Свободная трибуна

Полярный взгляд на инвестиции в будущее

 
{hsimage|Маркку Ниеминен ||||} Самые яркие выступления по духовному наследию и модернизации образования на форуме "Инвестиции в будущее" были у финна Маркку Ниеминена  и немца Карла Хаана. Первый сказал, что возрождение культуры невозможно, пока люди живут в недостойных условиях. Второй убеждал, что большие деньги не решают все проблемы.

Вип-духовность

Как возродить духовность в стране? Такой вопрос поставила модератор круглого стола «Духовное и культурное наследие как фактор развития регионов»  Лилиана Жохова, советник главы РК.

«Духовный»  стол отличился скандальной ситуацией: на него не был приглашен руководитель общественной организации русской культуры «Русский Север» Вячеслав Агапитов, хотя заявка от организации была  отправлена. В отличие от него руководители других национальных общественных организаций – армян, вайнахов, вепсов, карелов, украинцев – в список участников включили. Причина, по которой Агапитова «не заметили», на поверхности: он  известен своим независимым характером и тем, что всегда говорит правду, неудобную очень для многих. Это подтвердил и вчерашний круглый стол, до участия в котором Агапитова все же допустили.

Проходил он в Доме Кантеле и вызвал недоумение чисто организационно: не было даже формально круглого стола, участники сидели в концертном зале. То  была скорее конференция с подготовленными выступлениями, которых запланировали так много, что заранее было ясно: времени на обсуждение и вопросы  не останется. Организаторы опытные — Госкомитет РК по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями и Петрозаводская и Карельская епархия РПЦ, потому сомнений нет: обсуждение в планы и не входило. А ведь показанный в начале фильм о возрождении храма в селе Кончезеро телекомпании «Ника+» вполне мог стать отправной точкой для продуктивной дискуссии. Но  были лишь отдельные наводящие на размышления примеры, в частности,  опыт Вологодской области и НП «Водлозерский».

{hsimage|Дмитрий Заволокин обещает незабываемую охоту рядом с монастырем ||||} Выступления двоих участников оставили недоумение, туда ли они попали. Дмитрий Заволокин, руководитель туристической базы «Hunter Paradise» в 80 километрах от Петрозаводска, призывал восстанавливать разрушенный Ионо-Яшезерский монастырь. Дело благое, но осталось непонятным, в чем же будет заключаться роль самого бизнесмена. Создалось впечатление, что господин Заволокин призывает бюджет раскошелиться, чтобы  его клиенты после «незабываемой охоты» (так сказано в рекламном буклете)  могли приобщиться к вечным ценностям в виде монастыря — модному нынче тренду.

В Петрозаводске скоро появится культурно-просветительский комплекс «Северная  сказка», который  представил энергичный Денис Сергеев. Как он сообщил, в Песках возведут модель средневекового княжества, состоящую из детинца (княжьего терема и часовни) и посада. Молодой бизнесмен произносил приличествующие теме слова о возрождении духовности, воспитании молодежи, роли церкви, приобщении детей к культуре через игру и сказку, но все же проговорился об истинных целях:

— «Северная сказка» превзойдет любой развлекательный Диснейленд.

Вот что, оказывается, у нас теперь понимается под культурным наследием – Диснейленд. Денис Сергеев с радостью сообщил, что проект поддержан в мэрии Петрозаводска и Госкомнаце Карелии. Вип-духовность всегда найдет понимание в коридорах власти.

Самым содержательным стало  выступление Маркку Ниеминена, руководителя культурного фонда “Juminkeko”, уже 20 лет поддерживающего культурные и туристические проекты в Карелии. Маркку единственным из докладчиков высказал то, что на самом деле все понимают, но с некоторых пор на официальных мероприятиях боятся вслух произносить: сохранение культуры невозможно без  достойных условий жизни людей в деревнях. А там безработица, жуткие дороги  и плохие дома, часто отсутствует связь и даже электричество. Маркку предложил поэтапную программу с ремонтом конкретных дорог, реставрацией церквей, электрификацией деревень, созданием этнокультурных центров «Олонецкая Карелия», «Беломорская Карелия», «Поморы», «Заонежье» и других. Фонд приступил к делу и начинает трехгодичную программу по реализации этого проекта.

