Кижи уже не раз были центром антифеодальных восстаний (по-заонежски восстание – возбуж). Неужели нас толкают к новым?
Утром 25 января я приехал в город из Марциальных Вод на санаторном автобусе. Город П. спал в снежных объятиях. Улицы были занесены снегом, а транспорт разноцветным металлом теснил людские ручейки. И по первому впечатлению гостя (читал недавно заметки Шендеровича «Путешествие из Петербурга … в Петрозаводск») Север, природный и человечий, абсолютно ко всему индифферентен – традиции и менталитет как-никак. Но в этот день часть горожан все же была взбудоражена и причиной тому московские кадровые решения: министр культуры г. Мединский назначил на должность директора музея-заповедника «Кижи» небезызвестного г. Нелидова.
Мой приезд в город первоначально был связан с собранием Союза писателей, но перед поездкой я уже знал от журналистов об информационной бомбе (вот и думай, кто же у нас террорист?), взорвавшей Интернет.
Разумеется, сначала я еду в главную контору музея «Кижи». У сотрудников лица такие, что бывают на похоронах. Сразу подключаюсь к обычному на Руси занятию – писать письмо барину. Дамы при этом считают, что обращаться к первому лицу государства необходимо по имени-отчеству, но я настаиваю на европейской формуле «господин Президент». Письмо отправляем на Kremlin.ru.
Звонят из Законодательного Собрания и приглашают на заседание Комитета по образованию, культуре и делам молодежи, посвященному ситуации вокруг музея «Кижи». Когда возбужденная толпа из общественников, творческой интеллигенции и музейщиков заполнила Большой зал, депутаты Ирина Петеляева и Андрей Рогалевич уведомили собравшихся, что ведется прямая трансляция в Интернете. Первой выступила Эльвира Аверьянова, директор музея «Кижи». Сильно волнуясь, она говорила о грозящей музею катастрофе. Михаил Гольденберг, директор Национального музея РК, к месту напомнил, что музей «Кижи» в прошлом году был признан лучшим музеем России и, стало быть, в решении кремлевского министра нет логики. Убедительно говорил и один из главных участников нынешней фронды – журналист Анатолий Цыганков, поведавший о протестном письме, которое направило правление Союза журналистов в Москву. И тут мне подумалось, что, видимо, сегодня в Кремле читают лишь карельские челобитные.
Как всегда эмоционально выступали этнолог Алексей Конкка и председатель КРОО «Заонежье» Валентина Сукотова. Я же в свою очередь напомнил собравшимся о парламентских слушаниях 2008 года. Тогда мы просили разобраться с социально-экономическим произволом, творимом на былинной земле Заонежья. К сожалению, воз и поныне там. Историки знают, что Кижи уже не раз были центром антифеодальных восстаний (по-заонежски восстание – возбуж). Неужели нас толкают к новым?
Кстати, читаю сейчас Мариуша Вилька, его недавнюю книгу «Дом над Онего», где он, к примеру, цитирует слова музыканта петрозаводской фолк-группы «ВА- ТА- ГА»: «А разве вся Российская Федерация не есть один большой леспромхоз? Лес вырубают подчистую – на экспорт». Лес, поясняет Вильк, они понимают расширительно – это могут быть и нефть и газ. От себя бы я добавил: и культурные ценности!
Из Законодательного Собрания, где сегодня было нескучно, спешу на собрание Союза писателей, где, напротив, сразу начинаю скучать. Уже второй час литераторы обсуждают свои проблемы. Одному не дали в этом году госнаграды, другого правление не поздравило с днем рождения… На фоне кижских событий все это мне показалось настолько мелким и неинтересным, что вскоре я оттуда сбежал.
… Вообще-то меня не удивляет отсутствие какого-либо отклика на произошедшее с Кижами Главы республики А.П. Худилайнена – ведь новогодние праздники остались позади, а стало быть уже не до сказок.
Полный список сайтов, где можно оставить подпись в поддержку музея «Кижи» здесь