«Страшно далеки они от народа». Августовские педсоветы заставили вспомнить бессмертную фразу.
Перед началом петрозаводского педсовета царило оживление: педагоги поздравляли друг друга со стартом учебного года, обменивались новостями, с тревогой обсуждали грядущие эксперименты. Но вот зазвучали доклады, и зал заскучал. Однако терпеливо слушал речи о миссии образования, вызовах времени, инновациях… Спору нет, темы нужные, концептуальные, но для августовского ли педсовета накануне системных изменений – не исключено, и потрясений – в образовании?
Одна из участниц педсовета печально сказала мне: «Что говорить о высоких материях, когда учитель – лицо страдательное? Он отвечает буквально за все! А сам не может квартиру построить, молодые учителя углы снимают за бешеные деньги…» Жилье для педагога и впрямь насущная проблема, но о ее решении не прозвучало ни слова – не только на этом, но и на предыдущих педсоветах. Кажется, лет шесть назад что-то говорили об учительском доме…
Понятно, почему так бурно, овацией, педагоги отреагировали на спонтанное горячее выступление Александра Белоуса, учителя химии 45-й школы. «Я сидел и ничего не понял», – искренне признался он. Для него, выпускника КГПУ, начинающийся учебный год – дебют в роли учителя и первый в его жизни августовский педсовет. Он поделился тем, что его волнует: ученики не получают базовых знаний, уходят из школы, не зная даже формулы этилового спирта. Министр образования Александр Селянин в свою очередь спросил молодого коллегу: а надо ли знать эту формулу? Помнит ли он сам, к примеру, строки Марины Цветаевой, физические формулы?
Градус разговора повысился, зал ожил. Люди потом пересказывали тем, кто не был, этот эпизод и еще несколько других, когда речь заходила о действительно тревожащих их вопросах, например, о возможных конфликтах при новой оплате труда. Платить педагогам будут по-разному, но справедливо ли?
На следующий день на республиканском педсовете, на который собрались в основном директора школ и управленцы, Александр Селянин рассказал о новой модели образования. Честно скажу, не позавидовала собравшимся: меняется буквально все! Стандарт образования, статус школ, распределение бюджетных средств на конкурсной основе, кардинальные кадровые изменения, новые принципы управления и начисления зарплаты… Потом на «круглых столах» продолжили обсуждение этих революционных изменений.
Но что интересно: Александр Селянин вспомнил здесь об эмоциональном выступлении Александра Белоуса. И министра, оказывается, зацепило! Их полемика о знаниях выпускника школы не случайна. Меняется подход к образованию. Вот как его сформулировала присутствовавшая на республиканском педсовете Мария Гончар, начальник отдела Минобрнауки России: «Мы уходим от понятия «фундаментальные знания» к понятию «фундаментальное умение учиться». Иначе говоря, не надо знать много, надо уметь получить те знания, которые востребованы в данный момент. Действительно, есть о чем поспорить – значит, нужны широкие дискуссии, и не только в профессиональном сообществе! Мультимедийные презентации только отдаляют людей от предмета разговора, они не заменят живого обсуждения.
…Каждый раз накануне 1 сентября думаю: о чем будут говорить учителя с детьми в первый учебный день? Вспомнят ли они о войне в Южной Осетии? Эти августовские дни накалили атмосферу в стране, во многих семьях. Взбудораженные взрослые часто не понимают, как болезненно дети реагируют на непонятные им события, на смерть чуть ли не в прямом эфире. Если не говорить с детьми о реалиях нашей жизни, они окажутся во власти страха и ощущения бессмысленности всего и вся. Спрашивала после Беслана учеников разных школ, обсуждали ли с ними на уроках эту трагедию? Не услышала ни одного утвердительного ответа. Так что не только начальникам всех уровней, но и всем нам, учителям и родителям, надо быть ближе к жизни.
"Лицей" № 8-9 2008