Открытое письмо писателю Владимиру Мединскому от писателя Яны Жемойтелите
Здравствуйте, Владимир Ростиславович.
У нас тут разные соображения бытуют по поводу вашего решения назначить господина Нелидова в кижские начальники. И слухи ходят уже, что местечко-де куплено, иначе с чего бы вдруг такой подарочек? На мой писательский взгляд, однако, дела обстоят гораздо проще: ну, есть некий правительственный междусобойчик вроде колоды карт. И карты в этой колоде периодически перетасовываются, дабы вновь в подкидного дурака сыграть, надо же своих людей получше устроить. Система работает в культуре и на низовом уровне, а то вы сами не знаете. Мне представляется так, что в случае с Кижами сработала та же схема: на местах нужны свои люди, предсказуемые, послушные… Вообще, по-русски это называется кумовство. (Слово-то какое: отдает общинным укладом, деревней – в самом негативном смысле.) Иных доводов я не нахожу, честное слово. Чем вас так привлекла эта парочка Нелидов-Романов, которой вы отписали во владение Кижи? Или сойдет для сельской местности, то есть для «дикой» Карелии, как нас недавно назвали в рекламе? Авось народ пошумит да смирится. Вы бы, любезный мой, сперва хоть бы в Википедию заглянули, что ли, почитали о кижских восстаниях, вызванных, кстати, подобным начальственным произволом.
Владимир Ростиславович, на страницах собственных произведений вы можете как угодно перелицовывать отечественную историю, выставлять исторических персонажей в выгодном или невыгодном свете, ругать Петра I и обелять Ивана Грозного – они уже не возмутятся и не призовут вас к ответу, поскольку оба давно умерли. Но господа Нелидов и Романов – вот они, живехоньки, и чего стоят на самом деле, нам тут, в «дикой» Карелии прекрасно известно. Видали мы их в разных видах, и плоды их деятельности прекрасно известны. Лично меня что-то неладное в речах А.В. Нелидова настораживало с первых дней его губернаторства. К примеру, заявление: «Карелия – территория духовности, поэтому мы будем развивать туризм». Уж кому-кому, а доктору экономических наук грешно не понимать, что туризм – отрасль не производственная, но и не духовная. Духовность по большому счету – это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу. Разве вы как литератор сами не чувствуете диссонанса в заявлении Нелидова? Почему тогда надеетесь промыть карелам мозги, идеологически обработать несогласную мошкару и заполнить-таки директорское кресло Кижей тугим телом А.В. Нелидова? Вот уж точно игра в подкидного дурака. Нелидова в сложившейся ситуации мне даже как-то жалко. Его разве что только не побили, но вскоре, ежели он не отступится, абсолютно точно дадут в морду и правильно сделают. Потому что он теперь – живой символ обнаглевшей, охамевшей Московии. По большому счету совокупного мурла, хари, которая интеллигентных разговоров не понимает и, жемчужинку эту проглотив, не подавится.
Владимир Ростиславович, раз уж таковы правила игры, что своих надо обязательно куда-то пристроить, потому что они привыкли к хорошему содержанию, найдите, пожалуйста, А.В. Нелидову какое-нибудь другое место, где он будет делать то, что он действительно умеет делать. На московский взгляд мошкара-то мы, может, и мелкая, да только кусаемся больно. Иногда на следующий день и глаза не разлепить. Вот как оно бывает! Кто в наших местах бывал, расскажет. Вы там поспрашивайте.
С литературным приветом,
Яна Жемойтелите