Причем финский фонд помогает не только там, где проживают карелы, но и традиционно русским Заонежью и Поморью. Это  и есть настоящая,  а не показушная духовность,  а рецепт ее возрождения хорошо известен, что и продемонстрировал Маркку Ниеминен.

В конце слово взял Вячеслав Агапитов:

— Зачем нам слушать про охотничий рай? В сельской местности люди живут как в каменном веке, как при этом говорить о духовности? Мы страдаем городским эгоизмом, а деревня брошена. То, что сейчас люди воспринимают советское прошлое как благо, — главное поражение нынешней власти.

Агапитов выразил недоверие правительству Карелии после событий в Беломорске, Медвежьегорске и Суоярви.

Примета нынешнего времени: люди, которые отмолчались во время круглого стола, потом в знак поддержки жали руку Агапитову.

Иллюзии и новые смыслы

{hsimage|Участники круглого стола  по образованию ||||} Круглый стол «Модернизация образования: технологии XXI века» в Музее изобразительных искусств в отличие от «духовного» получился действительно круглым – участники сидели лицом друг к другу,  формат  обсуждения подразумевал три коротких доклада, а затем дискуссию. Она состоялась.

Профессор Высшей школы экономики Олег Прикот рассуждал о модернизации педагогического образования в Карелии как избавлении от иллюзий.  Наряду с понятными тезисами  о том, что модель педагогического образования – это предмет общественного договора, что опасно воспроизведение стереотипов, были  спорные тезисы – о том, что без инновационного сектора экономики подготовить учителя невозможно, что должны быть разработаны региональные профессиональные стандарты. Сразила наповал следующая мысль профессора: «Кластером непрерывного образования должен быть венчурный капитализм». (Очередное модное в образовательной среде словцо «кластер» означает структуру предприятий, объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками. — Ред.) На что ректор Дагестанского педагогического университета Джафар Малаев заметил: «Уважаю Высшую школу экономики, но почему-то у нее основная цель – разрушение педагогического образования». – «Речь не о разрушении педагогического образования, — ответил Олег Прикот, —  а о том, чтобы придать ей новые смыслы». Расплывчато, но дискуссия, в общем, была.

{hsimage|Резолюция круглого стола ||||} Замминистра образования Геннадий Сараев представил региональную модель системы непрерывного педагогического образования, подготовленную в Минобразования Карелии. Трудно воспринять ее с голоса и по нескольким слайдам, но насторожило вот что:  почти полностью ломается сложившаяся система (опять «до основанья мы разрушим»?). Удивило предложение сделать Карелию федеральной экспериментальной площадкой в апробации новой модели непрерывного педагогического образования, что больше по плечу богатым регионам. На дотационной Карелии что только не испытывали за последнее десятилетие! В эксперимент с ЕГЭ мы ведь тоже первыми вступили. Ректор КГПА Сергей Гриппа призвал не изобретать велосипед.

Проект модернизации региональной системы непрерывного профессионального образования в Карелии презентовал ректор ПетрГУ Анатолий Воронин. Он сразу же сказал, что представление, будто российское образование лучшее в мире, спорно, иначе мы бы не оказывались так далеко в  различных международных рейтингах. Ректор сообщил, что среди показателей эффективности работы вуза теперь будет учитываться показатель трудоустройства выпускников по специальности. Анатолий Воронин  считает, что Карелия готова к тому, чтобы разворачивать стройную систему непрерывного образования.

