Свободная трибуна

О бренде, мышкарях и пассионарности

{hsimage|Теэму Мойланен на семинаре «Зачем нам бренд?»|||}Семинар «Зачем нам бренд?» с участием финского эксперта Теэму Мойланена прошел в Петрозаводске.
 
Кажется, «Комсомольская правда» опубликовала не так давно целый список городов и даже регионов, которые активно работают над созданием брендов своих территорий, прежде всего для развития там туризма.
 
Для меня примеры такой успешной работы Великий Устюг, что в Вологодской области, и маленький городок на Волге Мышкин. Каждый выбрал свой путь, но результаты весьма схожи. А точнее, успешны. Трудно сказать, как бы сложилась судьба Великого Устюга, если бы туда несколько лет назад не заглянул ныне бывший мэр Москвы Ю. Лужков, который не только подал идею сделать городок родиной Деда Мороза, но и помог с финансами. Сегодня здесь создана целая туристская индустрия, но бренд помог городу сохранить и свою историческое лицо: не случайно Великий Устюг не выпал из нового списка исторических городов России. Да и то, как представить себе летнюю резиденцию старца в цокольном этаже панельной многоэтажки? У кого тогда появилось бы желание ехать туда?
 
Мышкин, в советское время просто село, несмотря на численность населения — около 5 тысяч человек — и наличием всего одного промышленного предприятия — газораспределительной станции, решил обыграть  свое старинное название, которое не менялось на протяжении веков. Сегодня сюда ежегодно приезжают десятки тысяч человек, за 20 лет создано около десятка музеев, причем на основе частных коллекций. Мышкари и мышкарки активно взялись за дело, и на вопрос «Как удалось депрессивному поселению выбраться на берег, не утонув в перестроечном болоте?» бодро отвечают: «Мышей стрижем!». И делают это умело. А ведь Мышкин находится, что называется, под боком у Углича с его уникальными памятниками культуры и истории — только чтобы полюбоваться Успенской церковью XVI века, прозванной в народе Дивной, сюда приезжают тысячи людей. Мышкин, успешно создав свой собственный бренд, активно соперничает и с Угличем, и с другими старинными городами Ярославской области.
 
О том, что, создавая бренд своей территории, нужно обязательно помнить о необходимости не только оправдывать ожидания, но и превзойти их, о необходимости единичности и уникальности брендовых проектов, говорил на семинаре «Зачем нам бренд?» гость Петрозаводска из Финляндии Теэму Мойланен. Семинар прошел по инициативе Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге и администрации Петрозаводска. Т. Мойланен выступил с докладом «Формирование бренда территории». Значит ли это, что Петрозаводск решил обратиться к опыту Финляндии, где эта работа находится на высоком уровне, накоплен богатый опыт? Поживем — увидим. На семинар пришли предприниматели, сотрудники Карельского научного центра, представители городской власти, журналисты, музейные работники. И хотя выступление Т. Мойланена носило скорее теоретический характер, его слушали с большим интересом, многие положения доклада вполне могли быть использованы при создании бренда Петрозаводска.
 
А вот большая часть выступления Юрия Савельева, главного ученого секретаря Карельского научного центра РАН, была посвящена конкретно столице Карелии — «Концепция бренда г. Петрозаводска: подходы, идеи, способы, визуализация». Интерес к брендам, к сожалению, и в Карелии, и в Петрозаводске пока проявляют больше академические институты, но не представители власти. Так, сотрудники институтов КарНЦ РАН провели социологические исследования, обосновали идеи предполагаемого петрозаводского бренда, предложили даже проекты логотипов и слоганов. Каким же видят они бренд столицы Карелии? 
 
Мэр города Н. Левин откровенно признает, что сегодня Петрозаводск не представляет особого интереса как турпродукт. Можно изменить ситуацию? Можно, считают специалисты и предлагают позиционировать Петрозаводск как город у воды, тем более что он находится на берегу самого большого озера Европы.  К сожалению, Онего пока мертво для нашего города. Кроме Онежской регаты трудно припомнить что-то еще, связанное с озером. Если коротко, то предложения по созданию бренда Петрозаводска и сводятся к активному использованию Онежского озера. Здесь и развитие судостроения, и наш уникальный Морской центр, использование научного потенциала города, проведение различных соревнований, фестивалей и праздников, связанных с древним Онего. Тема воды может прозвучать и в архитектуре города. В этой работе важно все, начиная с создания безопасности для приезжающих в регион до информационного обеспечения бренда.
 
В выступлении Т. Мойланена позвучала одна мысль, которую я особо отметила в своем блокноте. Мысль о том, что нельзя чтобы жители региона говорили: «Они создают бренд», все должны знать: «Мы создаем бренд». Идею бренда может разработать один человек, возглавить работу по ее воплощению — группа креативных людей и представителей власти, но участвовать в этом должны все жители региона. Бренд продукции или территории, подчеркнул Т. Мойланен, создается коллективом участников, и чем коллектив больше, тем успешнее будет результат. 
 
…Я долго искала, каким словом можно охарактеризовать жителей Мышкина, создавших новый образ своего города. И нашла: пассионарность. Понятие это, как известно, ввел в обиход Лев Гумилев. Политический словарь пишет, что это слово (от лат. passio — страсть) обозначает особое свойство характера людей, проявляющееся как непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. А ведь действительно: надоело жителям села Мышкина существовать на обочине жизни и они превратили его в город, уникальный, привлекательный, говорят, на зависть всем соседям. И еще: здесь не только используют историю на благо города, но и свято берегут память. Я нигде больше не видела, чтобы на домах висели таблички не только с номером дома и названием улицы, но и с коротким рассказом, кто жил в этом доме, а главное, что он сделал для города: подарил ему библиотеку или свою коллекцию, благоустроил улицу, создал музей. Кстати, этот термин «пассионарность» как атрибут деятельности по созданию бренда региона прозвучал и в докладе Теэму Мойланена. Перефразируя известную строку, можно сказать: чтобы зажглись звезды, это должно быть кому-то нужно. 
 
