Главным редактором «Русского журнала» наш гость стал недавно, в августе прошлого года. По его словам, он намерен вернуть журналу независимость, усилить региональные представительства. «Русский журнал» как сетевое СМИ возник в 1997 году, это одно из трех старейших интернет-СМИ России. Одним из авторов «РЖ» является наш земляк Вадим Штепа, который и представил московского гостя.
Беседа длилась около двух часов. Хочу познакомить читателей с некоторыми высказываниями Александра Морозова, которые, мне кажется, дают пищу для размышления.
Как социолога Морозова занимают четыре больших изменения наших дней.
Первое — урбанистика, изменение городов. Они всё менее приемлемы для жизни. Заметна попытка понять большие города: какую форму они примут после того, как перестанут быть индустриальными центрами?
Второе — что будет с социальными медиа, этой новой коммуникацией? Они сокращают расстояния, но у них есть обратная сторона — создание достаточно агрессивной среды. Социальные медиа рождают глобальные культурные и антропологические образцы, новый тип человеческого поведения.
Третье — аудиторная демократия эпохи медиа. Меняется сам характер политического участия, с пультом в руках человек может сказать свое «да» или «нет» по обсуждаемому вопросу. Последние годы многие на Западе и у нас писали о наступлении постполитики, защитили диссертации — и вдруг случились события на арабском Востоке и в России. Иностранцы рвутся сейчас в Россию, здесь в отличие от Европы что-то происходит, возникают новые сюжеты — Удальцов, Шеин, новые группы. Морозов: «Мы живем в интересную эпоху!»
Четвертое — наступление эпохи пиктограмм. Очевидно перепроизводство контента, непрерывно идет сокращение объема текстов. В глобальный мир втянуты целые народы, не знающие или плохо знающие английский, — пиктограммы неизбежны. Визуализация меняет наше существование, происходит сжатие речи. По признанию Морозова, он просит авторов не писать тексты свыше 4 тысяч знаков, а вскоре придется сократить их до 2 тысяч. Идет борьба за внимание аудитории, оно делается все более точечным, вспышечным, что приводит к разрушению традиционных медиа.
Первый вопрос, который задали гостю, — есть ли будущее у библиотек? На его взгляд, они должны сохраниться как культурный институт, как университеты и церковь, но какими будут через 15-20 лет неизвестно.
На вопрос об эволюции России в сторону парламентской республики Морозов ответил:
— Это иллюзия, Путин противник парламентской республики. Только следующее поколение руководителей перестанет испытывать страх перед децентрализацией. Более ценным был бы процесс региональный. Если территории заговорят, возможен путь к новой Конституции.
Этнолог Алексей Конкка заметил, что в декабрьских демонстрациях было что-то от фольклорного театра.
— Вы правы, — согласился Морозов, — многие писали о карнавализации демонстраций — одном из фундаментальных принципов, объединяющих людей. Это делает выступление людей фольклорным, не элитарным.
На молодых Морозов смотрит с симпатией:
— Новое поколение придает больше значения контрактным отношениям. Возникла еще не правовая, но новая культура — я заключаю с реальностью контракт. Потому такой протест вызвали выборы — контракт был нарушен.
Острая дискуссия с подачи двух молодых людей завязалась в конце встречи вокруг РПЦ. Морозов не приемлет интеллигентской манеры мазать всех одним миром, видя в православной церкви как отрицательные проявления, так и здоровое начало. Себя он называет церковным человеком, работал три года в патриархии при предыдущем патриархе. По его словам, две идеи присутствуют в современном православии — идея покаяния и идея торжества православия. Морозову, судя по всему, ближе первая.
Вот кратко о некоторых сюжетах беседы. Подробности можно прочитать в ЖЖ ее участников.
Я не пожалела, что потратила субботнее время. Как же нам не хватает таких дискуссий — без крайностей, без навешивания ярлыков, со стремлением понять аргументы оппонента. И за это спасибо нашему гостю и Национальной библиотеке. Ремонт, отзвуки которого иногда доносились до нас, лишил атмосферу беседы ненужной академичности.