Когда в режиме телеконференции к обсуждению подключилась Москва, слово взял Вениамин Каганов, первый заместитель руководителя департамента образования Москвы. Вот это неожиданность! Каганов хорошо  некоторым из нас знаком, окончил школу в Петрозаводске, физфак Петргу, работал зав. отделом в обкоме ВЛКСМ. Вроде бы на ниве образования не был заметен и вдруг такой взлет…

Программно прозвучало выступление профессора из немецкого Мюнстера Карла Хаана. О современном образовании, и не только об образовании, он говорил неожиданно для европейского интеллектуала:

—  За 50 лет реформ в Германии немцы перестали быть культурными и образованными людьми. И это самый богатый народ в Европе! В образование и науку вкладываются большие средства, но не надо думать, что деньги – решение всех проблем. В какое время мы живем? Кризис не экономический, не финансовый, а духовно-культурный. Мы живем не в постмодернистском, а в позднемодернистском периоде. Трагизм в том, что модернистское общество по своей сути деструктивно и суицидально, оно не имеет будущего. Создать новую основу для образования – единственное, что мы можем сделать. Новаторство в том, что образование не должно быть оторвано от нормальных основ. Многообразие, плюрализм взглядов привели к скептицизму. Студенты теряют ориентиры, становятся равнодушными. Получается, что преподаватель оказывает услугу в сфере образования, чтобы студенты могли хорошо существовать в либерально-капиталистическом обществе. Самостоятельное мышление оно исключает. Новый подход в том, что образование должно стать  национальным. Будущее возможно только в том случае, если образование будет связано с живыми национальными традициями. Укоренение в национальной культуре крайне важно.

Взгляд на образование как основу существования общества поддержал Василий Рабош, проректор РГПУ имени Герцена: «Образование – институт развития не только экономики, но и цивилизационного развития».

 
Так на круглом столе столкнулись два принципиально различных взгляда на образование – узко прагматический как на как сферу услуг, готовящую кадры для капиталистических предприятий (говорится мягче — "для экономики"), и широкий  — как на цивилизационную основу общества. Уже сам факт такой открытой дискуссии достижение.
 
Фото автора
 
 
  • Яна Жемойтелите

    Маркку Ниеминен и культурный фонд Juminkeko еще финансируют выпуск серии «Классики карельской литературы» в здательстве «Периодика». У нас на это денег, понятно, нет.
    Еще — финское общество учителей физкультуры шесть лет финансировало проект преподавания здорового общества жизни в школах Карелии, в воспитание наших школьников Финляндия вложила колоссальные деньги — только бы они не пили и к наркотикам не пристрастились… У нас на это денег опять-таки не хватает.
    Когда я сталкиваюсь с подобными фактами, мне становится очень стыдно за свою страну.

  • Ангелина

    Это ж в каком духовном кризисе находимся мы (имею ввиду наше гос-во и власти), если финн Маркку Ниеминен уговаривает нас возродить нашу деревню, если его. больше чем нас это заботит!Вот это позор!!!

  • ананьин валерий

    Ну, значит, к месту было процитировано Вами, Алексей.
    А о Пушкине — всю жизнь его читаю и обязательно наткнусь на новое и актуальнейшее…

  • Aлексей Kонкка

    Нет, уважаемый Валерий, если быть точным, это не Конкка сказал, это статья генерального директора журнала «Знание-сила», секретаря Союза писателей Москвы Игоря Харичева «О народе России» в ЕЖе. Там много еще чего сказано))

    А Пушкин — да, не перестаешь восхищаться уму и таланту, что говорить…

  • ананьин валерий

    И еще сказано: «Иисус сказал: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст… Тогда ученики, притсупив, сказали Ему: Знаешь ли, что фарисеи, услышав сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: Оставьте их: они — слепые вожди слепых; и если слепой ведет слепых, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал ему: Изъясни нам притчу сию. Ииисус сказ: неужели вы еще не разумеете? ( Матф., гл.15, 11-16)

  • Владимир Дружинин

    [quote name=»Ольга»]Меня поражает, что у нас и в культуре, и в образовании, да и во многих других сферах жизни внешняя форма вытеснила содержание…[/quote]

    [quote name=»ананьин валерий»]»Наше все» Пушкин как в воду глядел…[/quote]

    А еще раньше Пушкина сказано было…

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы очищаете внешность чаши и блюда, но внутри вы полны хищения и нечистот! Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их!
    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны окрашенным белой краской гробам, которые снаружи действительно кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всяких нечистот. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (от Матфея 23:25-28).
    «…все тонет в фарисействе» – в недалеком прошлом писал Пастернак.