  • Ольга

    Уважаемое 11! Я не сочиняю! Мой сын учится в начальной школе (одна из престижных) Петрозаводска, у них нет ни краеведения, ни информатики!!! По программе изучать информатику должны со 2 класса начальной школы, краеведение — с 1-го!

  • 11

    [quote name=»Ольга»]О чем вообще можно говорить, когда далеко не во всех школах Петрозаводска (даже престижных) изучается краеведение![/quote]
    Не сочиняйте. Предмет Моя Карелия — есть в КАЖДОЙ школе.

  • Екатерина Алексеева

    Многие люди называют Петрозаводск Петроларьком, так как в городе все построено на «купи-продай». Некоторые эксперты пришли к выводу, что Петрозаводск — центр социо-гуманитарных инноваций, ведь у нас проводится огромное количество конференций, семинаров, форумов и пр. Валерий Хилтунен назвал наш город Экспертозаводск

  • Ольга

    Как же больно слышать из уст чиновников о Петрозаводске: «город не представляет особого интереса как турпродукт»… Это подтверждение их непрофессионализма и профнепригодности. Исторические здания в нашем городе уничтожаются, вместо них появляются жуткие торговые центры (видимо, по мнению представителей городской администрации, это и должно стать брендом Петрозаводска). Думаю, надо ПРОСТО ЛЮБИТЬ свой город — тогда и идеи появятся, как сделать его краше!!! Абсолютно точно подмечено: жители Великого Устюга гордятся, что именно у них находится резиденция Деда Мороза! Побывав у него в гостях, наши дети (да и взрослые тоже) поверили, что он есть, что он настоящий! Посетили Почту Деда Мороза, увидели своими глазами, что все письма и подарки он получает. Были просто счастливы! Кто ездил в Великий Устюг, подтвердит, насколько неудобно до него добираться (поезда туда не ходят, мы из Карелии ехали с пересадкой на двух поездах и далее на автобусе), но это не останавливает поток туристов! Согласна с М. Гольденбергом: «…Мало литературы по краеведению: выход какой-нибудь брошюрки — событие. Очень мало буклетов, проспектов, не говоря о полноценной туриндустрии. Много чего мало или нет…» О чем вообще можно говорить, когда далеко не во всех школах Петрозаводска (даже престижных) изучается краеведение! Зато везде в обязательном порядке(!) с 4 класса вводится малопонятный спецкурс по религиям или светской этике… Какая «этика», если не только приезжие, но и многие коренные жители республики не знают основ материальной и духовной культуры Карелии?!! Можно ли без знания истоков, истории края задумываться о создании бренда?

  • ИЛ

    Как-то мы посетили город Тотьма.. прекрасный городок.. на 10 тысяч населения 5 (не меньше) музеев!!!
    А идея Линника создать «Полимусейон»-центр из 5 музеев. Не только готовый бренд, но и готовые экспонаты!! Увы!! 20 лет человек бьется о его создании.. В Петрозаводск могли бы ехать со всего мира, чтобы посмотреть коллекцию «Амаравеллы» или произведения Инфантэ!!! Так это же надо голову приложить в первую очередь.. Но головы заняты другим..

  • Михаил Гольденберг

    Карелия — целина брендов. К сожалению, «пропиарен» только остров Кижи.
    Одни петроглифы чего стоят! Памятник мирового значения, но спящий бред. Его и в Карелии знают далеко не все. А ББК!!! Это же Эльдорадо, опоясанный сегодня колючей проволокой. Даже на фотоаппарат выбежит охранник с угрозой… Не говоря уже о туринфраструктуре, дорогах и т.д.
    Наша история — прекрасный бренд. Но как у нас ее не любят, не понимают и очень плохо представляют посетителю. В г.Мышкине действительно 7 музеев. И край преобразился.
    У нас в Национальном музее в постоянной экспозиции нет ХХ века. В Карелии нет музея Карельского фронта. Мало литературы по краеведению: выход какой-нибудь брошюрки — событие. Очень мало буклетов, проспектов, не говоря о полноценной туриндустрии. Много чего мало или нет…
    На Западе можно встретить чемпионаты по переноске жен или бабушек. В Норвегии на о.Вардё есть услуга в музее ( сам видел)- можно взять лодку, чучело ведьмы для сжигания последней. Там оказывается в средневековье сожгли 80 ведьм. Пользуется спросом…
    А пример с г. Бильбао — был жутким криминальным захолустьем, но как только появился музей Гугенхайма… Все изменилось и Бильбао знают, не только как город басков. Наша соседка Финляндия оказывается с 1984 года работала над брендингом страны чуть ли не со всем населением. Эффект есть.
    У нас пока только разговоры. Но потенциал — огромный.

  • Мария

    гг.Великий Устюг, Мышкин — отличные примеры того, как грамотный менеджмент и энтузиазм жителей может вывести город на новый виток развития. А у нас только одно чиновничье занудство : город «…не представляет особого интереса как турпродукт» (с). Горожане давно готовы подхватить хорошую идею и вложить в ее реализацию свое время, опыт, таланты, знания.
    Помню, одно время обсуждалась идея создания Онегаборга. В ней тоже предполагалось использование прнибрежного положения города.