие взрослые, которые изъясняются на «новом русском». Ведь информационное пространство оно тоже подвержено законам диффузии. И от словесного смрада сложно укрыться, даже если очень захочешь.
 
Впрочем, совсем не надо убеждать в том, что если общество отвергает прописные истины, происходят непоправимые явления, которые приведут нацию к гибели. Поэтому нужно взяться за руки и выйти на улицы с требованием в корне изменить наше ТВ, радио, сделать так, чтобы лучшие издания, как детские так и взрослые, стали вновь доступны широкому читателю. Чтобы на экранах вновь появилось высокохудожественное кино. Такое как фильм «Бабуся» Лидии Бобровой. И другие ее фильмы. Как «Верую», «Ой вы, гуси». Фильмы, о которых большинство из нас даже не слышало, хотя киноленты побеждали на самых известных фестивалях, в том числе международных. Жутко, что на нашем ТВ показываются и зарубежные в фильмы седьмого сорта. Оно специально снимается для России. Высокое кино, там, где при помощи художественных средств развенчивается порок и защищается добродетель, создается и на Западе и просвещенном ныне Востоке. Но оно если и у нас показывается, то в лучшем случае глубокой ночью. 
Наверное, стоит поставить точку. Ибо пишу о том, что и без меня понятно большинству. К слову, текст я долго не могла закончить. Потому что считала, что бесполезно. Кажется, уже ни у кого нет сил, чтобы действовать. Но а как же наши дети? Что им ответить?

  • Мария Голубева

    Мне кажется, что тексты подобного плана — с фактами из школьных будней очень нужны нам, читателям. Потому как многие люди просто не осознают, что происходит в обществе, какому информационному терроризму подвергается мозг детей и особенно подростков. Моему старшему ребенку четыре года. Если он посмотрит телевизор хотя бы 30 минут, масса вопросов, а то и бессонная ночь нам обеспечена. Поэтому мы не смотрим телевизор, но старшее поколение еще нас в этом укоряет — мол, что вы делаете, как в парнике, выращиваете детей… Но они не берут в расчет то, что СМИ стали намного агрессивнее, безнравственнее и глупее, чем 20 лет назад. А передач детских — без рекламы, без заигрывания с детским сознанием, без штампов и вульгаризмов на бесплатном ТВ почти нет. Иногда очень важно знать, что кто-то думает похоже с тобой. Тогда появляются силы действовать: отказаться от ТВ, показывать нормальные мультики детям через ДВД, слушать классику и нормальную музыку не по радио, а на дисках, читать старые добрые сказки…

  • Валентина Калачева

    Скажите, пожалуйста, а что за учебник такой? Кто автор?