{hsimage|Разноэтажный Петрозаводск ||||}
Вам не приходило в голову, что последнее время, по крайней мере года три, в Петрозаводске идет вялотекущая необъявленная война с переменным успехом для сторон и вспыхивающими временами местными конфликтами?
Петрозаводчане то воюют за сохранение в черте города еще сохранившихся зеленых массивов, то протестуют, выходя на митинги и пикеты, против сноса старинных зданий или строительства новых торговых центров. Не успевает стихнуть один конфликт, как тут же вспыхивает другой, с привлечением судов и прокуратуры. Не успели защитники Левашовского бульвара отпраздновать победу в суде, который запретил высотное строительство в районе бульвара (но не само строительство), как тут же появилась информация о бунте другой группы горожан, начавших войну с застройщиками площадки на месте сгоревшей детской поликлиники. По мнению многих чиновников, поджигателями выступают журналисты, раздувающие из искры пламя, по мнению горожан, — чиновники, которые незаконно присвоили себя права единственных хозяев города.
Когда факты носят не единичный характер, это, простите, уже система или эпидемия. А с этим мало бороться, надо системно лечить, чтобы исключить рецидивы. Надо сказать, что я отсматриваю все публикации на интересующую меня тему, и вот на что обратила внимание: эта ситуация почему-то не находит адекватного отражения в жизни городского Совета и даже общественного совета Петрозаводска, созданного при нем. Не нашла я информацию о том, что депутатов заинтересовало, когда и почему горожане и органы городской власти оказались в постоянном конфликте, который не гаснет уже длительное время. Я отдаю себе отчет, что мы живем не в Швеции или в Норвегии, где в новом городском строительстве принимаются во внимания даже единичные мнения. Но ведь основы для мира есть и у нас — мы живем в одном городе, и каждый из нас, в том числе и депутаты, хотят, чтобы он, город, был комфортным и удобным для проживания каждого, городом, которым можно гордиться.
И еще: мы сами выбирали городскую власть, то есть депутатов и мэра, значит, они должны (просто обязаны!) при принятии того или иного решения учитывать весь спектр мнений горожан, которых они представляют во власти. Пока же мы живем в одном городе, но вроде как на разных планетах, или говорим на разных языках, как при строительстве Вавилонской башни.
На упреки горожан мэрия обычно возражает: проводятся публичные слушания, заседания градостроительного совета. Но, во-первых, не у всякого есть возможность не только прийти туда, но даже вовремя получить информацию о предстоящих слушаниях. А во-вторых, почему чиновники считают ниже своего достоинства (по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление) снизойти не только до публичных дискуссий, но и диалога с горожанами? А ведь, насколько известно, Карелия занимает чуть ли не первое место среди регионов России по числу СМИ, в том числе и бесплатных, большинство из них выходят именно в Петрозаводске. На бесплатный доступ одной из таких газет в каждую петрозаводскую семью тратятся десятки миллионов рублей.
А ведь, казалось бы, чего проще. Убедят меня, что для Петрозаводска в общем и для конкретного петрозаводчанина в частности, важнее не сохранить Левашовский бульвар или зеленые насаждения на Древлянке, а построить там новые торгово-офисные центры вместо доступного жилья, универсального зала, в котором можно проводить спортивные мероприятия и концерты с тысячами зрителей, и я не только не пойду сама протестовать, но постараюсь убедить не делать этого своих друзей, соседей, родственников. Пока же я не понимаю, почему в городе нужно строить новые торговые центры, когда в просторных залах уже существующих можно футбол гонять из-за полного отсутствия или минимального числа покупателей. А большинство петрозаводчан предпочитают до сих пор грязноватые городские рынки раскрашенным железобетонным монстрам. По, увы, прозаической причине — отсутствия денег, ибо при всех наших северных и кадровых средняя зарплата в Карелии ниже, чем по России, а вот стоимость жизни, в том числе и услуг ЖКХ, выше.
Меня очень интересует одна тема, которую можно назвать приблизительно так: «Портрет петрозаводского инвестора. Как его ищут и где находят». Почему его, этого инвестора, в одном из самых своеобразных и прекрасных регионов России интересуют только торговые площади? Тем более, что наше правительство в минувшем году широко презентовало, организовав для этого даже форум в столице республики, программу «Духовное возрождение Карелии». Как в это духовное возрождение вписывается Петрозаводск, все более приобретающий рыночно-базарно-лавочный облик? Или у каждого своя программа? У республики и у Петрозаводска?
Каждая война несет с собой не только физические потери, в нашем случае под угрозой своеобразие маленького провинциального города, еще в недавнем времени одного из самых зеленых на Русском Севере. До революции он, кстати, славился еще обилием сирени, цветущей как раз в белые ночи. Как вам такой романтический портрет Петрозаводска?
Но дело в том, что город — не только место жительства человека, он формирует не только его бытие, но и сознание. Не получится ли так, что после нашей местной войны появится очередное потерянное поколение?