  • ананьин валерий

    Алексей, прошу простить за описку в фамилии -нечаянную…

  • ананьин валерий

    «Наше все» Пушкин как в воду глядел: в России все «революции» всегда начинаются сверху, и единственным «европейцем» у нас всегда остается — правительство. Не цитирую точно, но смысл — передаю. Думаю, у него это сказано не очень-то оптимистично и одобрительно… Но тут еще и прав А. Коннка: речь, увы, никак не о «правительстве» нынешнем… А там — доведется ли кому жить в ту пору прекрасную…
    И еще: мне это переслали друзья ВКонтакте, не могу не поделиться. No comment:

    Агния Барто, 1957 год.

    «Мы сегодня в цирк поедем!
    На арене нынче снова
    С дрессированным медведем
    Укротитель дядя Вова.
    От восторга цирк немеет,
    Хохочу, держась за папу,
    А медведь рычать не смеет,
    Лишь сосет потешно лапу,
    Сам себя берет за шкирки,
    Важно кланяется детям.
    До чего забавно в цирке
    С дядей Вовой и медведем!»

    Правда, ей-то было — забавно, а сегодня — разве что смех сквозь слезы, по Гоголю…

  • Aлексей Kонкка

    Кое-что об образовании и духовности:
    «Как писал в одной из своих работ культуролог Игорь Яковенко: «Подавление личностного начала — одна из магистральных функций русской культуры». А известный философ Вадим Межуев подчеркивал: «Отличие России от Запада следует… искать не в цивилизации — здесь можно говорить лишь об отсталости России от Запада, — а в культуре».
    Ситуация и в самом деле тупиковая. Надежда может быть только на власть. Разумеется, не нынешнюю. А ту, которая, по-настоящему думая о будущем страны, станет осуществлять широкую просветительскую деятельность. Подобную по влиянию на общество той, какая проводилась после Второй мировой войны в Германии и Японии. Попутно эта власть должна подавать обществу пример в законопослушности, порядочности, в реальном неприятии коррупции. Так что речь в любом случае о не столь близком будущем.
    С нашим народом действительно проблемы. Но в этом не его вина, в этом его беда. Как бы разъяснить нашему народу, что уважение к личности напрямую связано с экономическим процветанием. Что эффективна вовсе не та власть, которая держит все в кулаке, а та, которая обеспечивает действие закона для всех без исключений. Что нести за себя ответственность надежнее, чем доверять это государству»:
    http://ej.ru/?a=note&id=11500

  • Ольга

    Меня поражает, что у нас и в культуре, и в образовании, да и во многих других сферах жизни внешняя форма вытеснила содержание… Во время прохождения аттестации (рассказывали педагоги), содержание их отчетов даже не читают, просматривают бегло, но если вдруг какие-то замечания возникнут по поводу внешнего оформления работы или списка литературы — это уже серьезно. Безусловно, важно соблюдать такие формальности, но разве ЭТО главное в работе педагога? У нас ведь есть прорывные методики и наработки, только они, увы не находят поддержки (от недостатка понимания что ли) в чиновничьей среде… Поэтому и получаем «духовно развивающие» диснейленды…

  • Елена Ициксон

    Да, форум поражает разнообразием предложений! Торговые центры на площади Кирова и в квартале исторической застройки, а теперь и Диснейленд в Песках! А как это у кладбища, ничего? Может быть, в Сулажгоре еще?..